Элективный курс «Хотите быть успешными?«Хотите быть успешными? Говорите правильно!» Говорите правильно!» Учитель русского языка и литературы Волкова Т.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
Advertisements

АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Мастер-класс по культуре речи «Ударим по ударению»
Готовимся к ЕГЭ Орфоэпия Тренажёр по орфоэпии Значки-помощники Проверить ответ. Правильный ответ сопровождается звуком «Монета» Запомнить! Переход на.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ « БАЛАКОВСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ТЕМА : « НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Сократ 1 1,16. Что такое норма языка? Какие языковые нормы вы знаете? Нужно ли вообще ставить вопрос о правильности или неправильности? Ведь мы и так.
Произноси правильно Игровое тестовое занятие для учащихся 5-11 классов Подготовил: учитель русского языка и литературы Хребтищева Е.Ю. МОУ СОШ 6 г.Петровска.
Готовимся к ЕГЭ Орфоэпия Гращенкова Анастасия Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 22 г. Приморско – Ахтарска Краснодарского края 2009г.
Культура речи в рамках подготовки к ЕГЭ Г.Мегион, МБОУ «СОШ 2» Учитель русского языка и литературы Сидоренко Г.И.
Систематизация и обобщение знаний по теме : « Имя прилагательное » Урок подготовила учитель русского языка и литературы ГАОУ РМЭ « Лицей Бауманский » г.
Урок - практикум по культуре речи. Тема: «Соблюдение норм современного русского литературного языка.»
В моде - правильная речь. Автор: Куколева Юлия, Автор: Куколева Юлия, ученица 8 класса ученица 8 класса руководитель: Моргун руководитель: Моргун Елена.
Транксрипт:

Элективный курс «Хотите быть успешными?«Хотите быть успешными? Говорите правильно!» Говорите правильно!» Учитель русского языка и литературы Волкова Т.И. Учитель русского языка и литературы Волкова Т.И.

По данным американского специалиста По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, деловой человек произносит за день 30 тысяч слов Фрэнка Снелла, деловой человек произносит за день 30 тысяч слов

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает. Наполеон Бонапарт Наполеон Бонапарт

Американский политик д. Уэбстер сказал: «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел».

Что вы понимаете под культурой речи?Что вы понимаете под культурой речи?

Культура речи- это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме Культура речи- это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме

Что такое литературный язык?Что такое литературный язык? Назовите его признаки? Назовите его признаки?

Литературный язык-это высшая форма национального русского языка Литературный язык-это высшая форма национального русского языка

3 аспекта культуры речи: 1. Коммуникативный 1. Коммуникативный 2. Этический 2. Этический 3. Нормативный 3. Нормативный

Тема урока Нормативный аспект культуры речи. Основные виды языковых норм Цели урока:Цели урока: актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навыки использования нормативной речи на практике. актуализировать знания о языковой норме языка; закрепить умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навыки использования нормативной речи на практике.

Нормы языка- это общепринятые в языке правила произношения, грамматики, словоупотребления Нормы языка- это общепринятые в языке правила произношения, грамматики, словоупотребления

Орфоэпические нормы языка Это произносительные нормы устной речи.Это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия

Расставьте ударение в словах 1 гр. Агент, алфавит, бензопровод, диспансер, договор, сливовый, черпать, оптовый, заржаветь, новорождённый. 2 гр. Верование, жалюзи, квартал, кулинария, маркетинг, обеспечение, приданное, щавель, избалованный, намерение. 3 гр. Каталог, кладовая, закупорить, звонит, торты, усугубить, кухонный, августовский, ходатайство,

1 гр. Образуйте форму прошедшего времени м.р.,ж.р. по образцу: брать- брал, брала. Поставьте ударение. брать- брал, брала. Поставьте ударение. баловать- баловать- гнать- гнать- взять- взять- 2 гр.образуйте форму сравнительной степени прилагательных, поставьте ударение. красивый-удобный-весёлый- 3 гр. Определите значение следующих пар слов. Составьте словосочетания. кругом-кругом атлас-атлас видение-видение

1 гр. Произносим чн или шн? 1 гр. Произносим чн или шн? Булочная, горчичник, конечно, скучно, скворечник, порядочный, Никитична Булочная, горчичник, конечно, скучно, скворечник, порядочный, Никитична 2 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: 2 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: атеист, адекватный, бутерброд, гипотеза, тенденция атеист, адекватный, бутерброд, гипотеза, тенденция 3 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: 3 гр. Мягкое или твердое произношение в словах: альтернатива, аутсайдер, гротеск, диспансер, претензия альтернатива, аутсайдер, гротеск, диспансер, претензия

Практическое задание Можете ли вы выступить в роли диктора телевидения?

Чтобы принять вас в качестве диктора, вам предложили прочесть небольшой текст. Попробуйте сделать это ( особенно обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм при произнесении выделенных слов. В государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, оправлялись на места по упрощённому и облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.

Лексические нормы Использование слова в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и зафиксировано в словаре.Использование слова в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и зафиксировано в словаре.

1 гр.1 гр. В каком предложении нужно употребить слово «праздный», а в каком «праздничный»? В каком предложении нужно употребить слово «праздный», а в каком «праздничный»? 1. У всех собравшихся было… настроение. 1. У всех собравшихся было… настроение. 2. Она отдала бы эту … жизнь за жизнь в деревне. 2. Она отдала бы эту … жизнь за жизнь в деревне. В каком предложении нужно употребить слово В каком предложении нужно употребить слово «гуманный», а в каком «гуманитарный»? «гуманный», а в каком «гуманитарный»? 1…поступок нашего товарища вызвал восхищение. 1…поступок нашего товарища вызвал восхищение. 2. На … специальности в вузах нашего города всегда большой конкурс 2. На … специальности в вузах нашего города всегда большой конкурс

2 гр.2 гр. Составьте и запишите предложения со следующими словами: Составьте и запишите предложения со следующими словами: Обидный- обидчивый Эффектный – эффективный Великий - величественный

3 гр. 3 гр. Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов, составьте с ними предложения. Объясните значение фразеологических оборотов и крылатых слов, составьте с ними предложения. Ахиллесова пята- Ахиллесова пята- Крокодиловы слёзы- Крокодиловы слёзы- Дамоклов меч- Дамоклов меч-

Практическое занятие Представьте, что вы работаете в газете корректором. Вам принесли статьи, объявления для публикации. Скажите, какие ошибки допущены в предложениях? Как вы их исправите.Представьте, что вы работаете в газете корректором. Вам принесли статьи, объявления для публикации. Скажите, какие ошибки допущены в предложениях? Как вы их исправите. 1. Выпас собак запрещается. 1. Выпас собак запрещается. 2. Зал аплодировал и сканировал: «Браво»! 2. Зал аплодировал и сканировал: «Браво»! 3. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 3. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 4. Можно начинать собрание: форум уже есть. 4. Можно начинать собрание: форум уже есть. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Практическое занятие Выступите в роли эксперта. Прочитайте диалог и объясните, почему два человека не поняли друг друга.Выступите в роли эксперта. Прочитайте диалог и объясните, почему два человека не поняли друг друга. Разговор подруг: Разговор подруг: -Займи мне 200 рублей. -Займи мне 200 рублей. -Я не знаю, у кого. -Я не знаю, у кого. -Тебя прошу мне занять. -Тебя прошу мне занять. - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого? - Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

Грамматические нормы Правильное употребление форм слова и синтаксических конструкций Правильное употребление форм слова и синтаксических конструкций

1 гр.Согласуйте прилагательные с существительными 1 гр.Согласуйте прилагательные с существительными шампунь (французскийий…) шампунь (французскийий…) мозоль (больш…) мозоль (больш…) кофе ( горяч…) кофе ( горяч…) СГУ (известноо…) СГУ (известноо…) Сухуми (красив…) Сухуми (красив…)

2 гр.Образуйте родительный падеж 2 гр.Образуйте родительный падеж мн. ч. мн. ч.Помидоры-Яблоки-Гектары-Килограммы-Носки-Чулки-Грузины-

3 гр. Исправьте предложения 1. Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности.1. Играя в шахматы, развиваются мыслительные способности. 2. Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.2. Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания. 3. Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор.3. Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор. 4. Изучая историю, это помогает лучше понять настоящее.4. Изучая историю, это помогает лучше понять настоящее.

Практическое задание Представьте, что вы учитель русского языка. Исправьте ошибки в сочинениях 6-классников. 1. Мне не хватило время, чтобы придумать задание более интереснее. 2. Они постоянно ездиют возле ихнего дома. 3. На празднике все были счастливы и весёлые. 4. Дорожка покрыта проваливающимся снегом под ногами. 5. Книга научила меня уважать друзей, которую я прочитал в детстве. 6. Основное большинство детей знают правила дорожного движения

Объясните значения данных слов, составьте с ними предложения Акция- риелтор- брокер- тендер- ипотека- лизинг- бренд- пиар-

Замените слова, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами Аннулировать- виза- превентивные меры- порицание- санкция руководства- администрация-