Читаем и обсуждаем рассказ В.М.Шукшина «ЧУДИК» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.М.ШукшинВ.М.Шукшин «Чудик». "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат.
Advertisements

Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие,
Анализ результатов оценки творческих заданий ЕГЭ Всего учащ ихся балл ов балл ов балл ов 7-10 балл ов 2-6 балл ов 0 балл ов
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Урок разработала учитель русского языка и литературы МКОУ «Светлоозёрская СОШ» Бийского района Алтайского края Потехина Наталья Васильевна Уроки нравственности.
Основы духовно– нравственной культуры народов России чебник для 4 -го класс а У чебник для 4 -го класс а Светская этика Представление проектов к главе.
"Людей неинтересных в мире нет…" Урок литературы в 8 классе, посвященный 80-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Домашнее задание к занятию 3 по теме: «Приемы компрессии текста».
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Любви прекрасные моменты (по рассказу В.М.Шукшина «Чудик») Тимофеева Наталия Борисовна, учитель русского языка и литературы КГБОУ НПО « ПУ 16» г. Барнаула.
«Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе» (Эразм Роттердамский) «Нравственность – это разум сердца»
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Подготовка к написанию части С1 Цель: обучение анализу предложенного текста: формулировка проблем, комментарии к ним и изложение собственного мнения по.
«Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно» Сенеке.
Повесть В.М. Шукшина «Калина красная» Шихранова Светлана Николаевна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Транксрипт:

Читаем и обсуждаем рассказ В.М.Шукшина «ЧУДИК» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ЦЕЛЬ УРОКА : проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Чудик», помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброта, честность, порядочность, благородство

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком! «ЧУДИКИ» ШУКШИНА

Чёрствость души - самая страшная болезнь на свете… «ЧУДИКИ» ШУКШИНА

Как писатель В. Шукшин сложился необыкновенно быстро: практически с первых рассказов можно было говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном для его творчества герое. В.Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками» – героями с особым восприятием мира и нестандартным поведением. «Чудики» не могут понять хода современной жизни и приспособиться к существованию в новых условиях. «ЧУДИКИ» ШУКШИНА

Герои рассказов Шукшина живут и поступают так, как подсказывает им внутреннее я. Это наивные, добрые, трогательные личности, которые сталкиваются с непониманием окружающих. Из-за несовпадения их собственного и общепринятого взглядов на действительность и возникают комические, а чаще трагикомические ситуации. «Шукшинские» герои душевны, и автор, и читатель сочувствуют им, понимают их, и смеются над ними «по-доброму». Но смех этот часто сквозь слёзы: в современном мире наивным и простодушным людям нелегко, их доверчивостью пользуются корыстные, эгоистичные личности. В одном из рассказов «Чудик» (1967) автор повествует о сельском механике Василии Князеве, с которым постоянно что-то случалось. Жена и называла его Чудиком. «ЧУДИКИ» ШУКШИНА

– Каким вы увидели главного героя рассказа? – Чем Чудик выделялся из своей среды? Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА СИТУАЦИЯПОВЕДЕНИЕ ЧУДИКА ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА потеря денег стеснительность, совестливость, рассеянность жена назвала ничтожеством, даже ударила случай в поезде рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристаёт с разговорами к незнакомым людям интеллигент отвернулся, не разговаривает с Чудиком

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА СИТУАЦИЯПОВЕДЕНИЕ ЧУДИКА ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА самолёт читатель и другие не обращают не него внимания желание пошутить, помочь Лысый кричит, побагровел от ярости, удивлён наивностью Чудика невоспитанность, назойливость, неловкое поведение самолёт, история с челюстью

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА СИТУАЦИЯПОВЕДЕНИЕ ЧУДИКА ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА аэропорт, составление телеграммы строгая сухая женщина, не понимает его юмора и неуместной радости желание удивить, сделать приятное, робость, непонимание, душевная боль, горечь злость, непонимание, досада пишет телеграмму с весёлым текстом встреча со снохой

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА – Опишите состояние героя после его возвращения домой. Пел громко, подпрыгивал, поскользнулся и чуть не упал; небо очистилось; близко где-то солнышко… Лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно… Важно то, что поступает этот герой так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение единственно правильное и искреннее. – Почему имя главного героя мы узнаём только в конце рассказа?

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА – Есть ли в наше время такие люди, как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как вы думаете, почему? Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно, в нём выражено своеобразие народных представлений о личности. Шукшин любуется немудрёным человеком. Мы видели, что людей раздражала его открытость и доброта, он не такой как все, поэтому отвергается обществом.

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг. Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность – есть правда», – так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она не была. – Считает ли Шукшин таких героев, как Чудик, изгоями в современном обществе?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе. - М.: Вако, Чувакова О.В. Шукшин: жизнь и творчество. Анализ рассказа «Чудик»: Википедия свободная энциклопедия: