Ход урока Подведение итогов. Домашнее задание Работа с текстами Актуализация и диагностика знаний Организационный момент Беседа-опрос по теоретическому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ход урока Подведение итогов. Домашнее задание Творческое задание. Актуализация и диагностика знаний Организационный момент Беседа-опрос по теоретическому.
Advertisements

Стили литературного языка. Цели урока дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического.
общественно-экономические Политические культурные отношения используется в газетах, журналах.
Стили литературного языка. Цели урока дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического.
«Язык что одежда», – говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Публицистический стиль Урок развития речи в 7 классе.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Об истории публицистического стиля. Ученицы 10 класса Шарниной Юлии.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Стили речи Разговорный стиль Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Условия общения: беседа со знакомыми.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
В этих словах звуков больше, чем букв: А) жизнь; б) копают; в) ходьба; г) соловьи; д) яблоко; е) редкие. Эти слова разделены для переноса правильно: А)
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Транксрипт:

Ход урока Подведение итогов. Домашнее задание Работа с текстами Актуализация и диагностика знаний Организационный момент Беседа-опрос по теоретическому материалу

Цели урока 1. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля. 2. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля. 3. Формирование умения использовать средства публицистического воздействия на читателя.

Информация к расмышлению Не для того мы рассуждаем чтобы знать что такое добродетель а для того что(бы) стать хорошими людьми. (Аристотель) Расставьте знаки препинания, нарисуйте схему

Информация к расмышлению Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. (Аристотель) […,(чтобы …), (что…),…], (чтобы…) – союзное, сложноподч. с придатьь обстоят цели и придатьь. изъясн., с одно родине одно. соподчинением.

Лингвистическая расминка: прочтите слова и поставьте правильно в них ударения Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.

Лингвистическая расминка: прочтите слова и поставьте правильно в них ударения Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, (доп. мельком), квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорождённый, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.

Словарный диктант Активизировать, благодарить, великодушный, нюанс, скептицисм, призадуматься, достоинство, колледж, волнующий, достоинство, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремисм, водрузить, коммюнике, публицистика.

НЮАНС (франц. nuance) - оттенок, тонкое различие, едва заметный переход. Скептици́см (от др.-греч. σκεπτικός рассматривающий, исследующий) философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Экстремисм (франц. extremisme, от лат. extremus крайний), приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны конференциях, совещаниях, постановлениях и т.д.

1. Какие стили речи вам известны? Стили речи книжный разговорный

3. Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. 4. Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото хлопок, голубые дороги морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. 2. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого люди, народ). Заметка, репортаж, рецензия, отзыв. Во всех них одна и та же тема будет решаться по- своему. 5. Назовите жанры публицистического стиля

6. Охарактеризуйте речевую ситуацию публицистического стиля публицистического стиля Речевая ситуация 1-много Официальная обстановка Сообщение, воздействие

Сравните тексты. Определите их стиль и тип I. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод ягода; опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части СССР, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии. II. Слышишь, ландыши, ландыши, ландыши Что-то шепчут в прозрачной тиши, Наклонись над озябшей гирляндою, Не дыши, не дыши, не дыши… III. Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры Словно пёрышко белое-белое Уронили с небес облака. Иль на травку, рукою умелою, Гном нанизал белы жемчуга.

В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше. (Энциклопедия «Жизнь растений», том 6) Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательное, так как повествование эмоционально. (Стихотворение Галины Лапаевой) Цель третьего (публицистического) текста привлечь внимание к важной проблеме уметь чувствовать язык и тем самым обратить внимание на уровень человеческой культуры. Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. Языковые приметы стиля («газетная образность») чувство языка, уровень культуры; односоставные безличные предложение, повтор слова нельзя и пр. Проверь себя

Из истории публицистического стиля Текст Тезис Зарождение русского публицистического стиля относится к далёкому прошлому, хотя элементы этого стиля заложены ещё в античном обществе, где слово являлось вождём всех дел и всех замыслов. Искусство слова имело практическое значение, т.к. в античном обществе публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. На суде мог выступить любой человек, а обвиняемый защищался сам в присутствии 500 судей, которые решали его судьбу. Политик выступал перед народным собранием, полководец – перед войском, простые граждане – на праздниках, встречах, поминках.

Текст Тезис С возникновением государства, развитием торговых, политических и культурных обменов возникла необходимость не только в устном, но и в письменном общении. Зарождение русского публицистического стиля тоже относится к далёкому прошлому. Примером может послужить переписка царя Ивана lV с князем Курбским в XVl веке.

Текст В XVlll веке этот стиль получил дальнейшее развитие с появлением печатной газеты «Ведомости» (1702). Окончательно оформился публицистический стиль в XlX веке, когда возникли провинциальные и частные газеты, журналы. Первым русским журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.), созданный по инициативе М.Ломоносова журнал Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», состоящий из научной и литературной частей. Журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) А.Сумарокова был первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером.

Текст Тезис Наиболее длительное время из числа журналов XlX века существовали: «Вестник Европы, «Русский вестник», «Сын Отечества», «Отечественные записки», «Современник». Восможность публицистического стиля – информировать читателя с одновременным эмоциональным воздействием на него – привлекла русских писателей Н.Радищева, В Белинского, А.Чехова, А.Толстого, Максима Горького, К.Паустовского и др.

Текст Тезис Сегодня публицистика играет большую роль в жизни мирового сообщества и не менее настоятельна потребность в средствах, которые могли бы объединить разрозненное, враждующее человечество. И безусловно, в человеческой культуре нет ничего, что могло бы выполнить эти задачи, как всё то же слово, речь! (Из журнала)

План статьи 1. Элементы публицистического стиля в античном обществе. 2. Зарождение публицистического стиля в XVl веке. Переписка. 3.Газеты, журналы XVlll века. 4. Журналы XlX века. 5. Цель публицистики в современном мире.

Жанры публицистического стиля Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад Рекламный текст (слоган)

Задачи речи передача информации, воздействие на читателей или слушателей Publicus (лат.) – общественный Сфера применения 1)в устной речи- выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах

Общие стилевые черты Актуальность Своевременность Оперативность Образность Экспрессивность Эмоциональность Оценочность Чёткость Логичность Простота Доступность Конкретность Лаконичность Чётко выраженное авторское отношение к проблеме

Языковые средства, характерные для стиля 1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотисм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. Д.С.Лихачёв

Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днём, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. (М.Исаковский)

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Аббревиатуры запишите словами. 1. СМИ как основной источник информац…и играют главную роль в совреме…ом мире. 2. Русский язык как международный получил широкое распространение в мире и стал одним из рабочих ООН. 3. Чтобы поехать по турис…кой путёвке в любую зарубежную страну необходимо оформить документы в МИДе. 4. Мой друг собирает…ся после окончания школы поступать в МГУ. 5. Интерес…ные к…нцерты проходят в НМАУ. 6. Мне кажет…ся что все с удовольствием смотрят КВН. 7. Конференц…я посв…щё…ая двухсот(летию) со дня рождения Н.Гоголя проведена в МАН.

Публицистическая статья в раздел криминальной хроники Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалёку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит её несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путём, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.