Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Псков-2004 Открыт в 1997 г. Лицензия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Advertisements

Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Суицидальное поведение подростков. Что такое суицид? Самоубийство Самоубийство Лишение себя жизни Лишение себя жизни Сознательные, спланированные действия,
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.о. Железнодорожный Московской области , Московская область,
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Псков-2004 Открыт в 1997 г. Лицензия от

Основные понятия Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Суицид – самоубийство. Парасуицид - преднамеренное самоповреждение с амбивалентным отношением к жизни. Суицидальное поведение – сложный комплексный феномен, который не может рассматриваться как простое следствие психического заболевания или трудной жизненной ситуации, переживаемой индивидом. Суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Суицидология – междисциплинарная область научного знания, изучающая причины суицидального поведения и пути профилактики.

Формы и виды суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Формы суицидального поведения: Суицидальные мысли; Суицидальные попытки; Завершенные суициды. Вид суицидального поведения Цель Демонстративно-шантажное Привлечение внимания окружающих Самоповреждающее (парасуицидальное) Уменьшение эмоциональных переживаний Истиное Последовательная реализация плана лишения себя жизни Виды суицидального поведения:

Факторы суицидального риска Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Биологические Психолого- психиатрические Социально-средовые 1. Наличие суицидов среди родственников 2. Аномалии серотонинергетиче ской системы мозга (низкая способность к саморегуляции) 1. Наличие психического заболевания (депрессия, шизофрения, алкоголизм и др.) 2. Индивидуально- психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению. 3. Суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом 1. Стрессовые события (смерть близкого, насилие, отвержение и др.) 2. Определенные социальные характеристики (Отсутствие дома, семьи и др.) 3. Доступность средств суицида

Мотивы суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Тип мотива Значение Для кого характерно Особенности, переживаемые чувства Призыв Привлечение внимания. Важно как прореагируют другие. «Обратите внимание, мне плохо!» «Пожалейте меня» Молодежь с тревожными, инфантильными, истероидными чертами Непризнанность,, отсутствие самореализации, занятость родителей своими проблемами Сообщают о своих намерениях, обычно не собираются умирать. Страх, обида, возмущение, непонимание

Мотивы суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Тип мотива Значение Для кого характерно Особенности, переживаемые чувства Протест Выражение протеста против происходящего. «Чтобы им стало хуже», «Я не позволю, чтобы это продолжалось» Молодежь с возбудимыми, импульсивными, неустойчивыми чертами Буллинг, насилие Испытывают гнев, ярость, обиду

Мотивы суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Тип мотива Значение Для кого характерно Особенности, переживаемые чувства Избеган ие Избегание страдания. «Не знал, что делать в невыносимой ситуации». «Я не справлюсь с этим» Личности с истинным суицидом, чаще после 30 лет. (Долги,кредиты, последствия психотравмирующих ситуаций) Переживают безысходность, беспомощность. Самоповешание, отравление

Мотивы суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Тип мотива Значение Для кого характерно Особенности, переживаемые чувства Самона казание Стремление наказать себя за свершенное или допущенное «Я не должен жить» Женщины среднего возраста (Предательство, сексуальное насилие) Испытывают вину, стыд. Самоповешание, падение с высоты

Мотивы суицидального поведения Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Тип мотива Значение Для кого характерно Особенности, переживаемые чувства Отказ Потеря смысла жизни. «Сделал это, чтобы умереть», «Нет смысла жить дальше» Лица старше 40 лет (Болезни, одиночество) Предшествующая депрессия. Спланированные действия. Самоубийство в одиночестве Для подростков возможный мотив - совершение «геройского» поступка, как показатель мужества и силы.

Работа с семьей по профилактике депрессий и суицидов у детей Специалисты: Социальный педагог; Социальный педагог; Педагог-психолог; Педагог-психолог; Семейный терапевт; Семейный терапевт; Психиатр Психиатр Главный стрессор для подростков – семейные конфликты, которые ложатся на гормональный фон, экологические стрессоры, проблемы самоидентификации у подростков 10-15% подростков говорят о попытках самоубийства. У летних самоубийство 3-я причина смерти Риск суицида возрастает, если подросток находится в изоляции (конфликт с родителями, родители заняты работой, выяснением отношений между собой, алкоголизация родителей и пр.)

Работа с семьей по профилактике депрессий и суицидов у детей Подростки нуждаются в открытых, теплых отношениях с родителями: Имеют возможность обсуждать с родителями их отношения; Имеют возможность обсуждать с родителями их отношения; Имеют возможность периодически высказывать претензии; Имеют возможность периодически высказывать претензии; Понимают, что взрослые их слышат; Понимают, что взрослые их слышат; Периодически выплескивают напряжение. Периодически выплескивают напряжение. «Профилактика депрессий и суицидов не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным» И.С. Кон Джозеф А. Микакки «Подросток в терапии»

Признаки суицида Проговаривание суицидальных мыслей с кем-либо: «не хочу жить», «хорошо бы заснуть и не проснуться», «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «я обуза для всех»; «нико­му я не нужен». Проговаривание суицидальных мыслей с кем-либо: «не хочу жить», «хорошо бы заснуть и не проснуться», «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «я обуза для всех»; «нико­му я не нужен». Жалобы на безнадежность, тоску, чувство утраты и др. сильные негативные переживания. Жалобы на безнадежность, тоску, чувство утраты и др. сильные негативные переживания. Трудности отвлечения внимания, фиксация на негативе, непроизвольное внимание к теме суицида. Трудности отвлечения внимания, фиксация на негативе, непроизвольное внимание к теме суицида. Приведение дел в порядок (раздача ценных вещей, упаковывание). Приведение дел в порядок (раздача ценных вещей, упаковывание). Прощание, выражение благодарности различным людям за помощь в разное время. Прощание, выражение благодарности различным людям за помощь в разное время. Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение принято, то мысли на эту тему перестают беспокоить, появляется энергия. Внешняя удовлетворенность, прилив энергии. Если решение принято, то мысли на эту тему перестают беспокоить, появляется энергия. Внешняя расслабленность. Может показаться, что человек отказался от мыслей о самоубийстве. Внешняя расслабленность. Может показаться, что человек отказался от мыслей о самоубийстве. Письменные и словесные указания, письма, записи в дневнике. Письменные и словесные указания, письма, записи в дневнике. Вспышки гнева у импульсивных подростков. Вспышки гнева у импульсивных подростков. Реальные события, за которыми следуют вышеперечисленные признаки. (Потеря близкого человека, потеря дома, отвержение значимых лиц, насилие и т.д.) Реальные события, за которыми следуют вышеперечисленные признаки. (Потеря близкого человека, потеря дома, отвержение значимых лиц, насилие и т.д.) Бессонница. Бессонница.

Авторитетный стиль воспитания Родители задают стандарты, но соотносят их с возможностями подростка Родители задают стандарты, но соотносят их с возможностями подростка Родители эмоционально теплые и устойчивые Родители эмоционально теплые и устойчивые В семье значимо самоуправление и саморуководство (родитель – помощник в самоуправлении) В семье значимо самоуправление и саморуководство (родитель – помощник в самоуправлении) Родители обсуждают, объясняют, но не критикуют и не дают советов, если подросток не просит Родители обсуждают, объясняют, но не критикуют и не дают советов, если подросток не просит Родители устанавливают правила и границы с учетом мнения подростка после открытых переговоров Родители устанавливают правила и границы с учетом мнения подростка после открытых переговоров Родители избегают ненужной борьбы за власть Родители избегают ненужной борьбы за власть Родители не воспринимают реакции подростков как личное оскорбление Родители не воспринимают реакции подростков как личное оскорбление Родители не защищают подростка от последствий его действий Родители не защищают подростка от последствий его действий Авторитетное воспитание – это характер взаимоотношений родителя с ребенком, а не набор навыков

Характеристики личности, опасные для суицидального поведения (Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С., зарубежные авторы). Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам; Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, дихотомическое мышление, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта); Низкий уровень коммуникативных способностей; Неадекватная самооценка; Ограниченный репертуар копинг-стратегий (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения); Неразвитость психологических защит; Низкий уровень саморегуляции, самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость; Ригидность эмоциональных и когнитивных процессов (напр, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций); Низкий уровень способности к решению межличностных проблем.

Научные взгляды на проблему суицида Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 1.З.Фрейд, В.Штекель, Р.Э. Литман – (психоаналитический подход) - себя убивает тот, кто хотел бы убить другого. Негативные эмоции (гнев, вина, ярость) и одиночество, беспомощность, безнадежность. 2. Э. Дюркгрейм – (социологический подход)- чрезмерная изоляция или интеграция в общество, а также недостаточная стабильность общества или чрезмерно жесткая регламентированность.

Особенности подросткового суицида Особенности подросткового суицида Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Причиной суицида подростков могут быть сексуальные травмы. Смысл подросткового суицида - это акт отчаяния, «крик о помощи» Подростковый суицид подражателен. Подростки копируют поведение, которое видят вокруг себя, в СМИ, в Интернет и пр. Смерть представляется как длительный сон, отдых от невзгод, способ попасть в иной мир, средство наказать обидчиков. У подростков суицид чаще встречается при таких типах акцентуаций характера, как истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности.

Организация профилактической деятельности в ОУ по предупреждению суицида Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Система комплексного психолого– педагогического сопровождения Оказание адресной психологической и психотерапевтическ. помощи детям, склонным к суициду и их семьям Недопустимы массовые мероприятия, направленные на профилактику суицида! Оказание психологической и социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации.

Задачи специалистов сопровождения Профилактика суицидального поведения (осуществление сопровождения дезадаптированных детей, информирование родителей, педагогов); Профилактика суицидального поведения (осуществление сопровождения дезадаптированных детей, информирование родителей, педагогов); Выявление детей, склонных к суициду; Выявление детей, склонных к суициду; Организация поддерживающей среды (включение в социум, работа с семьей); Организация поддерживающей среды (включение в социум, работа с семьей); Длительное сопровождение детей, совершивших попытку суицида; Длительное сопровождение детей, совершивших попытку суицида; Информирование о системе медико-психологической помощи Информирование о системе медико-психологической помощи Важно сохранение конфиденциальности информации!

Профилактическая работа с подростками осуществляется через реализацию программ: Формирования навыков противостояния негативному влиянию среды (Программы по профилактике потребления ПАВ, ВИЧ и пр.) Формирования навыков противостояния негативному влиянию среды (Программы по профилактике потребления ПАВ, ВИЧ и пр.) Развития коммуникативной компетентности и формирования навыков конструктивного общения Развития коммуникативной компетентности и формирования навыков конструктивного общения Формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций Формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций Развития саморегуляции и обучения способам снятия эмоционального напряжения Развития саморегуляции и обучения способам снятия эмоционального напряжения Формирования навыков разрешения трудных жизненных ситуаций Формирования навыков разрешения трудных жизненных ситуаций Развития личностной пластичности Развития личностной пластичности Формирования самооценки и позитивной Я-концепции Формирования самооценки и позитивной Я-концепции Формирования навыков планирования будущего Формирования навыков планирования будущего Цель: Укрепление личностных ресурсов подростков, расширение поведенческого репертуара

Профилактическая работа с педагогами и родителями Информирование об особенностях подросткового возраста Информирование об особенностях подросткового возраста Развитие коммуникативной компетентности и формирование навыков конструктивного общения с подростком (и родителями для педагогов) Развитие коммуникативной компетентности и формирование навыков конструктивного общения с подростком (и родителями для педагогов) Обучение способам ненасильственного воспитания Обучение способам ненасильственного воспитания Формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций Формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций Развитие эмпатии и рефлексии у педагогов Развитие эмпатии и рефлексии у педагогов Развитие саморегуляции и обучение способам снятия эмоционального напряжения Развитие саморегуляции и обучение способам снятия эмоционального напряжения Развития личностной пластичности Развития личностной пластичности Цель работы с педагогами и родителями: организация безопасной и поддерживающей образовательной и семейной среды

Суицид в России – 2-я по счету причина внезапной смерти несовершеннолетних. Суицид в России – 2-я по счету причина внезапной смерти несовершеннолетних. У 20% подростков существует опасность возникновения суицида. Каждый 2-й суицидент повторяет попытку в течение года. Каждый 10-й умирает от суицида. В 2000 г.каждый день в России совершается 150 самоубийств и 100 убийств. В России наблюдается омоложение самоубийств.

Что должны делать взрослые Когда сам ребенок или другие дети рассказывает вам о суициде или насилии (для педагогов): 1. Отнеситесь к ребенку серьезно. 2. Попытайтесь оставаться спокойным. 3. Успокаивайте и поддерживайте ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал», «Мне надо сказать психологу, социальному педагогу, школьному инспектору, о том, что случилось», «Они захотят задать тебе несколько вопросов», «Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности». 4. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его чувства, но вы не должны оставлять ребенку выбора. «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе плохо». 4. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него ( он может оказаться членом семьи). 5. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. 6. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают».

Что должны делать взрослые Процедура сообщения о суициде и насилии: Сообщите директору (заместителю, если нет директора), а также специалисту сопровождения (психологу, социальному педагогу) что ребенок рассказал вам о суициде и насилии. Не оставляйте ребенка с секретом одного. Организуйте возможность пообщаться наедине. Проинформируйте соответствующие службы (милиция, опека, врач). Если суицид или насилие в семье, не сообщайте родителям, пока службы совместно с директором не решат, что делать. Планируйте дальнейшие совместные действия. Сообщите службам всю необходимую информацию, касающуюся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий. Оставайтесь с ребенком до тех пор пока родители или скорая помощь,милиция не приедут за ним. Оставайтесь с ребенком при допросе милиции, если нет родителей Проконсультируйтесь с милицией (отделом опеки), можете ли вы отпустить ребенка домой, если они еще не поговорили с ним. Проконсультируйтесь с милицией (отделом опеки), какой информацией вы можете поделиться с ребенком и его родителями, если они еще не опросили ребенка.

Вы можете помочь ребенку, обеспечивая следующее: Нормальность: поддерживайте нормальный статус ребенка в классе Интимность: выражайте подходящим способом. Не решайте за ребенка, чего он хочет и чего не хочет. Спрашивайте. Это поможет вам создать комфортную для ребенка обстановку Теплое отношение: используйте нормальное выражение теплого отношения; пусть в вашем голосе звучит тепло Поддержка: кивните, подмигните ребенку, похлопайте по плечу, сделайте какой-нибудь знак, чтобы подчеркнуть значительность ребенка, чувство его ценности, принятия Постоянство и предсказуемость: жизнь ребенка вне класса может стать хаотичной. Класс может быть единственным местом, где ребенок чувствует себя нормально. Четко обозначьте ваши требования и ожидания Чувство принадлежности и включенности: демонстрируйте работу ребенка, вовлекайте в обсуждения и т.д Безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком и с кем бы то ни было. Ищите подходящую поддержку для себя. Переживания ребенка не предназначены для персонала Поведенческие ограничения: деструктивное и антисоциальное поведение должно твердо и постоянно пресекаться («Самоубийство запрещено») Поощрение и стимуляция: доступность полезного материала для чтения художественного творчества – это возможность для ребенка выразить свои чувства.

Информация об учреждениях и организациях, оказывающих помощь детям Городская комиссия по делам несовершеннолетних т ; Милиция т ; Отдел семьи, опеки и попечительства т ; Социально-реабилита-ционный центр т ; Психоневрологический диспансер; Детская поликлиника; Образовательное учреждение; Независимый женский центр т ; Прокуратура т ; Федеральный телефон доверия для детей т