Структура и содержание основной образовательной программы (ООП) Сайт МОУ СОШ 18 – school18kms.ucoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО. Система оценки является необходимым элементом обеспечения качества образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Разработка и утверждение образовательной программы начального общего образования.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Транксрипт:

Структура и содержание основной образовательной программы (ООП) Сайт МОУ СОШ 18 – school18kms.ucoz.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) представляет совокупность требований, обязательних при реализации основних образовательних программ общего образования образовательными учреждениями.

В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».. Что необходимо учитывать при разработке ООП НОО школы?

1. Соотношение 80%: 20% имеет место. для всех структурних компонентов ООП НОО. Оно может быть выражено как в конкретних цифрах (часах), например относительно БУП, так и в содержательном смысле (соотношение содержательних блоков в каждой отдельной программе). Способы реализации данного соотношения

2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть ОУ, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно.

3. Соотношение обеспечивается суммированием неравноценних по отношению друг к другу частей различних компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке -10%, в планируемых результатах освоения обучающимися ООП НОО - 10%, в учебном плане - 30%, в программе формирования УУД -10%, в программах учебних предметов, курсов - 20%, в программе духовно-нравственного развития - 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - 30%, в программе коррекционной работы - 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО – 10%).

Соотношения отдельних компонентов базисного учебного плана Наименование ООП Соотношение федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеучеб них видов деятельностей (%) Соотношение аудиторних занятий и самостоятельной работы учащихся (%) ООП начальное общее образование 80/20 90/10 ООП основное общее образование 60/40 75/25 ООП Среднее (полное) общее образование 40/6060/40

Сравнительная характеристика обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Пояснительная записка - отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения; - учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования - конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законних представителей); - уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Планируемые результаты освоения ООП НОО -уточняют и конкретизируют общее понимание личностних, метапредметних и предметних результатов; - адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся - передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; - являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебних предметов

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Учебный план начального общего образования - определяет состав обязательних учебних предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательних учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения -обеспечивает реализацию ин­ дивидуальних потребностей обучающихся; - включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Программа формирования универсальних учебних действий -содержит описание ценностних ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - описывает связь универсальних учебних действий с содержанием учебних предметов; - обеспечивает преемственность программы формирования универсальних учебних действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию - уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностних, регулятивних, познавательних, коммуникативних, универсальних учебних действий

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Программы отдельних учебних предметов, курсов - обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - определяют структуру программ отдельних учебних предметов, курсов - определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебних предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; - содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества - интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения; - формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностних ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни - расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть (то что прописано в ФГОС и УМК) Часть, формируемая участниками образовательного процесса Система оценки достижения пла­ нируемых резуль­татов освоения основной обще­ образовательной программы началь­ного общего обра­ зования - обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволяет осуществлять оценку динамики учебних достижений обучающихся - предусматривает использова­ ние разнообразних, взаимно до­ полняющих друг друга методов и форм оценки; - обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

Основные разделы ООП 1. Пояснительная записка; Пояснительная записка;Пояснительная записка; 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 3. Учебный план образовательного учреждения; Учебный план образовательного учреждения;Учебный план образовательного учреждения; 4. Программа формирования универсальних учебних действий у обучающихся на ступени начального общего образования; Программа формирования универсальних учебних действий у обучающихся на ступени начального общего образования;Программа формирования универсальних учебних действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5. Программы отдельних учебних предметов, курсов; Программы отдельних учебних предметов, курсов Программы отдельних учебних предметов, курсов 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8. Программа коррекционной работы; 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Структура и содержание разделов ООП 1. Пояснительная записка 1.1. Принципы государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации Об образовании 1.2. Основная парадигма (научная концепция, теория) на которую опирается ООП и ее краткая характеристика 1.3. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования 1.4. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: 1.5. Основные разделы ООП (приводится перечень)

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 2.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования 2.3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: - общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; - важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; - важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе) ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначних поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разних мировоззрений, разних групп общества.

2.4. Планируемые результаты начального образования отдельних тем курсов Обучение грамоте Тема Предметные результаты Метапредметные УУДЛичностные УУД Познавательные УУДКоммуникативные УУД Регулятивные УУД Мир общения (10 ч.) Осознание процесса, форм и способов общения Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Формирование конструктивних способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Освоение способов общения. Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. Слово. Знак (8 ч.) Осмысление понятий «слово», «знак», «знак- символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Освоение способов использования знаков. Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром. Звуки (2 ч.) Освоение знаний о звуках, знаково- символической системе. Осмысление особенностей звуков и их свойств. Формирование умений слышать и слушать. Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Осознание значимости мира звуков для человека.

Содержание достижения планируемых результатов средствами любого УМК можно представить в Технологической карте (вид методического инструментария, раскрывающий содержание, технологию и результаты учебних предметов по темам) Например: Русский язык 1 класс Технологическая карта 2

Тема Имя собственное Цели Сформировать представление об именах собственних, их образовании и видах. Ввести правило написания имен собственних. Научить использовать приобретенные знания и умения при создании приглашения на день рождения. Основное содержание темы Изучение имен существительних, имеющих разные значения, имен собственних и нарицательних, виды имен собственних, их образование и правописание. Термины и понятия Имя существительное (без определения), имя нарицательное, имя собственное, многозначные слова, омонимы (без определения), географические названия. Планируемый результат Личностные умения - проявление желания помочь ближнему; - проявление позитивного отношения к процессу создания приглашения на день рождения. Метапредметные умения Познавательные: - умение объяснять различие существительних нарицательних и собственних; - умение строить предложения с именами собственными; - умение применять способ образования имени собственного и объяснять его выбор; - умение использовать приобретенные умения при создании приглашения на день рождения. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известным правилом; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения - умение строить предложения со словами, имеющими разные значения; - умение образовывать имена собственные от нарицательних и от собственних; - умение писать имена собственные и нарицательные в тексте.

3. Учебный план образовательного учреждения 3.1. Перечень нормативно-правовых документов на основе которых разрабатывался учебный план 3.2. Учебный план определяет: структуру обязательних предметних областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно- нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;структуру обязательних предметних областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно- нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура; перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения); учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения. общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

п/п Предметные области Предметы обязательная (инвариантная) часть Вариативная часть 1 Филология- обучение грамоте - русский язык - литературное чтение - иностранный язык - риторика 2 Математика и информатика- математика (математика и информатика) - информатика - информатика и ИКТ 3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) - окружающий мир 4 Основы духовно-нравственной культуры народов России - основы духовно- нравственной культуры народов России 5 Искусство- изобразительное искусство - музыка - театр 6 Технология- технология 7 Физическая Культура - физическая культура 3.3. Структура обязательних предметних областей

3.4. Количество учебних занятий 3.5. Внеурочная деятельность 3.6. Варианты учебних планов 3.7. Перечень учебников и учебних пособий, обеспечивающих реализацию примерного учебного плана.

4. Программа формирования универсальних учебних действий у обучающихся на ступени начального общего образования 4.1. Цель программы 4.2. Задачи программы 4.3. Содержание программы УУД

Система работы по обеспечению личностних и метапредметних результатов (УУД)

Характеристика результатов формирования УУД на разних этапах обучения Класс Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД 1 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественних текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненних ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненних ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенних признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненних ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.

5. Программы отдельних учебних предметов, курсов Составляются на основе авторских с учетом специфики образовательного учреждения Разделы Программы отдельного учебного курса. 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика курса 3. Место курса в учебном плане 4. Результаты изучения курса 4.1. Личностные результаты. 4.2Метапредметные результаты Предметные результаты: 5. Содержание курса 6. Тематическое планирование 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Пояснительная записка Портрет ученика школы Портрет ученика школы Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (всего их 6-ть, ОУ может выбрать наиболее приемлемые для него).Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (всего их 6-ть, ОУ может выбрать наиболее приемлемые для него). Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (инструменты реализации программы)Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (инструменты реализации программы) Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Структура программы: 7.1.Нормативно-правовая и документальная основа программы Факторы, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, обучающихся в школе Цель и задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

7.4. Направления реализации программы Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения Использование возможностей УМК по которому работает школа в образовательном процессе Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. - соблюдение гигиенических норм и требований; - применение методов и методик обучения, адекватних возрастным возможностям и особенностям обучающихся. - соблюдение требований к использованию технических средств обучения; - учет в образовательной деятельности индивидуальних особенностей развития учащихся Организация физкультурно-оздоровительной работы Реализация дополнительних образовательних программ Просветительская работа с родителями (законными представителями) Оценка эффективности реализации программы

8. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы направлена на: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; овладение навыками адаптации учащихся к социуму;овладение навыками адаптации учащихся к социуму; психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении; развитие творческого потенциала учащихся (одаренних детей);развитие творческого потенциала учащихся (одаренних детей); развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями. Здесь необходимо описать методы и формы работы в рамках каждого предмета и внеучебной деятельности.Здесь необходимо описать методы и формы работы в рамках каждого предмета и внеучебной деятельности. Если в ОУ обучаются дети с ограниченными возможностями описываются условия их обучения.Если в ОУ обучаются дети с ограниченными возможностями описываются условия их обучения.

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 9.1. Особенности системы оценки 9.2. Оценка личностних результатов 9.3. Оценка метапредметних результатов 9.4. Оценка предметних результатов 9.5. Рабочий Портфолио ученика 9.6. Формы контроля и учета достижений обучающихся 9.7. Формы представления образовательних результатов: 9.8. Критерии оценивания Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Структура и содержание основной образовательной программы (ООП) начального общего образования (НОО) школы