« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы Новикова Т.Г., АПК и ПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как средство оценивания учебных достижений учащихся.
Advertisements

« Портфолио» как система накопительной оценки выпускника основной школы.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Папка личных достижений ("Портфолио"). Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных.
« П ОРТФОЛИО » КАК СИСТЕМА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы Новикова Т.Г. АПК и ПРО.
« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы Новикова Т.Г. АПК и ПРО.
Портфолио обучающегося как система оценки индивидуальных достижений школьника.
Использование портфолио- коллектора на занятиях математики и в организации самостоятельной работы студентов учреждений СПО.
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА Губогло З.И., заместитель директора по НМР МОУ СОШ 2.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
Оценка достижений обучающихся Презентацию подготовила Даутова О.Б.,к.п.н., Санкт-Петербург 2005.
Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио.
"Портфолио" и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.
МОУ Харанжинская СОШ.. Портфолио учащихся основной школы в системе предпрофильной подготовки.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г ЧИТА.
Портфолио Курс DigiTiiger, koolitaja Svetlana Dõtšenko 2007.a.
Транксрипт:

« Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы Новикова Т.Г., АПК и ПРО

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

«У каждого ученика будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов». В.М.Филиппов «Комсомольская правда»

Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть. Сравнивать реальное положение с нормой. Ошибки оценивания: Строгость - оценка ниже, заслуженной. Мягкость – оценка выше заслуженной. Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.

Эффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности Эффект недавности, свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период Эффект контраста - влияние на оценку тех, кто был оценен перед ним, гибкий стандарт Атрибуция - использование в качестве результатов деятельности, характеристик личности

Изменение философии оценки в следующей системе проекций: Дискретность - непрерывность Фрагментарность - системность Единичность - множественность Количество - качество Жесткость - гибкость Искусственность - естественность Оценка - самооценка

Новые подходы к оцениванию и оценке: Базируются на стандартах обучения Построены на концепции компетентности Основаны на уровне исполнительского мастерства Основаны на конечных результатах обучения «Стандарт-компетентность-исполнительское мастерство-результат»

Нововведения в рамках предпрофильной подготовки Новые методы проведения итоговой аттестации Индивидуальная накопительная оценка, учебных достижений - «портфолио»

Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности Процедура самооценки включает: Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся; Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты; Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Функции «портфолио» Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания - поддерживает учебные цели Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Оценка мотивирует, когда: Ученик уверен в ее объективности; Ученик воспринимает ее как полезную для себя; Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия, где это можно реализовать, например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.

Принципы построения образовательного рейтинга Открытость Прозрачность Простота Доступность Полнота представления

Что такое «портфолио»? «Портфолио» (Россия) Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся. (Цели,содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы)

Портфолио (США) Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.) Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. (Valencia, 1990)

«Портфолио»(США) Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. (Meier, 1991) Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых. (Vavrus. 1991)

Цель «портфолио» (Россия) В ыполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Цель «портфолио» (США portfolio assessment) Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), «подлинное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся»

Виды «портфолио» Портфолио документации Портфолио процесса Портфолио показательный Портфолио рабочий Портфолио оценочный

Механизмы формирования «портфолио» Россия Создание МЭК Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за «портфолио» и вводящей его в действие на своей территории Разработка структуры и содержания «портфолио» Разработка критериальной базы Определение «веса» «портфолио». Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио Определение ответственных за формирование портфолио учащегося.

Требования, предъявляемые к портфолио в профильном обучении (США) 1. План действий после окончания школы 2. Автобиография 3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне 4. Этические и социальные вопросы 5. Искусство и эстетика 6. Средства массовой информации 7. Практические навыки 8. География 9. Иностранный язык или билингвальная подготовка 10. Наука и технологии 11. Математика 12. Литература 13. История 14. Физическая подготовка

Критерии оценивания портфолио Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); Сформированность умения решать задачи; Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.); Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.); Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).

Построение образовательного рейтинга ученика Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)

Механизмы комплектования профильных классов с помощью итоговой аттестации и «портфолио» Зачисление в профильные классы школ Построение образовательного рейтинга каждого выпускника Муниципальная экзаменационная Комиссия: (4 экзамена: Русский язык, Математика, 2 экзамена по выбору)+ «Портфолио» Выпускники 9-х классов

Удельный вес портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика, порядок его исчисления Варианты: 1. Вес портфолио может соответствовать весу 1 экзамена – max 5 баллов; 2. Вес портфолио может соответствовать весу 2 экзаменов – max 10 баллов; Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной

Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио Позиции КомпонентыРезультаты-баллы Обязательные экзамены- федеральные Математика Русский язык До 5 Экзамены по выбору-два Экзамен 1 Экзамен 2 До 5 Блок А Олимпиады Международная Победитель или призер Всероссийская Победитель Призер Республиканская Победитель областная,краевая Призер Городская Победитель Призер

Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио Позиции КомпонентыРезультаты-баллы Блок Б Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями доп.образования, вузами, фондами и др. Образовательное тестирование и конкурсы по предметам Конкурсы и мероприятия, организованные МОС От 1 до 5 Итоговый рейтинг = сумма результатов по 4 экзаменам + 1 максимальный балл из портфолио Максимальный рейтинг = 30 баллов Минимальный = 12 баллов

Сертификаты индивидуальных достижений Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (международного, федерального, республиканского уровней) Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п. (муниципального, городского, окружного, школьного уровней) Сертификаты учреждений дополнительного образования и сторонних организаций, осуществляющих официальное взаимодействие с органами образования.

Ранжирование сертификатов индивидуальных достижений Все достижения выше муниципального уровня не требуют ранжирования и могут давать право быть зачисленными на избранный профиль вне конкурса Отсчет ведется от самого высоко уровня внутри муниципальной системы образования Приоритетными являются профильные достижения Нижний уровень достижений, учитываемых портфолио, определяется органом отвечающим за портфолио в МОС

Дополнительные рекомендации заместителю директора Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачетный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору, освоенных учащимися, результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика.

Рекомендации по плану мероприятий, необходимых для ввода в действие механизма портфолио Мероприятия СрокиРезультаты Создание ЭС по портфолио (на базе методического центра или других структур) Июнь 2003Положение об ЭС. Взаимодействие ЭС с МЭК и органами УО Совещание в МОС с участием представителей МЭК и ЭС, руководителей учреждений образования Июнь-июль 2003Требования к действию портфолио в МОС, учреждений, чьи сертификаты войдут в состав портфолио Рабочие совещания Июль-август 2003Разработка модели портфолио, норм, критериев Совещания при муниципальном координаторе Август-сентябрь 2003Передача в школы информации по портфолио

Литература 1. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. –М.:ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003,с Управление школой: Теоретические основы и методы./ Под ред. Лазарева В.С.-М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П. 3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России г. 4. Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования. Журнал «Школьные технологии», 5, 2001 г. 5. Чошанов М.А. Школьная оценка и старые проблемы. Журнал «Педагогика», 10, 2000 г.