Семинар «Нормативно-правовое и методическое обеспечение специальных (коррекционных) классов (VIII вида) для подготовки к итоговой аттестации в рамках государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Advertisements

реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Системный поход к обеспечению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья Чубарова Елена Александровна, методист ККИПКиПП РО
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
Нормативные требования к основной образовательной программе. К структуре К результатам освоения К условиям реализации.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Нормативно-правовое обеспечение стандартов нового поколения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Особенности взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и учреждений образования при проведении медико-социальной экспертизы. Дроздова Э.Е., руководитель.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Построение образовательного процесса в детском саду с учётом Федеральных государственных требований к образовательной программе.
Транксрипт:

семинар «Нормативно-правовое и методическое обеспечение специальных (коррекционных) классов (VIII вида) для подготовки к итоговой аттестации в рамках государственной аккредитации образовательного учреждения». 27 октября 2010 г. МОУ Юрьевская средняя общеобразовательная школа

Цель семинара - презентовать опыт работы по формированию нормативно-правового и методического обеспечения специальных (коррекционных) классов (VIII вида) для подготовки к итоговой аттестации в рамках государственной аккредитации образовательного учреждения, - познакомить с условиями организации обучения детей с ограниченными возможностями развития.

Нормативно-правовая база специального (коррекционного) обучения Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от «О специфике деятельности специальных Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённое Постановлением Правительства РФ от Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ) (п.27 «дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения ПМПК») Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ) (п. 30 «органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») (п. 30 раздел II «Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии») Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от ФЗ Инструктивное письмо Минобразования России от (о возможности обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей со сложным дефектом в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений) Письмо Минобразования России от / (о возможности обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей со сложным дефектом в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН , Резолюция 48/96) Закон РФ «Об образовании» (п. 10 ст. 50 «дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей по заключению ПМПК») Подпрограмма «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России» на (методические пособия по использованию спортивно-оздоровительных тренажеров, адаптивной физической культуры…)

Нормативно-правовая база специального (коррекционного) обучения Федеральная целевая программа «Дети России» на гг по направлению «Семья с детьми-инвалидами» Приказ Минобрнауки России от утвержден перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2007/2008 учебный год (I, II, III, V, VII, VIII видов). Федеральная целевая программа развития образования на гг (утв. Постановлением Правительства РФ от ) (по реализации мероприятий по внедрению специальных повышенных нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех уровней образования) В рамках ПНПО постановлением Правительства РФ от (в ред. от ) (специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья включены в перечень образовательных учреждений, педагогическим работникам которых выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя) Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Совета администрации Красноярского края от 17 ноября 2003 года 322-п) Концепция реформирования специального образования в России (Приказ Министерства образования Российской Федерации от «Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах») Федеральных закон Российской Федерации от ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (ст. 18 Воспитание и обучение детей-инвалидов, в том числе и обучение на дому) Федеральных закон Российской Федерации от ФЗ «Об основных гарантиях пав ребёнка в Российской Федерации» Закон Красноярского края от «Об образовании» Закон Красноярского края от «О социальной защите инвалидов в Красноярском крае» Закон Красноярского края от «О защите прав ребёнка» Закон Красноярского края от «О социальной поддержке инвалидов» Письмо Министерства образования Российской Федерации от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Нормативно-правовая база обучение на дому и ПМПК Письмо Министерства народного образования РСФСР от «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 2001 года 29/ «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения). Типовое положение об образовательном учреждении надомного обучения (школе надомного обучения) (проект) «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» (Письмо Минобразования РФ от /2643-6) Федеральных закон Российской Федерации от ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (ст. 18 Воспитание и обучение детей-инвалидов, в том числе и обучение на дому) Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели (утв.) ПМПК Положение об областной медико-педагогической комиссии (утв. Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от М в ред. письма Министерства просвещения РСФСР от М Инструктивное письмо о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Письмом Минобразования России от /2967-6)

Экспертиза деятельности Документы отражающие организационно-правовое положение учреждения для осуществления данной деятельности Социальный паспорт школы План и протоколы ШПМПК Личные дела Дневники наблюдения учащихся (Портфолио) Данные об итоговых оценках выпускников за 3 года Учебные планы, рабочие программы Курсовую подготовку Журналы Учебники Тетради: творческие и контрольные тетради Наличие практических (творческих) работ учащихся. Технологические карты Планы проф. ориентационной работы, наглядность по проф. ориентации Материальная база: наличие мастерских по профилям трудового обучения, обеспеченность оборудованием, инструментами, материалами, информационными технологиями (компьютеры, ТСО). Наличие журналов по ТБ, инструкции по охране труда и ТБ для учащихся, инструкции по противопожарной безопасности Наличие спецодежды у учащихся. Наличие аптечки первой медицинской помощи. Журнал регистрации несчастных случаев.

Приоритетные направления - укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка; - формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности; развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Модель выпускника специальной (коррекционной) школы (7-8 вида) Сформирована общественная культура личности; Развиты социально-значимые качества; Воспитаны умения и навыки, обеспечивающие социальную адаптацию в обществе; Уважающий права и свободу граждан; Ответственно относящийся к себе и своему здоровью; Способный получить дальнейшее профессиональное образование.

Показатели качества подготовки выпускника с ОВЗ (7-8 вида) социально адаптироваться к жизни в обществе; успешно реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности; мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий; обладать максимальной самостоятельностью.

Что проверяется соответствие знаний выпускников требованиям программ; глубина и прочность полученных знаний; умение их применять в практической деятельности.

Материал практической экзаменационной работы и экзаменационные билеты Образовательное учреждение имеет право самостоятельно готовить экзаменационный материал с учетом профилей трудового обучения, организованных в учреждении. Экзаменационный материал должен быть утверждён органом управления образования.

СБО Два этапа: 1. Тестирование. Время проведения – 1 час. 2. Собеседование по вопросам тестирования. Пример теста: ФИО_____________________ 1. Обведи в кружок названия тех документов, которые нужны для приема на работу: 1.1. Паспорт 1.2. Свидетельство о рождении 1.3. и т.д. 2. Напишите автобиографию. 3. Расчитайте потребительскую корзину на 1 день.

Трудовое обучение Должно быть представлено 1. Мастерские 2. Технологические карты с образцами изделий 3. Выставки работ учащихся (не менее 5 работ) 4. С 8 класса подготовка по труду должна осуществляться по 1 – 2 профилям 5. На всём должны быть маркировки -полотенца -посуда кухонная -тряпка половая - и др.

Экзамен по трудовому обучению Два этапа: 1. Собеседование по вопросам материаловедения (1-й вопрос) и специальной технологии (2-ой вопрос) с каждым учеником. 2. Практическая работа (3-й вопрос). Время проведения – 3 часа. 3. На экзамен предоставить не менее 5 работ учащегося. 4. Собеседование по выполнению практической части.

Требования: К экзамену по трудовому обучению допускаются экзаменуемые, обучавшиеся по данному профилю труда не менее двух последних лет. Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по учебной работе), членов комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы, учителя трудового обучения и учителя общеобразовательных дисциплин данного учреждения) могут быть приглашены преподаватели учреждения начального профессионального образования и представители производства). Результаты экзамена по трудовому обучению оформляются протоколом.

Внеурочная трудовая деятельность Показать, как трудовая подготовка осуществляется во внеурочной деятельности (кружки, ОПТ, дежурство по столовой, по школе, по классу) Обязательны экскурсии на предприятия Как уч-ся вовлечены в кружки социально-трудовой направленности Больше времени в рабочих программах отвести на формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических работ

Требования к учебному плану 1. Обязательно должны присутствовать все часы социального профиля (СБО, обществознание), что способствует успешной социализации и трудовой подготовки. 2. Обязательны часы на коррекционной подготовки (развитие речи на основе…, СБО, ритмика, ИГЗ) 3. ЛФК в 1-4 и 5-9 классах 4. Логопедические занятия в 1-7 классах 5. Развитие психомоторики и сенсорных процессов (рекомендация МОРФ). Мы это делаем через курс развития речи, что отчасти компенсирует данный курс (учит умениям наблюдать, сравнивать, выделять и отражать в речи)

Требования к рабочим программам Пояснительная записка должна быть составлена с учётом специфики региона и контингента уч-ся Должен быть перечислен перечень учебных и наглядных пособий Практических работ Экскурсий.

Требования к журналам К/Р должны быть и оценки за них тоже В графе «Что пройдено на уроке» чётко отразить тему: «Диктант, рно, итоговый урок по теме…» Обязательно прописать нестандартные уроки (путешествие, игра, конкурс, экскурсия…)

ПМПК Письмо МО РФ «Положение о деятельности ПМПК» Согласно которому в ОУ должен быть логопед, психолог, дефектолог, врач.

Требования к режиму труда и отдыха Продолжительность уроков – 40 минут Продолжительность перемен Игровая комната Для 1 класса помещение для сна

Показатели готовности педагога к обеспечению коррекционной направленности педагогического процесса (теоретическая готовность): - знание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; - знание условий, обеспечивающих коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса; - знание методов и приемов, реализующих принципы коррекционно- развивающего обучения; - знание содержания образовательных программ и требований к их содержанию по преподаваемому предмету, согласно базисного учебного плана; - знание психолого-педагогических и клинических особенностей аномального развития детей, имеющих интеллектуальные нарушения; - знание педагогической дифференциации учащихся по группам обучаемости.

Показатели готовности педагога к обеспечению коррекционной направленности педагогического процесса (практическая готовность): умение локально изменять решение, не нарушая его целостности и логики построения; - умение выявлять те звенья в решении задачи, которые необходимо оставить, и звенья, которые необходимо изменить; - умение адаптировать решение задачи к конкретной ситуации (практическая направленность обучения); - умение поддержать мотивацию в процессе обучения; - умение использовать различные виды деятельности, реализуя охранительный режим обучения; - умение своевременно включать в процесс обучения задания с опорой на несколько анализаторов;

Показатели готовности педагога к обеспечению коррекционной направленности педагогического процесса (практическая готовность): - умение использовать, дифференцированный подход (включать задания по нарастающей степени сложности, используя принцип «от простого к сложному»); - умение использовать принцип динамичности восприятия обучения; - умение включать в процесс обучения специальные упражнения на коррекцию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи); -умение использовать индивидуальный подход в процессе обучения (своевременно оказывать дозированную помощь, используя широту зоны ближайшего развития ребенка); - умение создавать учебные ситуации, способствующие самостоятельному переносу опыта учащихся в новые условия.

Благодарим за внимание!