Тема лекции: «Представление о финансах и финансовой системе» Лектор: профессор Молчанов И.Н. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема лекции: «Финансовая система» Лектор: профессор Молчанов И.Н. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального.
Advertisements

«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
Автор: д.э.н., профессор, Белоусов В. М.. Общественные финансы охватывают ту часть денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ Содержание и классификация финансовых ресурсов.
Финансовый механизм и финансовая политика
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ Содержание и классификация финансовых ресурсов.
Финансовая система и её состав Финансовое право. Понятие финансовой системы Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе.
«Финансы коммерческих организаций: тенденции и проблемы»
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Финансовая система страны, ее сферы и звенья. План презентации: 1.Понятие финансовой системы государства 2. Состав финансовой системы 3. Характеристика.
Лекция: «Финансирование здравоохранения» А.Б. Лутцев.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Тема 6. Правовое регулирование государственных доходов 1.Понятие государственных и муниципальных доходов 2.Система государственных доходов 3.Налоговые.
1. Необходимость и сущность финансов. Финансы как экономическая категория Необходимость и сущность финансов. Финансы как экономическая категория 2. Отличительные.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
Транксрипт:

Тема лекции: «Представление о финансах и финансовой системе» Лектор: профессор Молчанов И.Н. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 03 октября 2013 года

Содержание темы: Появление финансовых отношений и термина «финансы». Понятие финансов, их специфические признаки. Финансовые операции как проявление финансов. Основные финансовые термины: финансовые ресурсы; денежные доходы, поступления, накопления, расходы экономических субъектов; денежный поток; финансирование; финансовый инструмент; финансовый институт; финансовый актив; финансовый резерв; налоги; бюджет; государственные (муниципальные) доходы; государственные (муниципальные) расходы; трансферты; государственные (муниципальные) заимствования; государственный долг. Формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовый рынок как сфера мобилизации и размещения финансовых ресурсов экономических субъектов. Финансовая система как совокупность финансовых отношений ее сферы.

Сущность финансов, их специфические признаки Термин «финансы» исторически появился значительно позднее, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения. Из всего многообразия операций, которых в настоящее время принято называть финансовыми, исторически первыми появились операции, связанные с уплатой обязательных платежей, совершаемых гражданами государству, и государственные расходы. Тем не менее, весь опыт функционирования экономических отношений показывает, что их возникновение и развитие не может быть связано с появлением и деятельностью отдельного пусть и очень важного субъекта отношений. Новые экономические отношения всегда возникают в силу закономерностей, определяющих развитие экономики и общества в целом.

Все указанные выше операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является как бы самостоятельным (без встречного движения товаров и денег). Классическая политэкономия в отличие от современных теорий денег различала функции денег как средства обращения (обслуживают операции купли-продажи) и средства платежа (по времени не совпадают движение денег и товаров). С учетом такого разделения финансовые операции связаны с функцией денег как средства платежа. Кроме того, финансовые операции обеспечивают возможность накопления денежных средств, поэтому связаны и с функцией денег как средством накопления.

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением. Процесс распределения ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики – перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок.

За любой экономической (и в том числе финансовой) операцией стоят отношения между различными субъектами (между организациями и государством, между отдельными организациями, между государством и домохозяйством и т.д.), которые принято называть экономическими отношениями. Поэтому характеристику финансов мы будем давать, выявляя свойства финансовых отношений. Основными субъектами финансовых отношений выступают: домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, которые представляют соответствующие публично-правовые образования соответствующего государства (в федеративных государствах – публично- правовыми образованиями являются федерация, субъект федерации, муниципальные образования), между которыми также возникают финансовые отношения и соответствующее им движение денежных средств.

Все вышесказанное позволяет дать следующее определение финансов. Финансы – это совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления называется финансовыми ресурсами. Финансовые ресурсы – это материальные носители финансовых отношений, они могут находиться в собственности отдельных субъектов экономики (например, домохозяйств, отдельных коммерческих и некоммерческих организаций), или в их распоряжении (например, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) унитарных предприятий или учреждений).

Источниками формирования финансовых ресурсов всех экономических субъектов являются: ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства, вовлеченная в процесс распределения. Их объем, структура и динамика, определяют объем структуру и динамику финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы могут формироваться и использоваться в форме фондов денежных средств. Для фондов денежных средств характерны организационное обособление денежных средств (на отдельном банковском счете, в бухгалтерских, финансовых документах), а также строго целевой характер формирования и использования. Как правило, формирование и использование фондов денежных средств регламентируется нормативным правовым актом или внутренним документом организации.

Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления (или государственные и муниципальные финансовые ресурсы), формируются исключительно в фондовой форме: бюджетные фонды, внебюджетные фонды (в Российской Федерации – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В составе федерального бюджета в Российской Федерации в последнее время созданы два фонда, средства которых обособлены от других средств федерального бюджета – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. У коммерческих организаций могут формироваться фонды за счет отчислений от прибыли – резервные фонды, фонды развития производства, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР), фонды материального поощрения и др.

Финансовые резервы – та часть финансовых ресурсов домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которая предназначена для компенсации последствий непредвиденных событий. Например, коммерческие организации, действующие в форме акционерного общества, в соответствии с российским законодательством обязаны направлять часть прибыли в резервный фонд, он расходуется для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций при отсутствии других средств. В составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления формируются бюджетные резервы, они используются для ликвидации последствий стихийных бедствий (в частности, переселение граждан, пострадавших от наводнений), фактически бюджетные резервы представляют собой остаток средств на счете соответствующего бюджета или «не расписанные» расходы.

Финансовый механизм, его понятие и назначение В реальной жизни финансовые отношения действуют в конкретных организационно-правовых формах, которые образуют финансовый механизм. Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений или совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов, способы их количественных определений.

К видам организации финансовых отношений относятся конкретные виды финансовых ресурсов, например, у коммерческих организаций такими основными видами являются взносы учредителей в уставный (складочный) капитал (фонд), амортизационные отчисления и прибыль, поступления от эмиссии ценных бумаг, заимствования на основе банковских кредитов; у домохозяйств – доходы, связанные с оплатой труда; доходы от собственности; доходы от предпринимательской деятельности; доходы, связанные с социальными выплатами; у органов государственной власти (местного самоуправления) – конкретные виды доходов (налоговые доходы, сформированные от поступления конкретных видов налогов: налога на прибыль организации (в европейских странах – налога на прибыль корпорации), налога на добавленную стоимость (в США – налога с продаж), налога на доходы физических лиц (в зарубежных странах – подоходного налога и др.), неналоговые доходы, сформированные от использования государственной или муниципальной собственности, таможенные пошлины и сборы (во многих странах, например, в ФРГ они классифицируются как налоговые доходы), конкретные виды межбюджетных перечислений, конкретные виды источников финансирования дефицита бюджета и др.

Примером форм финансовых отношений обязательный или добровольный поря- док осуществления финансовых операций. Методы организации финансовых отношений – способы формирования и использования финансовых ресурсов, к ним относятся: финансирование, кредитование, налогообложение, страхование. Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры) являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.д.

К финансовому механизму относят также конкретные методы управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля). Одна и та же экономическая или социальная задача может быть решена на основе различного финансового механизма. Так, расширение деятельности коммерческой организации, предусматривающее, например, строительство новых производственных мощностей может предусматривать или использование собственных финансовых ресурсов организации, привлечение банковского кредита, выпуск долевых или долговых ценных бумаг. Примеры использования разных финансовых механизмов обеспечения доступных образовательных услуг: сметное бюджетное финансирование образовательного учреждения; нормативно-подушевое бюджетное финансирование образовательного учреждения; образовательные гранты, стипендии студентам (источник – бюджетные средства, негосударственные фонды, частные лица); оплата образовательных услуг за счет средств банковского кредита (но с участием государственной поддержки субсидирование ставки, государственные гарантии и т.д.); формирование с участием бюджетных средств фонда, предоставляющего образовательные кредиты студентам и т.п. Финансовый механизм может трансформироваться, к основным факторам, такой трансформации относятся: системные экономические и политические преобразования; демографические изменения; влияние общемировых тенденций, в том числе процессы глобализации; изменение общественных представлений, в том числе о значимости того или иного блага.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений; взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом не только его успешного использования в ходе управления финансами на макро- и микроуровне, но прежде всего грамотного построения финансовых отношений внутри финансовой системы государства.

Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов В современной отечественной и зарубежной науке нет единых позиций в трактовках термина «финансы» и «финансовая система», в том числе и в рамках одних научных школ. До сих пор в литературе содержатся разные точки зрения даже по вопросу об этимологии слова «финансы», а также временных границах первоначального использования данного термина.

Контрольные вопросы: 1. Что объединяет все финансовые операции? 2. Назовите объекты распределения, которое происходит с помощью финансовых операций 3. Назовите субъекты финансовых отношений. 4. Когда впервые появились финансовые отношения? 5. Что такое финансовые ресурсы? 6. Что является источниками финансовых ресурсов? 7. Чем отличаются фондовая и нефондовая форма организации финансовых ресурсов? 8. Что такое финансовые резервы, на какие цели они используются? 9. Что понимается под финансовым механизмом? 10. Как связаны между собой элементы финансового механизма? 11. Что понимается под количественным и качественным воздействием финансового механизма на экономику и социальную сферу? 12. Каковы условия эффективности функционирования финансового механизма? 13. Какие существуют гипотезы о происхождении термина «финансы»? 14. С какого века о финансах стали говорить как о капитале или управлении денежными средствами? 15. В чем отличие современных концепций финансов в России и за рубежом?

Тема лекции: «Характеристика современной финансовой системы России » Лектор: профессор Молчанов И.Н. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 03 октября 2013 года

Содержание темы: Теоретические подходы к определению финансовой системы в современной экономической литературе. Понятие финансовой системы как совокупности финансовых отношений, сферы и звенья финансовой системы. Факторы, определяющие состав сфер и звеньев финансовой системы. Дискуссия в современной экономической литературе о составе финансовой системы. Состав финансовой системы Российской Федерации. Сферы финансовой системы: финансы организаций, финансы домохозяйств, государственные и муниципальные финансы, их значение. Характеристика звеньев финансов организаций: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансы домохозяйств, их место в финансовой системе. Звенья государственных и муниципальных финансов: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации. Особенности становления современной финансовой системы России, перспективы ее развития.

1. Понятие финансовой системы, теоретические подходы к определению финансовой системы в экономической литературе Теоретические подходы к определению финансовой системы Существуют следующие подходы к определению финансовой системы: как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход); как совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход); как совокупность финансовых учреждений. Под термином «финансовая система» понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Функциональный подход чаще используется в отечественной литературе, в большинстве современных учебников по финансам; в зарубежной литературе преобладает институциональный подход, когда финансовая система определяется как совокупность финансовых рынков и их инструментов.

Традиционно выделяют три основных субъекта: домашние хозяйства, организации и государство. При определении основных субъектов экономики применяются разные термины, синонимы, их называют по-разному. Такое многообразие терминов объясняется многими причинами: спецификой национального законодательства, различным государственным устройством той или иной страны. Организации могут называться «фирмами», «предприятиями», «корпорациями». Государству финансовые ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций – финансирования конституционных прав граждан, поддержке важнейших отраслей экономики и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций государства, будут характерны другие формы и методы организации их финансов. Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с кото- рым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим при- знаком все финансовые отношения подразделяются на большие группы, которые называются сферами финансовой системы финансы домохозяйств, финансы организаций и государственные и муниципальные финансы. Энциклопедия Британника выделяет аналогичные сферы финансов (не применяя понятия «финансовая система»): «public finance», «business finance» and «owned finance».

Состав сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы. Финансы организаций являются важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций. В составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды. Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Рассмотренные выше сферы и звенья тесно взаимосвязаны между собой. Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Внутри сферы финансов организаций между субъектами существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Характеристика современной финансовой системы Российской Федерации. Изменения, произошедшие в финансовой системе РФ за годы рыночных преобразований Финансы домашних хозяйств Сфера финансов домашних хозяйств связана с формированием и использованием денежных средств у населения для обеспечения индивидуального потребления домохозяйствами, а также для осуществления индивидуальных накоплений и инвестиций. В литературе совокупность денежных средств домашних хозяйств часто называют «семейным (личным) бюджетом». Финансы организаций Общество не может обойтись без организаций – основных субъектов экономики, которые производят товары, работы и услуги. В разных странах они могут по-разному называться, иметь разные права и ответственность, все эти особенности определяются национальным законодательством страны. В отличие от физических лиц, организации являются юридическими лицами, в Российской Федерации определение юридического лица дается Гражданским кодексом РФ (статья 48).

Характеристика финансов коммерческих организаций Валовой внутренний продукт создается в первую очередь коммерческими организациями, и с помощью коммерческих организаций происходит его первичное распределение, следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы. В соответствии со статьей 50 ГК РФ, коммерческие организации могут создаваться в формах: хозяйственных товариществ (полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества); хозяйственного общества (акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью); производственных кооперативов; государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, в соответствии с организационно-правовой формой, в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Особое место в финансах коммерческих организаций занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Это объясняется тем, что финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается им лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

Характеристика финансов некоммерческих организаций Целью создания некоммерческих организаций, функционирующих в экономиках всех стран, независимо от уровня экономического развития, является производство общественных благ. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой роль некоммерческих организаций возрастает многократно, поскольку они обеспечивают достижение целей и задач социальной политики. В законодательствах всех стран основным отличительным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и распределения получен- ной прибыли между участниками. В РФ некоммерческие организации могут образовываться в следующих организационно- правовых формах: потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды и др. В настоящее время в составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют: финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций, финансы фондов, финансы некоммерческих партнерств, финансы автономных некоммерческих организаций, финансы союзов и ассоциаций, финансы государственных корпораций.

Характеристика государственных и муниципальных финансов В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам власти необходимы финансовые ресурсы для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Эти изменения привели к тому, что и рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних.

Бюджеты – основное звено государственных и муниципальных финансов Бюджеты являются основной формой образования и ис- пользования финансовых ресурсов государства; бюджетные отношения в обществе объективно предопределены. Но конкретное название бюджета той или иной страны, наличие тех или иных видов бюджетов внутри бюджетной системы, особенности взаимодействия между ними будут определяться государственным устройством, особенностями территориальной структуры, спецификой национального законодательства и многими другими факторами. Так, в финансовой системе стран с унитарным государственным устройством будут присутствовать центральный и местные бюджеты, в государствах с федеративным устройством (в том числе в Российской Федерации) – это федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню государственной власти и местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, определяется основные принципы построения межбюджетных отношений. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является федеративным государством, поэтому в финансовой системе бюджеты органов государственной власти представлены помимо федерального бюджета еще и бюджетами субъектов РФ (региональными бюджетами). В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; однако они имеют право на формирование местных бюджетов, средства которых направляются на осуществление расходов по решению вопросов местного значения, например, финансирование некоторых видов социальных расходов, благоустройство и озеленение территории муниципального образования и т.п.

Внебюджетные фонды В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и РСФСР, как союзная республика, не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы – внебюджетных фондов. В 90-х гг. XX века в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (последний был упразднен в 2001 г.).

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации – самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место данного фонда в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России более 30 млн. пенсионеров), и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов, этот фонд предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождении и воспитании детей и др. Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.д.

Развитие финансовой системы РФ Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы той или иной страны не является неизменной. Кардинально финансовая система претерпевает изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая система - это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияет степень развития этих отношений в обществе, и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов. В условиях изменения национального законодательства может про- исходить укрупнение действующих звеньев, появляться дополнительные звенья или элементы финансовой системы, так, в свое время в финансовой системе России появились финансы индивидуальных предпринимателей, внебюджетные фонды. Внутри звена финансов некоммерческих организаций появились финансы государственных корпораций, а с 2011 года – финансы казенных учреждений.

Дискуссионные вопросы состава финансовой системы в современной экономической литературе Рассматривая финансовую систему как совокупность финансовых отношений, и несмотря на относительное единообразие подходов к выделению отдельных сфер и звеньев, среди ученых также имеются разногласия как по вопросам определения, названия тех или иных сфер и звеньев финансовой системы, так и по вопросу включения дополнительных элементов в состав финансовой системы. Дискуссионные вопросы о финансах домохозяйств Наиболее обсуждаемым среди спорных вопросов состава финансовой системы на протяжении последних лет являлся вопрос о выделении отдельной части финансовой системы «финансов домохозяйств». Несмотря на то, что домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной экономикой, в российских учебниках этот термин появился не сразу. Это объясняется тем, что в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лишены права на предпринимательскую деятельность, доходы граждан были представлены лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен государством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя ученые-экономисты не обходили своим вниманием изучения роли финансов в формировании доходов населения.

Финансовая система и финансовой рынок Часть экономистов выделяет в составе финансовой системы в качестве отдельного звена финансовый (а в некоторых учебниках - фондовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансовый рынок специфическая область экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов, авторы, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке. Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимости, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного перераспределения финансовых ресурсов.

Финансы финансовых посредников Также во многих современных учебниках среди финансов организаций (финансов хозяйствующих субъектов, частнохозяйственных финансов, децентрализованных финансов) помимо традиционных финансов коммерческих и некоммерческих организаций, авторы отдельно выделяют финансы финансовых посредников в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе. Функционирование финансовых рынков в настоящее время невозможно без финансовых посредников (или финансовых институтов): кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др. Учитывая, что деятельность финансовых посредников связана с покупкой и продажей особого товара финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в финансовой системе. Не отрицая важность и значимость деятельности этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфику их функционирования, которая влияет на организацию их финансов (например, для этих организаций предусмотрено создание специальных резервных фондов, особый порядок государственного регулирования и финансового контроля и т.п.), следует отметить, что финансы финансовых посредников уже были включены в состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций.

Государственный и муниципальный кредит Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или «централизованных финансов») выделяют в качестве самостоятельного звена государственный и муниципальный кредит 1, к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов. Выделение этого звена в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъектов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципальных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе. Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспечении сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджетного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечение рефинансирования долга и др. И средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли целесообразно нарушать логику и структуру сферы государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.

Контрольные вопросы: 1. Какие имеются теоретические подходы к определению финансовой системы в современной экономической литературе? 2. Дайте определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений. 3. Что такое сферы и звенья финансовой системы? 4. Какие факторы определяют состав сфер и звеньев финансовой системы? 5. Раскройте состав финансовой системы Российской Федерации. 6. В чем состоит специфика организаций? Какова их роль в финансовой системе? 7. В чем состоит специфика финансов домохозяйств? 8. Для чего необходимы государственные и муниципальные финансы? 9. Отразите взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации. 10. Какие имеются разногласия среди ученых о составе финансовой системы в экономической литературе?

Семинарское занятие по теме: «Понятие и назначение финансов» Вопросы к семинарскому занятию 1. Раскройте сущность финансов и их специфические признаки. 2. Раскройте назначение финансов. 3. Что такое финансовые операции? Приведите примеры финансовых операций. Что такое финансовые потоки, приведите примеры финансовых потоков. 4. Дайте определение финансовых ресурсов, раскройте признаки финансовых ресурсов. 5. Назовите источники и виды финансовых ресурсов. 6. Дайте сравнительную характеристику фондовой и нефондовой формы формирования и использования финансовых ресурсов. Приведите примеры. 7. Дайте определение финансовых резервов, укажите их назначение, приведите примеры финансовых резервов. 8. Дайте определение финансового механизма. Назовите составные части и элементы финансового механизма. Приведите примеры видов, форм и методов функционирования финансов.

Семинарское занятие по теме: «Понятие и назначение финансов» Примерные вопросы для докладов и сообщений: 1. Анализ и оценка современных концепций сущности финансов. 2. Современные представления о сущности и функциях финансов в экономической литературе. 3. Финансовые ресурсы, резервы их роста в современных условиях. 4. Государственный финансовый контроль - Гайворонская Е.Н. 5. Финансовое планирование и прогнозирование - Коровяковская Т.О. 6. Основные направления социальной политики России и ее финансовое регулирование - Калинина К.Н.

Спасибо за внимание!!