Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.
Advertisements

Иконостас и его составные части Подготовил: Белый Андрей, 2 курс.
Иконостас Исполнитель: ученица 9 «Г»класса Кувалдина Екатерина Руководитель: учитель МХК первой категории Контеева Евгения Александровна.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Автор : Артамонова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства, г. Кемерово МБОУ «СОШ24»
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период.
Иконостас. Типы, символика, структура
Иконостас православного храма. Проверочная работа.
Дегтярева Елена Александровна ГОУ СО Верхотурская гимназия 1 квалификационная категория.
Устройство православного храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Храмовый синтез искусств 9 класса
@_МОУ Барановская СОШ_Ф.С. Захарова_2010. Успенский собор Кремля.
Каменная София Киева сер. ХI в. и памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии 952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ.
Рождество Пресвятой Богородицы. Евангелие – книга о Спасителе и спасении «Евангелие» – благая весть. «Евангелие» – благая весть.
Транксрипт:

Православный иконостас

Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.греч.храмаиконалтарную

Византийские алтарные преграды Византийские храмы имели алтарные преграды из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Посредине преграды устраивался главный вход в алтарь царские врата, а по бокам малые двери, названные дьяконскими. Преграды могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Преграда часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проемы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные преграды, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века). Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы.царские врата

На саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках темпланах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трех фигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае) деисусатемпланах эпистиляхдеисусмонастыря святой Екатерины на Синае

«Классические» высокие иконостасы XVXVII вв Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Схема высокого иконостаса 1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты); 2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери; 5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда; 8 – храмовая икона; I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд; IV – деисусный чин.

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира.

Праотеческий ряд Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Пророческий ряд Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Пророческий ряд В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств.ветхозаветных Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившегося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Праздничный ряд Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисусный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых Деисусный ряд

Местный ряд В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами.

Завершение Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены- мироносицы и сотник Лонгин.жены- мироносицы Лонгин

Царские врата Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристиина

Царские врата На самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Царские врата