Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса кафедра психологии ЮридическаяПсихология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическая дисциплина, изучающая психологию преступника, преступной группы и преступного деяния.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ И ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ Е.И. Цымбал.
Выполнила учитель Верхне-Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей» Алтухова Лариса Николаевна 2014 год.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими.
Н.К. Елина Гражданско-правовая ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой ( деятельностью ).
Тема: «Право» 11 класс. Обществознание 2009/2010 учебный год Учитель Титенко Л.А.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Примороского края.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
1 Судебная медицина является отраслью медицины, которая представляет собой совокупность знаний и специальных методов исследования, применяемых для решения.
Правовая культура общества. Подготовила: Жилина Анастасия ПО-КОД
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса кафедра психологии Юридическая Психология Учебная презентация курса По специальности «Психология» Старший преподаватель Яровая В.Е.

Тема 1 Предмет и сущность юридической психологии

Структура темы Определение юридической психологии как науки. Определение юридической психологии как науки. Предмет, задачи юридической психологии. Предмет, задачи юридической психологии. Методы исследования в психологии. Методы исследования в психологии. Структура юридической психологии. Структура юридической психологии.

После изучения данной темы студент должен: уметь определить понятие юридической психологии уметь определить понятие юридической психологии знать структуру юридической психологии и ее методы знать структуру юридической психологии и ее методы

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек - право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ стоит на стыке двух наук: психологии и юриспруденции. Их синтез должен был обеспечить повышение эффективности правоохранительной деятельности, при этом юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной. Предметом юридической психологии являются психологические закономерности людей в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии

Задачи юридической психологии 1. Осуществить научный синтез психологических и юридических знаний

Задачи юридической психологии 2. Раскрыть сущность базовых правовых категорий. Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право. Определение как право понимается в юриспруденции и как оно влияет на поведение конкретного человека является необходимой задачей юридической психологии

Задачи юридической психологии 3. Обеспечить понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека. Только 5% неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса преступлений раскрывается по поведенческим реакциям

Задачи юридической психологии 4. Раскрыть особенности психологической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения

Задачи юридической психологии 5. Выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Задачи юридической психологии 6. Исследовать особенности правопослушного и преступного поведения. Необходимо определить базовые паттерны поведения, которые приводят человека к совершению преступления или, наоборот, уберегают его от этого поступка

Задачи юридической психологии 7. Изучить способы ресоциализации правонарушителей. Основной задачей пенитенциарной системы является не изоляция осужденного, а его перевоспитание (исправление)

Задачи юридической психологии 8. Изучить психологию несовершеннолетних. Антисоциальное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов: внешней социальной средой и индивидуальными особенностями подростка

Методы юридической психологии 1. метод структурного анализа направлен на выявление структурно- функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника.

Методы юридической психологии 2. метод структурно-генетического анализа направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта;

Методы юридической психологии 3. метод естественного эксперимента направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие;

Методы юридической психологии 4. метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;

Методы юридической психологии 5. метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;

Методы юридической психологии 6. биографический метод с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;

Методы юридической психологии 7. метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;

Методы юридической психологии 8. метод изучения отдельного случая состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте.

Структура юридической психологии методологические основы юридической психологии – разрабатывает базовые понятия и методы юридической психологии; методологические основы юридической психологии – разрабатывает базовые понятия и методы юридической психологии;

Структура юридической психологии правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания; правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

Структура юридической психологии криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности; криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

Структура юридической психологии психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе; психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

Структура юридической психологии психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений; психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

Структура юридической психологии исправительная психология (пенитенциарная), задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных; исправительная психология (пенитенциарная), задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных;

Структура юридической психологии психология гражданско-правового регулирования состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел. психология гражданско-правового регулирования состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Структура юридической психологии Психология несовершеннолетних преступников – изучает особенности личности данной категории людей, мотивы их поступков и т.д. Психология несовершеннолетних преступников – изучает особенности личности данной категории людей, мотивы их поступков и т.д.

Структура юридической психологии Психология потерпевшего - изучает особенности личности людей, ставших жертвами преступления. Данное направление активно рассматривается в рамках виктимологии – науки о жертвах Психология потерпевшего - изучает особенности личности людей, ставших жертвами преступления. Данное направление активно рассматривается в рамках виктимологии – науки о жертвах

Структура юридической психологии Психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности – изучает особенности людей, совершающих экономические правонарушения Психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности – изучает особенности людей, совершающих экономические правонарушения

Тема 2 История юридической психологии

Структура темы Понятия права в Древней Греции, Древнем Риме, Средневековье. Понятия права в Древней Греции, Древнем Риме, Средневековье. Эпоха Просвещения и ее вклад в формирование человеческого правосознания. Эпоха Просвещения и ее вклад в формирование человеческого правосознания. Особенность развития юридической психологии в XIX веке. Особенность развития юридической психологии в XIX веке. Юридическая психология в СССР и в современной Российской Федерации. Юридическая психология в СССР и в современной Российской Федерации.

После изучения данной темы студент должен: знать этапы становления юридической психологии на разных исторических этапах

Основы юридической психологии были заложены еще в Древней Греции, при этом основные понятия были рассмотрены в трудах античных философов

Так основы правосознания были заложены в учениях Сократа (учение о природе человеческого поведения), Платона (учение о законах), Аристотеля (учение о человеке как существе политическом)

Базовые принципы судебной системы появились в Древнем Риме, так базовым постулатом стало следующее утверждение: искоренять следует не преступника, а причины совершения преступления.

В эпоху средневековья на правосознание оказала влияние христианская религия. Главным постулатом христианство вывело теории о греховности человека

Человек стал считаться виновным пока не доказывал обратного Однако, основанием для вынесения приговора выступало признание человека. В качестве метода добычи признания применялись пытки

Поведение подданных стало регламентироваться государством. Правовые нормы стали пониматься как запретительные.

В этот период любой человек мог быть обвинен в совершении преступления, так как задачи правосудия стали трактоваться с обвинительным уклоном

В эпоху Просвещения целый ряд философов (Дидро, Руссо, Монтескье) стали говорить о правах человека

Во времена Французской революции в 1789 г. была разработана Декларация о Правах человека. В первой статье было провозглашено: человек рождается и остается свободным и равным в своих правах.

Система суда стала состязательной. Был введен суд присяжных и отменена теория формальных доказательств. Обвиняемый получил право на защиту, а бремя доказательств возлагалось на обвинителя.

Появилась необходимость в изучении психологии участников процесса. Были опубликованы первые работы по криминальной и судебной психологии. В 1792 г. была издана книга И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии». В 1808 появилась работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни»

В последующем появился целый ряд работ, изучающих свидетельские показания. Так в работе Лапласа «Опыты философии теории невероятностей» рассматривалась проблема трудности оценки правдивости или ложности показаний свидетелей из-за большого числа обстоятельств, сопровождающих факты

Исследования в области криминальной психологии привели к появлению антропологической школы. Ч. Ломброзо создал теорию «врожденного преступника», который в силу своих анатомических черт не может быть исправлен.

В последующем большое количество работ были посвящены статистическому изучению девиантного поведения.

Э. Дюргейм исследовал суицидальное поведение, так как в конце XIX - начале ХХ века данная проблема стала очень популярной для общества.

Теории преступности рассматривались в трудах Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы деликвентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе.

Особый интерес вызывала проблема агрессии и меры ее профилактики, так как в ХХ веке человечество столкнулось с проявлением жесткости в мировом масштабе.

Исследователями в этой области явились представители психоанализа (З. Фрейд, А.Адлер ) и бихевиоризма (А. Бандура, А. Басс, Д. Берковиц и т.д.). Благодаря данным исследованиям, агрессия стали рассматривать как с биологической, так и с социальной точек зрения.

Вклад в развитие отечественной юридической психологии внесли В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони (теория о методах психологии в изучении преступности, работы по судебной психологии).

Исследования в области юридической психологии проводились и в СССР. Так в 1939 была опубликована книга А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза: ее предмет, методика и предметы». В ней содержались примеры попыток использования СПЭ в уголовном судопроизводстве

В период становления экспериментальной психологии попытки использовать ее для нужд юридической практики сводились в основном к разработке методик определения достоверности показаний участников уголовного процесса

В 1928 году А.Р. Лурия разработал моторную методику с целью диагностики аффективных следов, которая явилась прообразом детектора лжи

В работах того периода активно исследовалась личность правонарушителя, что позволяло точно и правильно классифицировать совершенные преступления, учитывая все объективные и субъективные моменты

В 30-е годы развитие юридической психологии в СССР было приостановлено вплоть до конца 50-х – начала 60-х годов. В 1963 г. вышло постановление пленума Верховного суда СССР «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором указывалась целесообразность проведения судебно-психологической экспертизы.

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране»

С 1965 году был введен как обязательный курс «Общей и судебной психологии» для обучения студентов юристов, так как юридический работник обязан знать психологические особенности будущих субъектов его деятельности

В мае 1971 года в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. В этом же году было принято правительственное постановление о введении в реестр специальностей специальности «юридическая психология»

Существенный вклад в развитии юридической психологии внесли В. В. Романов, М.И. Еникеев, В.Л. Васильев и др.

В настоящее время в нашей стране проводятся исследования во всех отраслях юридической психологии. В связи с реалиями времени проводятся исследования в области виктимологии (исследование жертв домашнего насилия, террористических актов и т.д. ), криминальной психологии (психология серийных убийц, террористов и т.д.)

Тема 3 Тема 3 Психология юридического труда

Структура темы Особенности деятельности юридического работника в системе «человек-право». Особенности деятельности юридического работника в системе «человек-право». Проблема профессиональной деформации юридического работника и меры ее профилактики. Проблема профессиональной деформации юридического работника и меры ее профилактики. Профессиограммы юридических профессий. Профессиограммы юридических профессий.

После изучения данной темы студент должен: знать специфику деятельности юридических работников; знать специфику деятельности юридических работников; уметь определять наличие профессиональной деформации у юридического работника и знать методы ее коррекции. уметь определять наличие профессиональной деформации у юридического работника и знать методы ее коррекции.

ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА - отрасль юридической психологии, исследующая психологические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывающая психологические основы профессиограммы юридических профессий.

ПРОФЕССИОГРАММА - сложная иерархическая структура, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости

Наиболее разработанной является профессиограмма следователя

Составляющие профессиограммы следователя: 1. Реконструктивная деятельность – предполагает умение воспроизвести картину преступления

Составляющие профессиограммы следователя: 2. Поисково-познавательная деятельность – включает в себя выдвижение гипотезы и поиск улик

Составляющие профессиограммы следователя: 3. Коммуникативная деятельность – предполагает умение следователя общаться с участниками следственного процесса

Составляющие профессиограммы следователя: 4. Организационная деятельность – включает самоорганизационные компоненты и умение управлять людьми

Составляющие профессиограммы следователя: 5. Социальная деятельность – предусматривает обязанность ведение образовательно- просветительской деятельности в области права

Составляющие профессиограммы следователя: 6. Удостоверительная деятельность – включает в себя умение правильно оформлять уголовные дела в соответствии с требованиями закона

Психологи отмечают, что в зависимости от степени выраженности той или иной составляющей выделяют разные типы следователей

Типы следователей : «Следователь-организатор», в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности; «Следователь-организатор», в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности;

Типы следователей: "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы, который считает, что целью его работы является ресоциализация преступников и правонарушителей; "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы, который считает, что целью его работы является ресоциализация преступников и правонарушителей;

Типы следователей: «Следователь-следопыт», у которого доминируют поисковые качества, проявляющиеся в стремлении осуществлять аналитическую деятельность с целью поимки преступника; «Следователь-следопыт», у которого доминируют поисковые качества, проявляющиеся в стремлении осуществлять аналитическую деятельность с целью поимки преступника;

Типы следователей: "Следователь-мыслитель" - доминируют реконструктивные качества, которые проявляются в умении воссоздавать картину преступления; "Следователь-мыслитель" - доминируют реконструктивные качества, которые проявляются в умении воссоздавать картину преступления;

Типы следователей: "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества, позволяющие ему эффективно общаться с участниками следственного процесса. "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества, позволяющие ему эффективно общаться с участниками следственного процесса.

Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя

Необходимые качества следователя: сенситивность повышенная нервно- психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия; сенситивность повышенная нервно- психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия;

Необходимые качества следователя: эмоциональная устойчивость - интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных, волевых и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной ситуации ; эмоциональная устойчивость - интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных, волевых и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной ситуации ;

Необходимые качества следователя: пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях; пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях;

Необходимые качества следователя: резиапентность, т.е, сопротивляемость различным психотравмирующим условиям; резиапентность, т.е, сопротивляемость различным психотравмирующим условиям;

Необходимые качества следователя: толерантность привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям. толерантность привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Все профессии, относящиеся к типу «человек-человек» наиболее подвержены профессиональной деформации Все профессии, относящиеся к типу «человек-человек» наиболее подвержены профессиональной деформации

Профессиональная деформация - комплекс специфических, взаимосвязанных изменений в ее структуре, возникающих в результате выполнения правоохранительной деятельности, как основной профессии

Профессиональная деформация личности имеет Положительное и Положительное и Отрицательное значение Отрицательное значение

Положительное значение профессиональной деформации формирование качеств, необходимых для эффективного выполнения деятельности (например: организованности, бдительности и т.д.) формирование качеств, необходимых для эффективного выполнения деятельности (например: организованности, бдительности и т.д.)

Отрицательное значение профессиональной деформации Происходит гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, пунктуальность – в педантизм, уверенность – в самоуверенность. Происходит гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, пунктуальность – в педантизм, уверенность – в самоуверенность.

Отрицательное значение профессиональной деформации Развиваются социально негативные черты как жестокость, цинизм, мстительность. Развиваются социально негативные черты как жестокость, цинизм, мстительность.

Отрицательное значение профессиональной деформации Угнетаются и атрофируются качества, которые субъект оценивает как излишние, второстепенные. Угнетаются и атрофируются качества, которые субъект оценивает как излишние, второстепенные.

В профессиограмме выделяют критерии отрицательной профессиональной деформации личности

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 1. Субъективная и произвольная интерпретация нормопослушного поведения – склонность превышать служебные полномочия

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 2. Перенесения стиля общения на вне служебные сферы – использование жаргона и специфического стиля общения не только на работе, но при общении с коллегами, родственниками и т.д. 2. Перенесения стиля общения на вне служебные сферы – использование жаргона и специфического стиля общения не только на работе, но при общении с коллегами, родственниками и т.д.

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 3. Появление «обвинительного» уклона - склонность искать «преступные» мотивы в поведении любого человека

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 4. Предвзятое отношение к служебной деятельности, которое выражается в возникновении стереотипа осужденного, который устойчив и негативно окрашен

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 5. Профессиональное «огрубение» личности - сужение круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально- чувственное оскудение

Критерии профессиональной деформации юридических работников: 6. Изменение в образе «Я». Завышение профессиональной самооценки, снисходительность в оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальства, болезненная реакция на критику, презумция собственной непогрешимости.

Считается, что если у юридического работника отмечены более двух вышеперечисленных факторов, он становится профессионально непригодным

Задачей психологов, работающих в милицейских подразделениях является профилактика и коррекция профессиональной деформации личности

Коррекция негативной профессиональной деформации личности должна осуществляться с помощью и других мер

«Приостановить» профессиональную деформацию могут следующие факторы: товарищеская взаимопомощь, компетентное руководство, объективная моральное и материальное стимулирование, хорошая организация труда, внимательное отношение руководства к сотрудникам, возможность продвижения по службе.

Большое значение имеет стрессоустойчивость юридического работника

можно выделить несколько сфер их деятельности способствующих формированию у сотрудников МВД посттравматических стрессовых расстройств

первая группа сотрудников, функционирующих постоянно в условиях экстремальности и подвергающихся длительное время действию стрессоров (спецназ ВВ, СОБР, ОМОН и т.д.); первая группа сотрудников, функционирующих постоянно в условиях экстремальности и подвергающихся длительное время действию стрессоров (спецназ ВВ, СОБР, ОМОН и т.д.);

вторая группа – это сотрудники, которые часто задействованы в ЧП криминального характера и подвергающиеся интенсивному воздействию стрессоров этого ряда (УР, РУОП, конвойная служба); вторая группа – это сотрудники, которые часто задействованы в ЧП криминального характера и подвергающиеся интенсивному воздействию стрессоров этого ряда (УР, РУОП, конвойная служба);

третья группа – это сотрудники, функционирующие в напряженных условиях повседневной занятости, от которых в работе постоянно требуются сосредоточенность, вдумчивость, повышенное чувство ответственности за принятые решения (руководящие сотрудники МВД, сотрудники ГАИ, ИУ, участковые инспектора). третья группа – это сотрудники, функционирующие в напряженных условиях повседневной занятости, от которых в работе постоянно требуются сосредоточенность, вдумчивость, повышенное чувство ответственности за принятые решения (руководящие сотрудники МВД, сотрудники ГАИ, ИУ, участковые инспектора).

Психологи выделяют ряд характеристик для эффективного выполнения деятельности юридическими работниками

1. Нормативность – соответствие действий руководящего состава и сотрудников правовым и нравственным нормам, а так же приказам, распоряжениям и указаниям непосредственного и вышестоящего начальства

2. Организованность – определение оптимальных форм взаимодействия сотрудников и создание стройной системы реализации профессиональных функций

3. Подготовленность – наличие у сотрудников соответствующих знаний, навыков, умений и профессиональных привычек

4. Эффективность. Состоит в свою очередь из следующих компонентов: продуктивности; продуктивности; скорости – характеризует быстроту, четкость и темп деятельности; скорости – характеризует быстроту, четкость и темп деятельности; стабильности – отражает успешность выполнения деятельности и сохранение устойчивости структуры в течении длительного времени. стабильности – отражает успешность выполнения деятельности и сохранение устойчивости структуры в течении длительного времени.

Тема 4 Криминальная психология

Структура темы Понятие криминальной психологии. Понятие криминальной психологии. Определение понятия «преступник». Определение понятия «преступник». Теории формирования личности преступника: биологические, социальные и психологические теории. Теории формирования личности преступника: биологические, социальные и психологические теории.

После изучения данной темы студент должен: иметь представление о целях и задачах криминальной психологии; иметь представление о целях и задачах криминальной психологии; знать механизмы формирование личности преступника знать механизмы формирование личности преступника

КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическая дисциплина, изучающая психологию преступника, преступной группы и преступного деяния

ПРЕСТУПНИК - человек, который совершает или совершил преступление

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА - совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность

Личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях: - индивидуальном; - групповом, и; - общем. - индивидуальном; - групповом, и; - общем.

Существуют постулаты криминальной психологии рассматривающие личность преступника

Постулат 1 личность преступника рассматривается как: - члена общества; - члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих) и; - носителя социально-типичных черт.

Постулат 2 Человек не рождается, а становится преступником. По мнению психологов преступное поведение связано с неправильной социализацией личности

Постулат 3 Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.

Постулат 4 Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.

Постулат 5 Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения.

Постулат 6 Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления.

Теории формирования личности преступника Биологические: теория наследственности, теория аномалии половых хромосом, конституциональная теория, гормональная теория. Биологические: теория наследственности, теория аномалии половых хромосом, конституциональная теория, гормональная теория.

Теории формирования личности преступника Социальные: теории, изучающие влияние воспитания на формирования личности преступника, социально- экономические теории Социальные: теории, изучающие влияние воспитания на формирования личности преступника, социально- экономические теории

Теории формирования личности преступника Психологические теории: теории мотивации, ответственности, агрессивности и т.д. Психологические теории: теории мотивации, ответственности, агрессивности и т.д.

Психологи выделяют специфический особенности личности преступников

Для лиц, совершивших преступление, характерны снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т.е, самооправдание, совершаемое ими различными способами: снятие с себя ответственности за совершенные ими противоправные общественно опасные деяния, т.е, самооправдание, совершаемое ими различными способами: перенесение ответственности на других лиц. а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление. перенесение ответственности на других лиц. а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление.

Для лиц, совершивших преступление, характерны утрирование виновности потерпевшего – преступник как правило всегда ссылается на факт провокации со стороны жертвы, которая вынудила его совершить преступление; утрирование виновности потерпевшего – преступник как правило всегда ссылается на факт провокации со стороны жертвы, которая вынудила его совершить преступление;

Для лиц, совершивших преступление, характерны обесценивание норм морали и ряда правовых норм путем противопоставления себе или преступному сообществу, членом которого является лицо, совершившее преступление; обесценивание норм морали и ряда правовых норм путем противопоставления себе или преступному сообществу, членом которого является лицо, совершившее преступление;

Для лиц, совершивших преступление, характерны перенесение ответственности на других лиц. а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление. перенесение ответственности на других лиц. а также оправдание возникшей ситуации, в результате которой было совершено преступление.

Каждое преступление имеет свой мотив который определяется потребностями лица, его совершившего. При этом мотив может быть как сознательным, так и бессознательным. Выявление мотива преступления необходимо как для раскрытия преступления, так и для определения в последующем меры наказания

Потребности большинства преступников обладают рядом особенностей, к числу которых относятся узость интересов, ограниченность и т.п.

Различаются два типа личности преступника антисоциальный к числу данного типа относятся лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию антисоциальный к числу данного типа относятся лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию асоциальный - это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств асоциальный - это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств

К антисоциальному типу относятся: корыстно хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования); корыстно хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования); корыстно служебные (все должностные преступления); корыстно служебные (все должностные преступления); воры лица, совершающие тайное хищение имущества; воры лица, совершающие тайное хищение имущества; мошенники лица, злоупотребляющие доверием потерпевших; мошенники лица, злоупотребляющие доверием потерпевших; хулиганы; хулиганы; злостные хулиганы; злостные хулиганы; совершившие клевету или оскорбление потерпевшего; совершившие клевету или оскорбление потерпевшего; совершающие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.). совершающие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.).

К асоциальному типу относятся совершившие преступление: в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности; в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности; в состоянии аффекта, т.е, сильного душевного волнения, возникшего в результате неправомерного поведения потерпевшего; в связи с повышенной ситуативной дезадаптации в состоянии аффекта, т.е, сильного душевного волнения, возникшего в результате неправомерного поведения потерпевшего; в связи с повышенной ситуативной дезадаптации

Поводом преступления является внешнее обстоятельство, которое приводит в действие общественно опасную направленность личности преступника.

Тема 5 Домашнее насилие как основа для формирования личности преступника

Структура темы Понятие и виды домашнего насилия. Понятие и виды домашнего насилия. Причины домашнего насилия. Причины домашнего насилия. Фазы домашнего насилия. Фазы домашнего насилия. Меры профилактики домашнего насилия. Меры профилактики домашнего насилия.

После изучения данной темы студент должен: знать причины возникновения домашнего насилия; знать причины возникновения домашнего насилия; иметь представление о видах домашнего насилия; иметь представление о видах домашнего насилия; знать методы психологической помощи жертвам домашнего насилия. знать методы психологической помощи жертвам домашнего насилия.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ - повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха

Виды домашнего насилия: 1. По объекту насилия: на супругой (ом), над детьми, над престарелыми и инвалидами 2. По способу насилия: физическое, словесное, духовное, сексуальное, религиозное и экономическое

Проблема домашнего насилия стала предметом изучения психологов только в XX веке

Исследования показывают, что преступления, совершаемые в семье, носят довольно распространенный характер.

В этой сфере в основном совершаются тяжкие преступления (убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, реже изнасилования), заметно возросло и число хулиганств.

Если насилие имеет место между супругами (сожителями), то оно обычно вызывается их сложными конфликтными отношениями, ревностью и местью за действительные или мнимые обиды, а также переживаниями, связанными с сексуальными проблемами, с сексуальной неудовлетворенностью, прежде всего по вине мужчины.

Насилие против родителей обычно представляет собой "возвращение ударов", т.е. когда, став взрослым, человек мстит за незаживающие обиды, которые причинили ему отец или мать в его детские и юношеские годы.

Родителей или других членов семьи лишают жизни если они стары, беспомощны, страдают тяжкими недугами или являются инвалидами, не способными самостоятельно обеспечивать уход за собой и воспринимаются как тяжкий груз.

На детях, неспособных защитить себя, взрослые очень часто возмещают свои обиды за поражения, которые они понесли в жизни, в работе, при совсем других обстоятельствах.

Главными факторами вызывающими семейное насилие часто выступают: 1. пьянство и алкоголизм, 2. тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, 3. наркомания.

Цикл домашнего насилия состоит их трех фаз: 1. Нарастание напряжения 2. Серьезный инцидент насилия 3. Раскаяние

1 фаза Нарастание напряжения На этой фазе происходит эскалация напряжения. Насильник начинает оскорблять жертву, у которой появляется чувство беспомощности.

2 фаза Серьезный инцидент насилия происходит акт насилия над жертвой, которое может длиться от 2 до 24 часов. Жертва никак не может повлиять на ход событий.

3 фаза Раскаяние Насильник пытается загладить свою вину, так как боится потерять своего партнера. Данная фаза дает надежду жертве, что в дальнейшем насилие не повторится. Постепенно данная фаза становиться все короче, а может потом и совсем исчезнуть.

Исследования показывают, что Исследования показывают, что 95 % процентов детей, выросших в семьях, где было домашнее насилие, став взрослыми, либо сами совершают домашнее насилие, либо становятся его жертвами 95 % процентов детей, выросших в семьях, где было домашнее насилие, став взрослыми, либо сами совершают домашнее насилие, либо становятся его жертвами

Важной является профилактика семейного насилия Главную роль в этой области должны играть государственные органы социальной защиты

Трудности профилактики домашнего насилия характеризуются следующими обстоятельствами отношения между членами семьи, заканчивающиеся столь трагически, порой труднодоступны социальному контролю, поскольку эти отношения глубоко интимны отношения между членами семьи, заканчивающиеся столь трагически, порой труднодоступны социальному контролю, поскольку эти отношения глубоко интимны

Трудности профилактики домашнего насилия характеризуются следующими обстоятельствами современная семья все более проявляет тенденцию к обособленности, что усугубляется уменьшением ее численного состава современная семья все более проявляет тенденцию к обособленности, что усугубляется уменьшением ее численного состава

Трудности профилактики домашнего насилия характеризуются следующими обстоятельствами внутрисемейному насилию предшествуют обычно длительные конфликтные ситуации, в которых проявляются те или иные особенности личности ее участников внутрисемейному насилию предшествуют обычно длительные конфликтные ситуации, в которых проявляются те или иные особенности личности ее участников

Трудности профилактики домашнего насилия характеризуются следующими обстоятельствами насилие в семье почти всегда подготовлено более или менее длительным процессом формирования умысла насилие в семье почти всегда подготовлено более или менее длительным процессом формирования умысла

Тема 6 Насильственный тип преступника

Структура темы Классификация преступников насильственного типа. Классификация преступников насильственного типа. Понятие серийного убийцы. Понятие серийного убийцы. Психологические особенности серийного убийцы. Психологические особенности серийного убийцы. Фазы поведения серийного убийцы. Фазы поведения серийного убийцы.

После изучения данной темы студент должен: иметь представление о типах насильственных преступников; иметь представление о типах насильственных преступников; знать причины совершения тяжких убийств. знать причины совершения тяжких убийств.

В психологии существуют классификации преступников насильственного типа

Преступники насильственного типа: случайные преступники случайные преступники преступники устойчивого типа преступники устойчивого типа злостные типы насильственных преступников злостные типы насильственных преступников злостные убийцы злостные убийцы преступники, совершающие преступления из хулиганский побуждений преступники, совершающие преступления из хулиганский побуждений преступники, совершающие насильственные сексуальные преступления преступники, совершающие насильственные сексуальные преступления

Для лиц, совершивших насильственные преступления, характерной чертой поведения является их агрессивность, которая сопровождается враждебностью, гневом и ненавистью.

Преступления случайных преступников зачастую связаны с их состоянием аффекта на почве ревности, мести или обиды.

У преступников устойчивого типа присутствует постоянная агрессивная направленность, т.е, у них всегда имеется повод для совершения насильственных действии.

Для злостных типов насильственных преступников агрессивность является одним из способов их самоутверждения.

Злостные убийцы отличаются устойчивой антисоциальной установкой, аморальностью поведения и наличием судимостей. Злостные убийцы отличаются устойчивой антисоциальной установкой, аморальностью поведения и наличием судимостей.

Для преступлений, совершенных из хулиганский побуждений, характерна безмотивность, обусловленная повышенной агрессивностью лица, такое преступление совершившего.

Для лиц, совершивших насильственные сексуальные преступления характерна особая агрессивность их поведения, а также устойчивая склонность к причинению жертве именно полового насилия, а зачастую и лишения жизни потерпевшей

Лица, совершавшие насильственные преступления, достигают своих преступных целей агрессивными способами, примитивно и грубо.

Поведение наиболее жестокого убийцы - серийного состоит из определенных фаз, представляющих собой жесткую программу

ФАЗЫ ПОВЕДЕНИЯ СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ – специфическая модель насилия, превращающаяся в образ жизни преступника.

Выделяют семь ключевых фаз: 1. Фаза ауры – форма отхода от повседневной действительности. Характеризуется повышением чувствительности, появлением навязчивых фантазий

2. Фаза троллинга – характеризуется тем, что убийца начинает активно искать жертву.

Фаза троллинга иногда Включает в себя фазу сталкинга (заманивания). На этой фазе преступник может запугивать свою жертву через телефонные звонки, письма и т.д.

3. Фаза заманивания - попытка внушить жертве доверие, чтобы заманить ее в ловушку.

4. Фаза захвата – происходит внезапно для жертвы, с целью сделать ее беспомощной.

5. Фаза убийства – умерщвление жертвы, как правило, с повышенной жестокостью

6. Фаза тотема - изъятие у жертвы какой-либо части тела или предмета, воспринимаемое убийцей как трофей, который будет подпитывать у него ощущение власти и славы.

7. Фаза депрессии – ощущение бессилия и безнадежности убийцы, который начинает понимать, что не смог достичь нужного ему эмоционального облегчения.

Психологи отмечают, что данное деструктивное поведение не поддается коррекции, если только оно не диагностировано на первой стадии – фазе «ауры»

В большинстве случаях серийные убийцы в детстве подвергались домашнему насилию, что привело к формированию как душевных так и физических увечий.

Зачастую это приводит к повреждениям головного мозга. Неконтролируемая агрессия связана с повреждениями височной доли головного мозга. Неконтролируемая агрессивность может развиться и в результате химического отравления.

Наличие одного из перечисленных факторов не является обязательным условие формирования личности серийного убийцы

Тема 7 Судебно-психологическая экспертиза

Структура темы Понятие и виды судебно- психологической экспертизы. Понятие и виды судебно- психологической экспертизы. Этапы судебно-психологической экспертизы. Этапы судебно-психологической экспертизы. Этические требования к эксперту, проводящему судебно-психологическую экспертизу. Этические требования к эксперту, проводящему судебно-психологическую экспертизу.

После изучения данной темы студент должен: знать виды судебно-психологической экспертизы; знать виды судебно-психологической экспертизы; иметь представление об этапах судебно-психологической экспертизы иметь представление об этапах судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза - исследование, проведенное экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем или судом будет являться доказательством по уголовному делу

Судебно- психологическую экспертизу могут назначить следователь и суд

Задачей судебно- психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.

Законом предусмотрены случаи обязательного назначения судебно- психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза назначается для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого

Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

Судебно-психологическая экспертиза назначается для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования. для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена при наличии необязательных поводов для нее

Необязательные поводы для назначения судебно- психологической экспертизы для установления авторства письменного документа по определенным психологическим особенностям (выбор слов, правильность и организованность текста я т.п.); для установления авторства письменного документа по определенным психологическим особенностям (выбор слов, правильность и организованность текста я т.п.);

Необязательные поводы для назначения судебно- психологической экспертизы для установления непатологического психического состояния лица, расположенного к суициду, происходящего в результате длительной депрессии или длительном накоплении отрицательных эмоций для установления непатологического психического состояния лица, расположенного к суициду, происходящего в результате длительной депрессии или длительном накоплении отрицательных эмоций

Необязательные поводы для назначения судебно- психологической экспертизы при расследовании происшествий, связанных с использованием техники, т.к. при расследовании аварий следователь при помощи эксперта должен отличить ошибки от халатности, преступной самонадеянности или небрежности. при расследовании происшествий, связанных с использованием техники, т.к. при расследовании аварий следователь при помощи эксперта должен отличить ошибки от халатности, преступной самонадеянности или небрежности.

Компетенция заключения судебно- психологической экспертизы в гражданском процессе: выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий; выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий; установление психологической совместимости супругов; установление психологической совместимости супругов; установление психологической совместимости детей с каждым из родителей; установление психологической совместимости детей с каждым из родителей; определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей; определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей; о признании сделки недействительной; о признании сделки недействительной; по спорам о праве на воспитание детей; по спорам о праве на воспитание детей; дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить. дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить.

Виды судебно-психологической экспертизы Единоличная Единоличная Комиссионная Комиссионная Основная Основная Первичная Первичная Однородная Однородная

Если вопрос поставленный перед экспертом выходит за рамки его компетентности приглашают специалиста способного решить поставленную задачу

Выделяют следующие виды Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза Судебно-психолого-медицинская экспертиза Судебно-психолого-медицинская экспертиза Судебно-психолого-инженерная экспертиза Судебно-психолого-инженерная экспертиза Судебно-психолого-искусствоведческая экспертиза Судебно-психолого-искусствоведческая экспертиза

Этапы судебно-психологической экспертизы 1. Четкое уяснение фабулы дела. Психолог должен определиться с сутью поставленного перед ним вопросом

Этапы судебно-психологической экспертизы 2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного и приобщенных к делу материалов

Этапы судебно-психологической экспертизы 3. Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела

Этапы судебно-психологической экспертизы 4. Проведение беседы и экспериментального исследования

Этапы судебно-психологической экспертизы 5. Сопоставление данных исследования, определение психологических особенностей личности

Этапы судебно-психологической экспертизы 6. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответов на вопросы судебно- следственных органов)

В качестве основного метода судебно- психологической экспертизы выделяют тестирование, так как этот метод позволяет оценить психологически особенности подъэкспертного как количественно, так и качественно

Тесты должны быть валидными и надежными, а результаты тестирования - однозначными и точными

В основном используют тесты интеллекта и личностные опросники. Наиболее распространенными являются тесты Ровена, Кеттелла, MMPI

Этические принципы психолога эксперта имеют ряд специфических особенностей

1. Психолог взаимодействует не с клиентом, а жертвой преступления, преступником или свидетелем преступления, что определяет своеобразие социального воздействия

2. Подъэкспертный человек не является добровольным участником судебно- психологической экспертизы, он не имеет право отказаться от проведения экспертом тех или иных методов исследования

3. Психолог-эксперт обладает властью над подъэкспертным, так как от его заключения зависит дальнейшая судьба испытуемого

4. Деятельность психолога эксперта регулируется законодательно, т.е. он несет уголовную ответственность за нарушение уголовно-процессуальной регламентации.

Тема 8 Виктимология как наука

Структура темы Определение виктимологии как науки о склонности быть жертвой. Определение виктимологии как науки о склонности быть жертвой. Виды виктимности. Виды виктимности. Психологически особенности жертвы. Психологически особенности жертвы. Теория мазохизма К. Хорни. Теория мазохизма К. Хорни.

После изучения данной темы студент должен: знать определение и виды виктимности; знать определение и виды виктимности; иметь представление о психологическом портрете жертвы. иметь представление о психологическом портрете жертвы.

Виктимология - наука, изучающая склонность человека к виктимному поведению

Как самостоятельная наука виктимология появилась в 40-е годы ХХ века

Актуальность данной отрасли проявилась в том, что много людей во время Второй Мировой войны стали жертвами геноцида

Виктимология разрабатывает теории прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой, методы защиты потенциальных жертв

ВИКТИМНОСТЬ - предрасположенность личности оказаться в роли жертвы, которая представляет собой обусловленную совокупность личностных свойств и качеств человека в определенной жизненной ситуации отрицательно воздействующих с внешними факторами

ЖЕРТВА - личность, которой действиями другого человека или стечением обстоятельств причинен моральный, физический или имущественный вред

Виктимность зависит от ряда факторов Личностных характеристик Личностных характеристик Правового статуса Правового статуса Степени конфликтности ситуации Степени конфликтности ситуации

Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность

Снижение уровня виктимности называется процессом девиктимизации

В виктимологии выделяют два направления

Первое направление изучает жертв правонарушений, это направление получило наибольшее распространение в криминальной психологии изучает жертв правонарушений, это направление получило наибольшее распространение в криминальной психологии

Второе направление изучает жертв несчастных случаев. В качестве субъекта исследования выступают жертвы катастроф, несчастных случаев на производстве и т.д.

Виды виктимности: 1. Индивидуальная 2. Видовая 3. Групповая 4. Массовая

Индивидуальная виктимность совокупность личностных особенностей, приводящих к виктимному поведению (например: низкая самооценка, склонность подавлять агрессивные побуждения и т.д.) совокупность личностных особенностей, приводящих к виктимному поведению (например: низкая самооценка, склонность подавлять агрессивные побуждения и т.д.)

Видовая виктимность предрасположенность личности стать жертвой определенного преступления (например: жертвы денежных пирамид, ограблений, изнасилования и т.д.) предрасположенность личности стать жертвой определенного преступления (например: жертвы денежных пирамид, ограблений, изнасилования и т.д.)

Групповая виктимность вероятность стать жертвой при выполнении служебной или другой деятельности (проститутки, охранники, инкассаторы и т.д.) вероятность стать жертвой при выполнении служебной или другой деятельности (проститутки, охранники, инкассаторы и т.д.)

Массовая виктимность предрасположенность к жертвенному поведению по этническим, религиозным и расовым причинам (например: еврейский народ, люди кавказкой национальности и т.д.) предрасположенность к жертвенному поведению по этническим, религиозным и расовым причинам (например: еврейский народ, люди кавказкой национальности и т.д.)

Типы поведения пострадавших: Провоцирующее Провоцирующее Способствующее Способствующее Нейтральное Нейтральное Препятствующее Препятствующее

Одна из теорий виктимного поведения была разработана К. Хорни

Виктимное поведение К. Хорни объяснялось наличием в структуре личности мазохистического радикала

По мнению психологов, многие люди склоны становится жертвами бессознательно получая тем самым определенную выгоду, так как страдания становятся мощными инструментами получения любви и расположения

Страдание может иметь ценность прямой защиты и часто может быть единственным способом, которым человек способен защитить себя от грозящей опасности. Посредством самобичевания он избегает обвинений и в свою очередь обвиняет других; представая больным или несведущим, он избегает упреков; принижая себя, он избегает опасности соперничества. Но то страдание, которое он таким образом навлекает на себя, является в то же самое время формой защиты.

Страдание служит способом достижения желаемого, эффективной реализации требований и придания этим требованиям законной основы. Страдание служит способом достижения желаемого, эффективной реализации требований и придания этим требованиям законной основы.

Страдая, часто человек страдает больше, чем это обусловлено его стратегической целью, склонен преувеличивать свое несчастье, погружается в чувства беспомощности, горя и собственной никчемности. Страдая, часто человек страдает больше, чем это обусловлено его стратегической целью, склонен преувеличивать свое несчастье, погружается в чувства беспомощности, горя и собственной никчемности.

Достижение удовлетворения посредством погружения в горе является выражением общего принципа нахождения удовлетворения через потерю собственного "Я" посредством растворения своей индивидуальности в чем-то большем, путем избавления "Я" от сомнений, конфликтов, болей, ограничений и изоляции.

Подчиняет ли жертва себя другому лицу или судьбе и каково бы ни было то страдание, которому он позволяет захватить себя, – независимо от этого удовлетворение, которого она ищет, состоит, по-видимому, в ослаблении или стирании собственного индивидуального "Я". Тогда она прекращает быть активным действующим лицом и превращается в объект, лишенный собственной воли.

Список рекомендованной литературы Васильев В.Л.Юридическая психология.- СПб.: Питер,2000 Васильев В.Л.Юридическая психология.- СПб.: Питер,2000 Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2004 Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2004 Еникеев М.И. Энциклопедия по юридической психологии.-М., 2001 Еникеев М.И. Энциклопедия по юридической психологии.-М., 2001 Юридическая психология/под ред. Т.Н. Курбатовой.- СПб.:Питер,2001 Юридическая психология/под ред. Т.Н. Курбатовой.- СПб.:Питер,2001 Романов В.В. Юридическая психология.- М.:Юрист, 1998 Романов В.В. Юридическая психология.- М.:Юрист, 1998 Смирнова Н.Н. Юридическая психология.- СПБ.: Альфа,2000 Смирнова Н.Н. Юридическая психология.- СПБ.: Альфа,2000 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.- М.:Новый юрист,1998 Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.- М.:Новый юрист,1998