26.07.2015 Районная научно-практическая конференция работников образования ОУ Красногвардейского района « Педагогические инновации, педагогический опыт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Применение современных технологий на уроках в начальной школе в свете требований ФГОС Сандоянц Ж.М. учитель начальных классов МОУ СОШ 9.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Транксрипт:

Районная научно-практическая конференция работников образования ОУ Красногвардейского района « Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент в процессе модернизации районной системы образования»» 28 февраля 2012 г Некоторые приемы развития критического мышления на уроках биологии Бараташвили Нина Михайловна Учитель биологии МБОУ «Преображенская СОШ » с. Преображенка

Стандарт возможностей

Основная цель современной школы: Обеспечить высокий уровень знаний создать условия для развития и самореализации личности, Научить детей профессиональному выбору. удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и способностями. Воспитать самостоятельность и ответственность

Критерии технологии: Концептуальность Системность Эффективность опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность по итоговым результатам, оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного стандарта обучения

Критерии технологии: Управляемость Воспроизводимость педагогических результатов возможность осуществления диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции промежуточных результатов возможность применения, повторения, воспроизведения в других образовательных учреждениях, другими педагогами

Технология развитие критического мышления учит: критически мыслить, проявлять активность в познании окружающего мира. аргументировать свою точку зрения, эффективно использовать самые разнообразные ресурсы эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации

Критическое мышление - Это открытое мышление не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. - Есть мышление социальное и самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Базовая модель урока ТРКМ 1 стадия- «Вызов» 2 стадия-«Осмысление содержания» 3 стадия- «Рефлексия» -вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме -активизация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; -идет мотивация учащегося - постановка учеником собственных целей обучения - получение новой информации; постепенное продвижение от знания старого к новому осмысления новой информации -готовиться к анализу и обсуждению услышанного, увиденного и прочитанного - корректировка учеником поставленных целей обучения - размышление, рождение нового знания; -соотнесение новой информации и имеющихся знаний -выработка собственной позиции, оценка процесса творческая переработка, интерпретация изученной информации - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Цели технологии ТРКМ 1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений 2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Методические приемы на стадии «Вызов» Ассоциация Покопаемся в памяти Допиши фразу Карта познания, Кластер, Мозговой штурм, Составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю – не верю», «Интрига»

Приемы на стадии «Осмысление информации» Бортовые журналы инсерт чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, подготовка дискуссии лекция-конспект, лекция-вопрос, опорный конспект,карта познания, кластер, исправление перепутанных цепочек, определение терминов, проверка утверждений

Приемы на стадии «Рефлексия» Синквейн, кластер, Дерево познания, эссе, Тонкие и толстые вопросы проведение дискуссии, Взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, 6 шляп мышления

Демонстрация приемов ТРКМ Стадия «Вызов» Прием Ассоциация - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: - наследственная изменчивость ---? Прием «Допиши фразу». -«Если бы у меня была возможность, я клонировал…., потому что….» -«Если бы я занимался генной инженерией, я бы создал гибрид …..,.» «Прием «Покопаемся в памяти» -Что вы уже знаете об этом? Мозговой штурм

Прием Кластеры (гроздь)- Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала Индиви дуально е развитие эмбриональное Онто генез постэмбриональное Дро бление Гаст руля ция прямо е непрямое

Стадия «Осмысление» Прием «Проверка утверждений» А.Совы днем видят так же хорошо, как люди Б. Совы могут поворачивать голову на 270 градусов В. Совы имеют бинокулярное зрение Г. Сова – единственная птица, которая может моргать Д. Совы не строят гнезд Е. Образ совы связан с черной магией. Ж. В неволе совы живут дольше, чем на воле

Прием инсерт (Пометки на полях) + - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете; - – это противоречит тому что вы знали или думали что это знаете; V – информация является новым; ? – информация непонятна или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Это я уже знал Узнал новое Есть вопрос. Хочу узнать

Стадия «Рефлексия» Прием «Написание эссе» -размышления в свободной письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом по данной теме. Это способ развития мышления и формирование культуры чтения. НЕ оценивать эссе с точки зрения грамотности

Прием Синквейн - стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1 строка- 1 существительное, (заданная тема) 2 строка- 2 прилагательных 3 строка-3 глагола, характеризующее действие 4 строка - фраза из 4 слов 5 строка - Повторение сути, синоним одного из слов

Прием «Тонкие» и «толстые вопросы». Составление 3-4 тонких и толстых вопроса, занесение их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто ? Что ? Когда ? Может..? Будет...? Мог ли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ?

ПРИЕМ ДРЕВО ЗНАНИЙ Трудные вопросы вопросы полегче самые простые

Шесть шляп мышления Используется на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету.. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная – предполагает выражение своих чувств, без объяснения. Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование. Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод

Анализ педагогической деятельности и деятельности школьников на уроках биологии с использованием приемовТРКМ показывает положительную динамику развития мышления учащихся Результата исследования мышления за 3 года (ШТУР) Уровень развития 7 класс 8 класс 9 класс Высокий 25% 50% норма 50% 25% Ниже нормы 25%

Уровень обученности учащихся 9 класса за последние три года

Качество знаний учащихся 9 класса за последние три года

Результаты ЕГЭ учебный год – средний балл – 2010 учебный год – средний балл – 2011 учебный год – средний балл – 63 Применяя разнообразные приемы ТРКМ на уроках, позволяет добиваться хороших результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости

Результаты мониторинга качества знаний по биологии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках биологии в среднем составляет 66% класс у.г 2009 – – класс 54%57%61% 10 класс 50%52%58% 11 класс 56%60%74%