Эссе по истории Аристархова Е.В., методист кафедры ГХО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Зимняя Олимпийская Школа Кизил декабрь МОУ Гранитная СОШ 2010 год.
Система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
«Эссе на экзамене по обществознанию» Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Памятка по написанию эссе. Слово «эссе» пришло к нам из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai.
Жанр философской, литературно- критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным,
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Транксрипт:

Эссе по истории Аристархова Е.В., методист кафедры ГХО

Определение эссе Эссе (фр.) жанр критики, публицистики и др. прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному» (Современный словарь иностранных слов. М., 1993); Эссе (фр.) жанр критики, публицистики и др. прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному» (Современный словарь иностранных слов. М., 1993);

Определение эссе Определение эссе Эссе жанр философской, литературно- критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Большой энциклопедический словарь. М., 1994). Эссе жанр философской, литературно- критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Большой энциклопедический словарь. М., 1994).

Основные элементы эссе на историческую тему событие, явление, процесс или их интерпретация, ставшие предметом рассуждений; событие, явление, процесс или их интерпретация, ставшие предметом рассуждений; собственное мнение автора эссе по поводу обусловленных темой работы исторических фактов или версий; собственное мнение автора эссе по поводу обусловленных темой работы исторических фактов или версий; приводимые автором в поддержку своей позиции аргументы, основанные на исторических фактах, анализе источников; приводимые автором в поддержку своей позиции аргументы, основанные на исторических фактах, анализе источников; свободные по форме, оригинальные по стилю, эмоционально окрашенные, образные рассуждения на тему эссе, характеризующиеся вместе с тем грамотным использованием исторических терминов и понятий, корректным обращением с историческими фактами, цитатами и источниками. свободные по форме, оригинальные по стилю, эмоционально окрашенные, образные рассуждения на тему эссе, характеризующиеся вместе с тем грамотным использованием исторических терминов и понятий, корректным обращением с историческими фактами, цитатами и источниками.

Стимулирование творческой мысли учащихся афоризмы афоризмы поговорки поговорки высказывания выдающихся деятелей культуры и политиков. высказывания выдающихся деятелей культуры и политиков.

инструкция по выполнению эссе 1 этап наличием конкретной темы или вопроса; наличием конкретной темы или вопроса; личностным характером восприятия проблемы и ее осмысления; личностным характером восприятия проблемы и ее осмысления; небольшим объемом (для написания работы у вас будет 1 час 30 минут); небольшим объемом (для написания работы у вас будет 1 час 30 минут); свободной композицией (вы вольны выбирать любое композиционное решение работы); свободной композицией (вы вольны выбирать любое композиционное решение работы); непринужденностью повествования (тему лучше раскрыть, избегая наукообразности; постарайтесь, чтобы ваше сочинение-эссе читалось с интересом); непринужденностью повествования (тему лучше раскрыть, избегая наукообразности; постарайтесь, чтобы ваше сочинение-эссе читалось с интересом); внутренним смысловым единством; внутренним смысловым единством; «открытостью» (напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени). «открытостью» (напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени). инструкция

инструкция по выполнению эссе 2 этап обладаете неплохими знаниями по данной теме; обладаете неплохими знаниями по данной теме; ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: необязательно полностью или даже частично быть согласным с ним необходимо понимать, что именно утверждает автор); ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: необязательно полностью или даже частично быть согласным с ним необходимо понимать, что именно утверждает автор); можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его); можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (термины и понятия, которые вы собираетесь использовать, должны относиться непосредственно к теме эссе); владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (термины и понятия, которые вы собираетесь использовать, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта. сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта.

инструкция по выполнению ознакомьтесь с предложенными темами; ознакомьтесь с предложенными темами; определите смысл данных высказываний; определите смысл данных высказываний; осмыслите проблемы в контексте исторической науки; осмыслите проблемы в контексте исторической науки; сформулируйте свое отношение к избранному высказыванию; сформулируйте свое отношение к избранному высказыванию; определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне; определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне; отберите факты, примеры из истории, при помощи которых вы сможете убедительно обосновать вашу позицию. отберите факты, примеры из истории, при помощи которых вы сможете убедительно обосновать вашу позицию.

Типичные ошибки проблема эссе уже задана и открыто предъявлена в самой теме работы. проблема эссе уже задана и открыто предъявлена в самой теме работы. начинают эссе шаблонными словами: «Рассматриваемая мною проблема актуальна (широко обсуждается в обществе)». начинают эссе шаблонными словами: «Рассматриваемая мною проблема актуальна (широко обсуждается в обществе)». превратить положенное в основу работы превратить положенное в основу работы высказывание в эпиграф-декларацию, т.е. попросту забыть о нем и начать излагать всю известную автору эссе историческую информацию по избранной теме высказывание в эпиграф-декларацию, т.е. попросту забыть о нем и начать излагать всю известную автору эссе историческую информацию по избранной теме

Типичные ошибки начинать эссе с выражения своего согласия (или несогласия) с точкой зрения автора высказывания начинать эссе с выражения своего согласия (или несогласия) с точкой зрения автора высказывания

Ход работы над эссе Постановка проблемы Проблема эссе это смысл (актуальный вопрос, внутреннее противоречие), самостоятельно выявленный (открытый) в предложенном высказывании. Он обусловлен твоими ценностными установками и личностным опытом, а также умением применять полученные знания и умения в творческой ситуации. Проблема эссе это смысл (актуальный вопрос, внутреннее противоречие), самостоятельно выявленный (открытый) в предложенном высказывании. Он обусловлен твоими ценностными установками и личностным опытом, а также умением применять полученные знания и умения в творческой ситуации.

Постановка проблемы Прочитай одно и то же высказывание, служащее темой эссе, с разным выражением (интонациями). Прочитай одно и то же высказывание, служащее темой эссе, с разным выражением (интонациями). Задай вопрос: «О чем хотел сказать автор высказывания? » Задай вопрос: «О чем хотел сказать автор высказывания? » Сформулируй и обсуди с товарищами несколько возможных ответов на этот вопрос. Сформулируй и обсуди с товарищами несколько возможных ответов на этот вопрос. Выбери наиболее понятную и интересную для тебя тему эссе и сформулируй ее для себя в качестве проблемного вопроса. Выбери наиболее понятную и интересную для тебя тему эссе и сформулируй ее для себя в качестве проблемного вопроса.

Пример К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна». О чем хотел сказать автор этих слов?

Пример о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников......

Определение проблемы участникомVIII Всероссийской олимпиады по истории «Петр I и Иван IV две чрезвычайно значимые личности в русской истории. Их царствования представляют собой целые эпохи, значительно изменившие облик нашего государства. Неудивительно, что двое этих людей часто являются объектами для сравнения в трудах историков. И это, разумеется, небезосновательно даже судьбы двух этих правителей схожи... Существует ли связь между этими царствованиями? » «Петр I и Иван IV две чрезвычайно значимые личности в русской истории. Их царствования представляют собой целые эпохи, значительно изменившие облик нашего государства. Неудивительно, что двое этих людей часто являются объектами для сравнения в трудах историков. И это, разумеется, небезосновательно даже судьбы двух этих правителей схожи... Существует ли связь между этими царствованиями? »

Анализирование высказывание Д.С.Лихачева Д.С.Лихачев : «...рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов», Д.С.Лихачев : «...рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов», « Я согласен с мнением великого русского историка (так в тексте. О.С.) Д.С.Лихачева. Эпоха правления Ивана IV это эпоха становления самодержавного режима... Но всегда ли было так? Все ли время своего правления он поступал лишь сообразно своему сиюминутному желанию?..» « Я согласен с мнением великого русского историка (так в тексте. О.С.) Д.С.Лихачева. Эпоха правления Ивана IV это эпоха становления самодержавного режима... Но всегда ли было так? Все ли время своего правления он поступал лишь сообразно своему сиюминутному желанию?..»

Выбор объекта отношения и аргументация позиции твою оценку версии, научной и (или) гражданской позиции автора высказывания: «Я согласен (не согласен) с автором в том, что...»; твою оценку версии, научной и (или) гражданской позиции автора высказывания: «Я согласен (не согласен) с автором в том, что...»; твое отношение к причинам или способам решения заявленной в эссе проблемы: «Я думаю, что так происходит потому, что...»; твое отношение к причинам или способам решения заявленной в эссе проблемы: «Я думаю, что так происходит потому, что...»; твое мнение о сущности или путях выхода из сложной ситуации (если автор говорит об этом): «Я согласен (не согласен) с автором, что решить эту проблему можно, если...». твое мнение о сущности или путях выхода из сложной ситуации (если автор говорит об этом): «Я согласен (не согласен) с автором, что решить эту проблему можно, если...».

Объекты в эссе на исторические темы оценочное заявление автора высказывания в отношении какой-либо исторической личности или события; оценочное заявление автора высказывания в отношении какой-либо исторической личности или события; авторское объяснение причин или следствий исторических событий, явлений, процессов, а также деятельности военных, политиков, реформаторов, мыслителей и т.д.; авторское объяснение причин или следствий исторических событий, явлений, процессов, а также деятельности военных, политиков, реформаторов, мыслителей и т.д.; использованные историческими деятелями для достижения своих целей средства, которые оправдывает или осуждает автор высказывания; использованные историческими деятелями для достижения своих целей средства, которые оправдывает или осуждает автор высказывания; иное мнение, с которым спорит автор данного высказывания иное мнение, с которым спорит автор данного высказывания Выбор объекта отношения зависит от особенностей высказывания, твоих акцентов в его восприятии и актуализированной тобой проблемы.

Объект 1 Выбор объекта отношения зависит от особенностей высказывания Выбор объекта отношения зависит от особенностей высказывания Примером такого высказывания служат слова историка Е.В.Анисимова: Примером такого высказывания служат слова историка Е.В.Анисимова: «Открытое провозглашение правительством дочери Петра Великого принципов петровской политики основополагающими для своей деятельности имело большое значение для будущего России» «Открытое провозглашение правительством дочери Петра Великого принципов петровской политики основополагающими для своей деятельности имело большое значение для будущего России»

Объект 2 В других высказываниях на исторические темы могут быть заявлены авторские версии факторов, причин, мотивов деятельности В других высказываниях на исторические темы могут быть заявлены авторские версии факторов, причин, мотивов деятельности например: «10 июля 1767 г. назначено было днем открытия комиссии об Уложении... Екатерина хотела слышать откровенные голоса разных состояний русского народа, хотела познакомиться по тогдашнему выражению, с умоначертанием народным...» (СМ.Соловъев). например: «10 июля 1767 г. назначено было днем открытия комиссии об Уложении... Екатерина хотела слышать откровенные голоса разных состояний русского народа, хотела познакомиться по тогдашнему выражению, с умоначертанием народным...» (СМ.Соловъев). К таким высказываниям целесообразно отнестись эмпатически, дополнив их своим представлением об историческом деятеле или событии либо дав опровержение, основанное на знании особенностей исторической психологии, психологии конкретной исторической личности или общих сведениях о той эпохе. К таким высказываниям целесообразно отнестись эмпатически, дополнив их своим представлением об историческом деятеле или событии либо дав опровержение, основанное на знании особенностей исторической психологии, психологии конкретной исторической личности или общих сведениях о той эпохе.

Объект 3 Автор высказывания может открыто или завуалированно оправдывать (осуждать) деятельность тех или иных исторических лиц, совершенные ими жестокости, кровопролития и т.п., например: Автор высказывания может открыто или завуалированно оправдывать (осуждать) деятельность тех или иных исторических лиц, совершенные ими жестокости, кровопролития и т.п., например: «Он [Сталин] принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» (У.Черчилль). «Он [Сталин] принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» (У.Черчилль). В этом случае необходимо вступить в дискуссию с автором высказывания, лейтмотивом которой станет извечный вопрос: «Оправдывает ли цель средства?»

Объект 4. В некоторых цитатах можно услышать отголоски полемики с иной точкой зрения: В некоторых цитатах можно услышать отголоски полемики с иной точкой зрения: «Советский Союз не есть Россия... Ни одно достижение Советского государства... не есть достижение русского народа» (И.Ильин). «Советский Союз не есть Россия... Ни одно достижение Советского государства... не есть достижение русского народа» (И.Ильин). Данный вид высказываний требует включиться в научный спор. Необходимо, воссоздавая позиции спорящих и сравнивая их аргументацию, определиться с собственным взглядом на проблему и сформулировать его. Данный вид высказываний требует включиться в научный спор. Необходимо, воссоздавая позиции спорящих и сравнивая их аргументацию, определиться с собственным взглядом на проблему и сформулировать его.

Отрывок из эссе на работу И.А.Ильина «С этим суждением великого русского философа и историка я собираюсь поспорить... Начну с личной причины ненависти Ильина к Советскому Союзу... Я понимаю отношение Ильина к принудительной коллективизации, сталинскому террору. Но я собираюсь поспорить с мнением Ильина в том плане, что все великие свершения произошедшие во время нахождения у власти большевиков, являются достижениями русского (советского) народа... К сожалению, все эти достижения народа не удалось увидеть И.А.Ильину. Я считаю, что если бы он знал о них, то переменил бы свои взгляды в пользу единства СССР со своим народом...» «С этим суждением великого русского философа и историка я собираюсь поспорить... Начну с личной причины ненависти Ильина к Советскому Союзу... Я понимаю отношение Ильина к принудительной коллективизации, сталинскому террору. Но я собираюсь поспорить с мнением Ильина в том плане, что все великие свершения произошедшие во время нахождения у власти большевиков, являются достижениями русского (советского) народа... К сожалению, все эти достижения народа не удалось увидеть И.А.Ильину. Я считаю, что если бы он знал о них, то переменил бы свои взгляды в пользу единства СССР со своим народом...»

Отрывок из эссе на работу И.А.Ильина «Я не согласен с мнением Ильина. «Я не согласен с мнением Ильина. Во-первых, рассмотрим национальный состав СССР... Во-вторых, рассмотрим территориальный состав Советского Союза... Далее, большинство научных достижений страны сделаны русскими...»

аргументы автора исторические данные, которые трудно оспорить: состоявшиеся события, признанная статистика, сведения из авторитетного источника, корректный пример из отечественной и всемирной истории. исторические данные, которые трудно оспорить: состоявшиеся события, признанная статистика, сведения из авторитетного источника, корректный пример из отечественной и всемирной истории. С особой силой и убедительностью в эссе звучат фразы, раскрывающие: С особой силой и убедительностью в эссе звучат фразы, раскрывающие: способ аргументации: «Проведем аналогии...»; «Обратим внимание на различия...»; «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»; способ аргументации: «Проведем аналогии...»; «Обратим внимание на различия...»; «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»; ранжирование собственных аргументов: «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»: «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; « Более того...»; ранжирование собственных аргументов: «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»: «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; « Более того...»; обобщение доказательств: «Таким образом...»; «Это ли не...» и т.п. обобщение доказательств: «Таким образом...»; «Это ли не...» и т.п.

«Открытость» работы «напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени». К сожалению, выполнение этого условия оказалось большинству участников олимпиады не по плечу (или же они сочли его недостойным внимания). «напишите работу так, чтобы при всей ее завершенности оставались вопросы, на которые вы могли бы ответить, будь у вас больше времени». К сожалению, выполнение этого условия оказалось большинству участников олимпиады не по плечу (или же они сочли его недостойным внимания).

«Открытость» работы «открытый» и диалогический характер эссе это органичная характеристика данного жанра творческих работ по истории и к тому же не менее важная, чем высказывание автором собственной точки зрения по проблеме, яркий, образный язык и четкая аргументация. С чем это связано? Прежде всего, с природой исторического эссе, основанного на нашей интерпретации высказывания «другого», т.е. человека с иным жизненным опытом, системой ценностей и отношений, со своим правом и основанием делать подобные заявления. Прежде всего, с природой исторического эссе, основанного на нашей интерпретации высказывания «другого», т.е. человека с иным жизненным опытом, системой ценностей и отношений, со своим правом и основанием делать подобные заявления.

«Открытость» работы С открытым, творческим характером исторической науки, главной задачей которой сегодня становится не поиск исчерпывающих объяснений, а стремление обобщить и интерпретировать разные точки зрения. С открытым, творческим характером исторической науки, главной задачей которой сегодня становится не поиск исчерпывающих объяснений, а стремление обобщить и интерпретировать разные точки зрения. С воспитательными задачами ученического эссе, которое призвано быть не судебным вердиктом или последним словом в науке, а средством развития умения слышать и понимать «другого» (эмпатических способностей), взвешенного отношения к имеющемуся многообразию точек зрения, понимания причин этого многообразия (толерантности), способности вести диалог, воспринимать и уважать иное мнение, корректно обсуждать дискуссионные вопросы прошлого и настоящего, принимать разумные компромиссы, менять свой взгляд под давлением убедительных аргументов и доказательств (коммуникативной культуры). С воспитательными задачами ученического эссе, которое призвано быть не судебным вердиктом или последним словом в науке, а средством развития умения слышать и понимать «другого» (эмпатических способностей), взвешенного отношения к имеющемуся многообразию точек зрения, понимания причин этого многообразия (толерантности), способности вести диалог, воспринимать и уважать иное мнение, корректно обсуждать дискуссионные вопросы прошлого и настоящего, принимать разумные компромиссы, менять свой взгляд под давлением убедительных аргументов и доказательств (коммуникативной культуры).

Итог олимпиадных эссе большинство олимпиадных эссе заканчивалось жестким приговором типа: «Царствование Петра имело значительное сходство с правлением Ивана IV, но продолжением его не являлось». Лишь отдельные конкурсанты позволили себе выйти за рамки конкретного исторического события или высказывания и представить, что было бы, например, если бы французские войска на Бородинском поле сражались с такой же храбростью и решимостью, как и русские. «Кто тогда одержал бы в этом сражении победу? Каково было бы дальнейшее развитие России?..» такие вопросы вместо жирной точки поставил в конце своего сочинения один из «эссеистов», оставив проблему открытой для новых дискуссий. большинство олимпиадных эссе заканчивалось жестким приговором типа: «Царствование Петра имело значительное сходство с правлением Ивана IV, но продолжением его не являлось». Лишь отдельные конкурсанты позволили себе выйти за рамки конкретного исторического события или высказывания и представить, что было бы, например, если бы французские войска на Бородинском поле сражались с такой же храбростью и решимостью, как и русские. «Кто тогда одержал бы в этом сражении победу? Каково было бы дальнейшее развитие России?..» такие вопросы вместо жирной точки поставил в конце своего сочинения один из «эссеистов», оставив проблему открытой для новых дискуссий.