Речевые ошибки младших школьников. Речевые ошибки лексико-стилистические морфолого-стилистические синтаксико-стилистические классификация М.Р.Львова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Advertisements

И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Автор: Татар О.В. учащиеся 2 класса Малоянисольская ООШ учебный год.
Автор : Фарухшина Альбина Фирдависовна г. Нефтеюганск МОУ « СОШ 14», 7 А класс.
Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на интересное занятие!
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Тексты с «дырками» Волчишка. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его.
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Тема: «Слова-помощники» Шишкоедова Н.Р. Г.Нефтеюганск МБОУ «НОШ5» 2010г.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Формирование навыка правильного употребления предлогов у дошкольников Подготовила учитель – логопед Сятчихина М.Г. г. Пермь 2015.
Части речи к урокам русского языка в 1 классе Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ школы Санкт - Петербурга.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
1 Русский язык Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» Тема: «Обобщение знаний о словах, предложениях?» УМК «Школа России» Русский язык, 3класс.
Плодовые деревья нашего края Проект подготовила ученица 3 класса Токарева Инесса. Руководитель кружка «Я - исследователь» Захарова А.С.
Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Мы копали картофель, убирали свёклу и морковь. Осенью идут грибные дожди, в лесу много грибов. Осень.
1. Наступила осень. 2. Летят на птицы юг. 3. Часто идёт дождь. 4. Густой город туман затянул. 5. Дует резкий, холодный ветер. 6. По он несёт сада дорожкам.
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Работа над ошибками в в изложении «Кошка и ёж». 3 класс.
Транксрипт:

Речевые ошибки младших школьников

Речевые ошибки лексико-стилистические морфолого-стилистические синтаксико-стилистические классификация М.Р.Львова

Лексико-стилистические ошибки Словарные ошибки

1. Повторение одних и тех же слов Причины ошибок. Во-первых, малый объём внимания пишущего. Ученик забывает о том, что он только что употребил слово кошка и использует его вновь. Вторая причина повторов – бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет гибко пользоваться местоимениями; он включает в текст то слово, которое первым извлечено из наличного словарного запаса. Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают свой текст (лучше вслух). Например: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, всё время ласкается. (2 класс)

2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его. Причина ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. Но, кроме этой общей, у каждой ошибки есть собственная причина, которую часто удаётся выяснить.В первом и втором примерах – смешение паронимов рыбий и рыбный, одел и надел. Например: Надоел «рыбий» (надо: рыбный) суп. Охотник «одел» (надо: надел) шапку и вышел. Мы перешли через горный «курган» (надо: хребет) и начался спуск.

3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов. Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковой опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи. Ветер постепенно «принимал силу» (надо: набирал силу). Вышел «красный» молодец на бой со Змеем Горынычем (народно-поэтическому языку свойственны устойчивые сочетания добрый молодец и красна девица). Коле «выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).

4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова. Например: Он почувствовал, что «утопает» в болоте (лучше: тонет в болоте или его засасывает болото; слово утопает уместно в поэтической речи).

5. Употребление просторечных, диалектных слов и сочетаний Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребёнка в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, слова, которые он слышит от рождения, на самом деле «неправильные» слова и их употреблять нельзя. Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующего понятия о литературном языке. Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры, встречаются отклонения от нормы. Например: Петя шёл «взади» (нужно: сзади). «Обратно» пошёл дождь (нужно: опять пошёл дождь). «Вперёд всех» к реке побежал Вова (нужно: быстрее всех, или раньше всех, или первым). «Поклал» вместо положил, «здоровый» в значении большой и пр.

Морфолого-стилистические ошибки. неправильное образование слов и форм слов

1. Детское словотворчество Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (нужно: штукатуры), монтажники. «Приречная» полоса (слово образовано по аналогии с прибрежная). Люди кинулись «потушить» (нужно: тушить) горящие дома. Ошибка вызвана, по-видимому, смешением видовых вариантов глагола. Слова «штукатурщики», «приречная» и «потушить» образованы по определённым моделям (или по аналогии), их значение легко понять, но этих слов нет в словарях, они не являются общеупотребительными словами русского языка. Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка Например : «они хочут» и «он ходит» вместо литературной формы они хотят и он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама и пр. Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития, благодаря созданию хорошей речевой среды.

3. Пропуск морфем Чаще всего дети пропускают суффиксы: «трудящие» вместо трудящиеся; несколько раз «выглядел» в окно вместо выглядывал – пропущен суффикс –ыва-. Причины ошибок : ребёнку трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые (со стечением шипящих) слова: трудящиеся; учащиеся; волнующиеся море и т.п. в устной речи говорящий «теряет» отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы, и это иногда отражается на письме. влияние просторечия, диалектов. Для предупреждения подобных ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость речевого аппарата.

4. Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе Например : У партизан не хватало «оружий» (нужно: оружия); Крышу кроют «железами» (нужно: железом); Надо ехать без «промедлений» (нужно: без промедления). Причина этих ошибок – в стремлении детей к конкретности (известно, что абстрактные, вещественные и собирательные имена существительные, конкретизируясь, могут приобрести множественное число). Особенно это заметно в последнем примере.

Синтаксико-стилистические ошибки ошиб ки в словосочетаниях и предложениях

1. Нарушение управления (чаще всего предложного) Например: Добро побеждает «над злом» (нужно: добро побеждает зло или добро торжествует над злом); «Смеялись с него» (нужно: смеялись над ним) – данная ошибка объясняется влиянием просторечия; «Все радовались красотой природы» (нужно: радовались (чему?) красоте); «Жители городов и сёл выходили навстречу победителей» (нужно: навстречу (кому?) победителям); «Мы стали ждать приход поезда» (нужно: ждать прихода поезда). Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний. Ошибки в управлении очень стойки, трудно устранимы. Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее «опасными» глаголами, например: верить – кому? чему? во что? упрекать – кого? в чём? радоваться – кому? чему? сообщать – что? кому? о чём?

2. Нарушения согласования (чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом (т.е. согласования с именем существительным или местоимением, прилагательного с именем существительным и пр.) Например : «Вся семья радостно встретили Новый год» (нужно: семья…встретила); «Саше очень понравилось ёлка» (нужно: ёлка понравилась); «В августе началась уборочные работы» (нужно: начались уборочные работы); «Туманная утро» и т.п. Причина ошибок – логический, смысловой подход ученика к построению предложения (а не грамматический): ведь семья – это не один человек, а несколько, и школьник употребляет сказуемое, выраженное глаголом в форме множественного числа. Когда ошибки типа «семья…встретили» обсуждаются с учениками, последние объясняют, что там было несколько человек. Лишь тогда, когда учитель обратит их внимание на то, что существительное имеет грамматическую форму единственного числа, школьники соглашаются с необходимостью согласования.

3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла Например :«Узкая тропинка только на вершину холма вела» (нужно: Только узкая тропинка вела на вершину холма); «Только равнодушным оставался кот Борька» (нужно: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.

4. Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают Например : «Когда Коля прощался с отцом, он (кто: отец или Коля?) не плакал»; «Отряд вышел в поход. Они (?) пели песню». Пишущему ясно, о ком идёт речь в первом предложении. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить. Нужна практика самопроверки и взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимений, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют текст, перестраивают предложения, переписывают заново. Причина второй ошибки - логический, смысловой подход ученика к построению предложения (а не грамматический).

5. Местоимённое удвоение подлежащего Например : «Лёня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами»; «Петя – он был самый сильный из ребят». Причины подобных ошибок: во-первых, ученик начинает писать предложение, не зная, как закончит его; во-вторых, влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно считается ошибкой.

6. Употребление глаголов в не соотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид Например : «Надвигалась тёмная туча и полил дождь» (смещение вида); «Незнакомец входит в хижину и поздоровался» (смещены и вид, и время). Ошибки свидетельствуют о низом общем языковом развитии учащихся, об отсутствии у них языкового чутья. Устраняются на основе смыслового анализа текста, так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.

7. Неумение находить границы предложений Ошибки данного типа встречаются в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов.»; «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»; б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шёл по лесу из чащи, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков». Основа исправления таких ошибок – работа над предложением.

Неречевые ошибки композиционные логические искажения фактов

Композиционные ошибки – несоответствие текста сочинения или изложения плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий. Причины композиционных ошибок - в методической подготовке сочинений. Ученик, допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему: возможно, что наблюдения, отбор фактов были проведены бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе, что именно следует сказать вначале, что далее, что в конце, в заключение сочинения.

Логические ошибки - пропуск необходимых слов, важных фактов, целых эпизодов Например : «Она схватила (пропущено «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его» (изложение рассказа В.Бианки «Купание медвежат»); «Из-за кустов вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник слез с дерева и пошёл домой» (пропущено главное – вся сцена купания медвежат.) Причины: - пишет школьник медленно, но мысль его спешит, обгоняя процесс письма. Он, конечно, хорошо знает содержание всего рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте. Поэтому перечиты вание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков. - детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные суждения, связывание понятий разных уровней: «По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях»; «Утро клонилось к вечеру»; «Вода освежила медвежат, а охотник пошёл домой». Общая причина таких ошибок – слабое внимание школьников, недостаточная подготовка текста для его записи.

Искажения фактического материала Например : «Наступила осень. Скворцы, синички, ласточки улетели на юг. Только воробьи и снегири остались». (Известно, что синички зимуют в средней полосе России, а снегири прилетают на зиму из северных областей.) Или: «Пришёл зимний месяц ноябрь». (Хотя в ноябре в большинстве областей России действительно наступает зима, однако ноябрь считается по календарю осенним месяцем, а не зимним.)

Причины нарушений языковых норм в речи детей. классификация Цейтлин С. Н.

Давление языковой системы «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует. «Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. «Система заучивается гораздо раньше, чем норма: прежде чем узнать традиционные реализации для каждого частного случая, ребенок узнает всю систему возможностей, чем объясняются его частные «системные» образования, противоречащие норме и постоянно поправляемые взрослыми».

Влияние речи окружающих Если в речи встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.

Сложность механизма порождения речи В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, «главная функция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки.

Упражнения для предупреждения и устранения речевых ошибок младших школьников

Найти в предложении лишнее слово. В саду собирают яблоки, фрукты, груши. На празднике было много мальчиков, детей, девочек. На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

Найдите повторы в данных предложениях, исправьте. Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну. Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка. Ребята бежали за лисой, но она убежала. Был солнечный день. День был теплый. Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Летом старшеклассники ходили в поход. Дедушка пришел на то место, был колодец. Осенью птицы улетают на юг.

Предложите правильный вариант Пример решается действием отнимания. Девочки собирают ягоды и малину. Около ух пятнышки. Предложите правильный вариант. Вкусная картофель Не ложи на парту Колодец был высох. Составьте из двух предложений одно. Я не пошел гулять. Была плохая погода. Весна – время года. Распускаются почки. Устраните повторы в тексте. Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.

Составьте из двух предложений одно. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края. Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку. В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме. Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево. Найдите и устраните повторы в предложениях Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

Найдите ошибки, напишите правильный вариант. Шишка на лбе Урожай яблоков Пирожки с повидлой Шесть карандашов Предложите правильный вариант Застрял в лужу Описывать о природе Вкусная печенья На лбе шишка Выберите одно из слов, указанных в скобках. Мы до этого не (догадались, додумались) Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность. Он (поразился, удивился) случившемуся.

Найдите ошибки, напишите правильный вариант. У меня много делов. Ждут каникулов Ходят без польт. Засох из камня. Предложите правильный вариант. Текет крыша Красивше Туманная утра Вся семья встретились Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант. Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина. На зеленой лужайке стоял колодец старый. День стал короче, а ночь длинной.

Найдите повторы слов в тексте. Предложите правильный вариант. Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли. Найдите ошибки, предложите правильный вариант. Вкусная повидла Языки пламя На пушистых веток Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. В гнезде жили пернатые птицы. Мы ездили на экскурсию в музей. Ночь переночевали в лесу.

Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Особенно очень сильно кричали вороны. По дорожке бежал молодой щенок. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. Журавль клювом клюнул лягушонка. На перемене дети пошли в столовую. Пахнет запахом весны. Устраните повторы в тексте. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. Найдите и исправьте ошибки. У меня это вызывает любопытность. У него беззаботливый характер.

Укажите ошибки. Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. Выберите одно из слов, указанных в скобках Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание. Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. На рисунке нарисованы разные грибы. Кругом желтеют желтенькие цветы. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Я расскажу интересный рассказ. По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение. Собаки напали на след зайца. Птичка вылетел из клетки. Я интересуюсь изучением Луны. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми. На поляне красуется красавец клен. Устраните повторы в тексте. У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика. Прочитайте предложение, дайте правильный вариант. Девушка была румяной, гладко причесана. Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

Устраните повторы в тексте. Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца. Составьте из двух предложений одно. Вася слез с дерева на землю. Пошел домой. Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите. В библиотеке дети читают книги Во дворе много маленьких малышей. На улице хорошая погода. Найдите и исправьте ошибки. Солнце слепила глаза. Детвора готовились к празднику.

Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте. Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли. Предложите правильный вариант. На берег трудно приблизиться. Притронулся до горячей плиты. Устраните повторы в предложении. Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец. Исправьте ошибки. Небо заволоклось тучами. Я с мамой ездили к бабушке.