Язык - надежный хранитель исторической памяти. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка Занятие «Школы юного филолога» МОУ "СОШ 13 с УИОП"
Advertisements

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Чернавская СОШ Неруцкова Наталия Александровна 2015 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16»г.Балащова Саратовской области Проект по русскому языку «История происхождения.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Начало экспедиции Открытия экспедиции, или То, что было особенно интересным.
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
СИМОНЫЧЕВ ВИТАЛИЙ Ведение 1 Предыстория возникновения древнерусского языка Фонетика древнерусского языка 1 структура слога 2 Система гласных звуков 3.
КУЛЬТУРА ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ И ВРЕМЕНА ЗАЩИТА ПРОЕКТА План урока: Выступления учащихся с результатами микроисследований Практическая работа с журналом «Нива»
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Русский язык Оглушение и озвончение согласных Подготовила: Черная Ирина, Студентка 1 курса.
История редуцированных гласных Ъ и Ь
Русский язык является один из крупнейших языков в мире. Наш язык находится на пятом месте по числу говорящих, после английского, китайского, хинди и испанского.
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Проект по русскому языку на тему « История русского языка. Развитие. Преобразование.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Транксрипт:

Язык - надежный хранитель исторической памяти

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на русском языке около 180 млн. чел. Относится к восточной группе славянских языков. Среди славянских языков русский - самый распространенный. Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи.

История происхождения и формирования русского языка Протославянский язык (2-1-м тыс. до н. э.) Праславянским ( 1-7 вв.) Древнерусский язык (8, вв.) Древнерусский язык разделился на близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский.(14-15 вв. )

Русский язык эпохи Московской Руси (14-17 вв.) 2 основные диалектные зоны - северновеликорусское и южновеликорусское Средневеликорусские (промежуточные) говоры, среди которых ведущую роль играл говор Москвы. Московский говор постепенно становится образцовым и ложится в основу русского национального литературного языка.

В 1708 произошло разделение гражданского и церковно- славянского алфавита. В 18 и начале 19 вв. получила распространение светская письменность.

Историческая грамматика русского языка Историческая грамматика русского языка это наука о развитии данного языка, о развитии его фонетической, морфологической и синтаксической систем по их внутренним законам; это наука, которая объясняет, как на протяжении длительного периода изменялись звуки, формы и синтаксические конструкции русского языка.

Почему слова калач и расти, явно связанные с коло и рост, пишутся с а, а не с о? Почему жи-ши пишется с буквой И? Почему в слове свисток – свистка есть чередование о с «нулём звука», а слове восток –востока этого чередования нет?

Падение редуцированных Ъ и Ь и последствия этого процесса в истории языка В XII в. произошел процесс падения редуцированных, который заключался в утрате редуцированных в слабой позиции и изменение их в [о] и [е] в сильной позиции.

Следствия падения редуцированных 1). Изменение слоговой структуры древнерусского языка и связанные с этим явления. 2).Образование беглых [о] и [е]. 3). Возникновение новых групп согласных и их изменения. 4).Одним из важнейших следствий падения редуцированных является количественное изменение звуковой системы. 5). Оформление категории соотносительности согласных по глухости – звонкости. 6). Полное освобождение твердости – мягкости согласных от позиционных условий.

Какие звуки в современном русском языке мы называем редуцированными, т.е. сокращёнными, ослабленными? Гласные О, Э, А в слабой (безударной) позиции В сильной позиции эти гласные не изменяют своего качества. Раньше в древнерусском языке были и до сих пор в церковно-славянском сохранились редуцированные Ъ (ер), Ь (ерь), которые обозначают очень сокращённые звуки О и А или Э и А после мягкого согласного.

Что это значит – «падение»? Куда они могли «упасть»? «Упали» – значит, перестали произноситься или изменили качество произношения, стали другими звуками. Сравним слова : Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – динь В каких словах в современном русском языке Ъ и Ь не отображены на письме ? На конце слова, между согласными Слабой считалась позиция Ъ и Ь, если дальше слог полного образования, то есть слог с гласной в сильной позиции.

А в какой позиции редуцированные Ъ и Ь стали произноситься как гласные полного образования О и Э? Сравним слова: Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – динь В сильной позиции, то есть под ударением

Вывод В живой речи славян в в.в. в слабых позициях редуцированные гласные перестали произноситься и отображаться на письме В сильных позициях редуцированные превратились в гласные полного образования: Ъ – в О, Ь – в Е.

Каковы же были последствия падения редуцированных? Понаблюдаем: КДЕЬГ Звуки К и Д оказались рядом, и звонкий Д оказал влияние на предшествующий глухой звук К. Произошло «уподобление» (ассимиляция) звука К звуку Д по звонкости, звук К стал звонким Г.

Как древнерусское слово истъба превратилось в избу? Составьте цепочку «превращений». ИСТЪБАИСТБАДЗ

пчела < пчела < бъчела трижды < трижды < тришьды

Потренируемся ! Съдесь – здесь Съдоровъ – здоров Сънимати – снимать

Связь правописания слов с историей языка Какое правило русского языка связано с процессом падения редуцированных? Суффиксы ИК и ЕК существительных Почему ЕК пишется, если Е «убегает», как это правило связано с процессом падения редуцированных? Так как Ь перешло в Е, этот звук чередуется с нулём звука Вставьте пропущенные буквы в современные слова: Цветоч…к, хорош…к, моточ…к, мешок…к, звонок…к, ключ…к, воробыш…к, бритиш…к, вазоч…к, пес…н, владел…ц, младен…ц.

Сравните Посол – посол Посла – посола Послу – посолу Почему при склонении существительного посол (посланный, посланец) исчезает один гласный звук из основы? Почему в другом слове посол (засол), которое звучит так же, ударный О не «убегает» в косвенных падежах, где окончания у обоих слов одинаковые?

Проверь себя ! Посол – посланник Посолъ – посол Посъла – посла Посълу – послу Посол – засол Посълъ – посол Посъла – посола Посълу - посолу Редуцированные безударные гласные «падали», исчезали, а под ударением не исчезали, наоборот, изменяли своё качество в более сильную сторону, превращаясь в гласные полного образования: ЕР – в О, ЕРЬ – в Э. Таким образом, в словах первой колонки редуцированный Ъ упал, так как был в безударном положении, а в словах второй колонки сохранился, перейдя в гласный полного образования О, так как стоял в ударном положении.

Почему в слове свисток – свистка есть чередование о с «нулём звука», а слове восток –востока этого чередования нет?

С процессом падения редуцированных связано и такое явление в современном русском языке, как чередование гласных звуков О и Э с нулём звука, например: сон – сна, день – дня. Гласные, которые исчезают при чередовании, мы называем беглыми. Беглыми в русском языке могут быть только бывшие редуцированные гласные Ъ и Ь, ныне буквы О и Е.

Вывод В древнерусском языке падение Ъ и Ь произошло в 12 веке и очень сильно отразилось на фонетической системе русского языка. Этот процесс буквально преобразил всю фонетическую систему.

Гаспаров Б. М. утверждал:... вся историческая эпоха развития славянских языков в своих определяющих чертах представляет собой развертывание процессов, связанных с последствиями падения еров.

Поведем итоги Что нового вы узнали на уроке?

Спасибо за урок!