«Школа 2100». КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традицион- ный взгляд: Основной результат работы школы - хорошие прочные ЗНАНИЯ по отдельным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Advertisements

Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Психологические особенности подросткового возраста.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Работа с родителями по вопросам введения ФГОСНОО Зам. директора по УВР Бабаева С.Д. МОУ СОШ 5 с.Эдиссии.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

«Школа 2100»

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традицион- ный взгляд: Основной результат работы школы - хорошие прочные ЗНАНИЯ по отдельным предметам ФГОС гг. Новые результаты (+диагностика) : Личностные – гражданская идентичность, социальные компетенции… Метапредметные – универсальные учебные действия (умения организовать дела, работать с информацией, эффективно общаться)… Предметные – опыт получения, преобразования и применения новых предметных знаний

Составим план решения проблемы: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) взгляд через ФГОС и систему «Школа 2100»

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС. В ЧЁМ СПЕЦИФИКА СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? (ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ?)

традиционное образование Развивающее образование Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев и др. «давыдовцы » Федеральный государств. образовательный стандарт Разработчики стандартов «занковцы » «Школа 2100 » Новые результаты образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ПРОВЕРКА: комплексный контроль с преобладанием надпредметных компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний

Средства реализации требований ФГОС в Основной образовательной программе: в каких вариантах она существует и как создается? Учебный план когда, что и сколько изучать Система оценки результатов какими средствами оценить результаты – задания на действия (использование знаний) Предметные программы что и как должно быть изучено - ориентиры для авторских и рабочих программ Программа формирования УУД чему должны научиться на всех предметах Программа дух.- нрав. воспитания какие ценности может принять ребенок Планируемые результаты чему научится или получит возможность научиться Программа здорового образа жизни ФГОС: требования к СТРУКТУРЕ ООП (нач.образования) Примерная ООП РАО издано в «Просвещении» Примерная ООП ОС «Школа 2100» ООП каждого образ.учреждения Структура ООП Пояснительная записка

Два варианта создания основной образовательной программы школы 1 вариант - отказаться от семейной жизни, засесть ночами в библиотеках и самим создать основную образовательную программу школы 2 вариант - зайти на сайт school2100.ru, скачать вариант основной образовательной программы, убрать лишнее, дополнить и озаглавить.

Русский язык I. Пояснительная записка II. Общая характеристика учебного предмета III. Описание места учебного предмета в учебном плане IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета V. Содержание учебного предмета «Русский язык» VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмет Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат (первичные навыки работы с информацией ). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно- диалогическая технология.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; делить слова на части для переноса; производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

п/п Тема урока Кол- во часов Характеристика деятельности учащихся 2. Предложение 8Называть признаки предложения. Отличать предложения от группы слов, записанных как предложения. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. … 7. Признаки предложения. Составление предложений по схемам 1 8. Признаки предложения. Оформление предложений на письме Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой …1 Примерное тематическое планирование уроков русского языка во 2-ом классе (136 часов – 4 часа в неделю)

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? КАКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭТОТ РЕЗУЛЬТАТ? По материалам исследований доктора пед. наук Р.Н.Бунеева, психологов РАО канд.психол.наук И.М.Улановской и канд.психол.наук Е.Г.Юдиной

СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Процесс обучения Способы оценки ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯНАВЫКИ ПРИВЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕРКА: предметные контрольные с преобладанием заданий на ВОСПРОИЗВЕ- ДЕНИЕ ЗНАНИЙ

НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ ПРОВЕРКА: комплексный контроль с преобладанием надпредметных компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний

Что такое образовательная среда? Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети -родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Среда может быть единой во всей школе или разной. На начальной ступени в каждом классе может быть своя среда.

Точка выбора «Камера хранения» Внешний престиж Комфортное саморазвитие Обучение ЗУНам Интеллектуальное развитие «Дрессирующее» воспитание КАКИЕ БЫВАЮТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ? УСЛОВНЫЕ, КРАЙНИЕ ТИПЫ (В КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЕ МОГУТ БЫТЬ ИХ СОЧЕТАНИЯ) НЕ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕТЕЙ

Точка выбора «Камера хранения» Внешний престиж Комфортное саморазвитие Обучение ЗУНам Интеллектуальное развитие «Дрессирующее» воспитание КАКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ? НЕ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕТЕЙ ШКОЛА 2100

Как построить развивающую образовательную среду ? Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети-родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Выстроить коллектив единомышленников - «свободный союз свободных людей»: договориться о целях, ориентированных на личность Результаты Регулятивные действия, Познавательные действия, Коммуникативные действия, Личностные результаты. Освоить технологии деятельностного типа Выбрать УМК, обеспечивающий эти технологии Двигаться к изменению классно-урочной системы Создать настоящую систему личностно ориентирован- ного, а не формирующего воспитания УДОБНЕЕ ЭТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЯ ШКОЛА РАБОТАЕТ ПО ОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

КАК ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОМОГАЕТ ПОСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ? Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети -родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Каким получается образовательный РЕЗУЛЬТАТ? Планируемые результаты чему научится или получит возможность научиться Программы предметов что и как должно быть изучено - ориентиры для разработчиков рабочих и авторских программ Программа духовно- нравственного воспитания какие ценности может принять ребенок Программа здорового образа жизни Система оценки результатов какими средствами оценить результаты – задания на действия (использование знаний) Программа личностного развития и формирования УУД чему должны научиться на всех предметах

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ПОЗИЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Союз авторов, методистов и более педагогов всех регионов России Функционально грамотная личность - решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом достойным человеком! Развитие личности через культуру в деятельности УМК от детского сада до старшей школы авторский коллектив

1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, ионновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье … Что о цели говорят родители?

Цель «Школы 2100» Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Программные документы гг.

Единство результата образования Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. 1. Человек самостоятельный: способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. ОС «Школа 2100» функционально грамотная личность ФГОС: портрет выпускника (подтверждено исследованиями психологов РАО) 30

2. ЧЕМУ УЧИТЬ? (СОДЕРЖАНИЕ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ)

ФГОС: изменение подходов к содержанию 12 Вместо перечня информации - способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта»: Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие прогр. учителей «Обязательная часть» «Части, формируемые участниками образовательного процесса» Информационное ядро и примерные предметные программы

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Содержание учебников в «Школе 2100» ( с 1998 г.) – по принципу минимакса: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы

Еще одна важная проблема, о которой не надо забывать Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии

Преемственность – это … Цели Содержание Технологии неразрывность цепи задач при переходе с одной ступени образования на другую

Единый комплект учебников Самообразование Умею организовать дела Умею мыслить и работать с информацией Умею оценивать себя и других Умею общаться в разных ситуациях ЕДИНЫЕ руководители АВТОРСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧЕБНИКОВ И ПОСОБИЙ от ДОУ до 11 класса Русский язык и литература – Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева История и обществознание – Д.Д.Данилов Естествознание – А.А.Вахрушев Математика – С.А.Козлова Информатика – А.В.Горячев Искусство и технология – О.А.Куревина Дошкольное образование – О.В.Чиндилова

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС через предметные задания

Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но как это сделать? ФГОС (2009): цель - «компетентный деятель»; Школа 2100 (1999) : - функционально грамотная личность Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, «Школа 2100» (2004): общеучебные умения Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. «Школа 2100» (2000) – предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями

ФГОС и ООП (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Знания о писателях, жанрах … роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов А. С помощью продуктивных предметных заданий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» 3-4 кл. 1. За что люди стали называть Петра Великим? 2. Рассмотри картины жизни простых людей во времена Петра. Как изменилась их жизнь в это время. (Окружающий мир, 3 кл.) 1. Почему корабли сделанные из железа не тонут? 2. Как можно использовать силу водопада? (Окружающий мир, 4 кл.) Перечисли основные свойства воды Перескажи текст о Петре Великом Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (Рус.язык, 4 кл.)

Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

47 Личностные результаты Оценивать Объяснять Самоопределяться Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки В предложенных ситуациях делать выбор поступка У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 15

48 Личностные результаты

49 Личностные результаты Типовые задания Русский язык: тексты упражнений Литературное чтение: 1)Высказывание своего отношения к прочитанному 2) Анализ характеров и поступков героев Окружающий мир: 1 класс с.72 «На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо? Где оно ведет себя не разумно? Объясни.» 4 класс с. 25 «Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл»

50 Регулятивные УУД Цель и план Действия по плану Оценка результата Работать по плану с использованием учебника Совместно с учителем- «режиссером» определять проблему Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 16

Регулятивные УУД Проблемная ситуация Проблемный вопрос Вывод по проблеме Поиск решения

Типовые задания Русский язык: 3 класс «Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах по плану…» Прочитай определение в рамке. «Всё ли было в твоем рассказе?» Литературное чтение: приём «Диалог с автором» 1)Нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов 2)Прогнозирование ответов 3)Самопроверка по тексту Математика: алгоритм решения текстовой задачи Окружающий мир: в учебнике предлагаются проблемные ситуации 52 Регулятивные УУД

53 Познавательные УУД Добывать i Перерабатывать i Представлять i Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Извлекать i из текста, таблиц, схем, иллюстраций Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности схемы, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 17

54 Познавательные УУД Составь рассказ по схеме: (1 класс, « Букварь », с 13)

55 Познавательные УУД Типовые задания Русский язык: правила, определения в виде графических схем, таблиц… Система работы с различными словарями: 3 класс, упр. 221 «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?» Литературное чтение: развитие читательских умений: просмотровое чтение, антиципация, интерпретация прочитанного, рефлексивное чтение Математика: продуктивные задания на развитие мыслительных операций… Занимательные и нестандартные задачи, элементы стохастики Окружающий мир: задания на объяснение окружающего мира: 2 класс – Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как определишь стороны света?

56 Коммуникативные УУД Донести свое Понять других Договориться Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Свои мысли - устно и письменно, с аргументами Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 18

57 Коммуникативные УУД

58 Коммуникативные УУД Типовые задания Русский язык: 4 класс, упр. 81. «Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении…» Литературное чтение: подготовка устных рассказов, инсценировка и драматизация, устное словесное рисование, сочинения… Математика: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»… Окружающий мир: групповая и парная формы работы 3 вида диалогов: а) диалог в большой группе (учитель - ученик) б) диалог в небольшой группе (ученик - ученик) в) диалог в паре (ученик - ученик)

Таблица результатов (с ) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов Б. С помощью проектов и жизненных задач Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия Пример из пособия для 2-4 кл. «Все узнаю, все смогу» Тема «Школа»

Решение жизненных задач развивает все универсальные учебные действия Пример из учебника «Информатики и ИКТ» 3 кл.

Реализация ФГОС через технологии деятельностного типа

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов В. С помощью образовательных технологий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»

Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

67 Немного теории Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок? 2) Выдвижение версий. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 3) Актуализация имеющихся знаний. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы.

Немного теории к постановке проблемы: проблемная ситуация понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерностиправила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг другу факта, мнения, две теории – вызвать удивление (Приемы 1-3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4-6 по Мельниковой) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика

69 Пример. Математика Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения). Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ. Новое знание: правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями

Немного теории ПДТ: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу Включение в диалог «молчащих» детей: - Петя, поясни, что ты понял из того, что сказал Вася? …0 -Таня, можешь объяснить Пете, что сейчас сказал Вася? …! -Вася, мы правильно тебя поняли? …

Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные? 1. Регулятивные – умение решать проблемы: цель – решение 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...)

Три этапа работы с текстом 1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В), -предположить ответ (О), -при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). -Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом

1. Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) 2. Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию 3. Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму) Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает продуктивное чтение: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?

Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: учитель ТО учебных успехов ЧТО: умение по применению знаний в ходе выполнения заданий КТО: ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Средство - коренное изменение школьных правил оценивания

Немного теории - минимум правил технологии оценивания 1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний. 2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге…: 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)? 4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью? 5 шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»? 6 шаг. Какую ставишь себе отметку? 3-е правило: За каждую задачу (отдельное умение) ставится своя отдельная отметка

1. Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3. Познавательные – логически обосновывать свои выводы 4. Личностные – толерантное отношение к иным решениям Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает продуктивное чтение: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ «ШКОЛЫ 2100»

Воспитание – процесс принятия человеком ценностей (важных правил и идей), которые определяют поведение человека в обществе Толерантный (уважающий других, не похожих на него) 1. Цели и задачи. Цель: кого мы воспитываем? ценности Добрый, не причиняющий зла живому Честный и справедливый Любящий и заботливый Трудолюбивый и настойчивый Творящий и оберегающий красоту мира Стремящийся к знаниям и критично мыслящий Смелый и решительный Свободолюбивый и ответственный Самостоятельный и законопослушный Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» – класса, школы, города/села, России) идеал ПРИМЕР РЕФЛЕКСИИ: ДНЕВНИК ПЕРВОКЛАССНИКА

ДОБРО Человек. Семья 2. СОДЕРЖАНИЕ Из чего строится воспитание? «запрещаем» мероприятия задания, кл.часы и т.д. моделирование ситуаций, требующих нравственного ВЫБОРА рефлексия: Почему это «хорошо»? Как в следующий раз надо поступить иначе? «поощряем» «ДОБРЫЕ ДЕЛА» спонтанные случайные ситуации добро зло слышат видят участвуют Позиция не «наставника», а «доброго помощника», РАВНОПРАВНОГО партнера добро

???? 3. РЕЗУЛЬТАТЫ Как увидеть результат воспитания? Ценности правила идеи ПРОЯВЛЕНИЕ Слова осмысление ценности Дела направляемые ценностью осознание, оценка заявление действия, поступки Диагностические задания письменных работ Педагогическое наблюдение КАК ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ, НЕ ПРОВОЦИРУЯ ЛИЦЕМЕРИЕ? -Не подписывать работы -Оценивать аргументацию, а не позицию -Оценивается не личность, а конкретные поступки -Самооценка и саморефлексия первичны, а внешняя оценка вторична

Внеурочная деятельность Горячев А.В., Иглина Н.И. «Всё узнаю, всё смогу» Пособие по проектной деятельности Генералова И.А. Театр. 2-й класс. Дубова М. В Организация проектной деятельности младших школьников Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Внеклассное чтение

83 ОБЩИЕ результаты диагностики нового образовательного результата (ОУУ = УУД) в соответствии с новым ФГОС Компетентностные задачи год, 11 регионов РФ, около 60 школ, 80 классов, 1000 выпускников начальной школы, обучавшихся по «Школе 2100», оценочные умения организационные умения коммуникативные умения интеллектуальные умения средне хор. отл. плохо

Вывод: Деятельностный подход позволяет достичь нового образовательного результата Подробнее на сайте:

Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГОС?

РЕФЛЕКСИЯ Реализовали мы пункты нашего плана (цели, содержание, технологии)? Какие выводы вы можете сделать ДЛЯ СЕБЯ по нашей проблеме: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?