Анализ и моделирование учебного занятия © Тихов А.Н., старший преподаватель кафедры филологического образования БелРИПКППС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ШКОЛА, ГДЕ СОГРЕВАЮТ СЕРДЦА И РАСТЯТ ТАЛАНТЫ.. Тема педагогического совета: «Современные формы и методы проведения урока – залог повышения качества.
Advertisements

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Требования к современному уроку в рамках ФГОС. четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими.
Этапы урока Дидактические задачи Дидактические методы и приемы Достигаемый результат I. Организационно е начало урока Подготовка обучающихся к работе на.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара,
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
«Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителя » Методический семинар.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Сколько мы расходуем электроэнергии? Урок физики в 8 классе Урок физики в 8 классе МОУ Куликовской СОШ МОУ Куликовской СОШ учитель физики высшей учитель.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
Структура планирования урока. Основные типы и этапы урока.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
«…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.). Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.
Транксрипт:

Анализ и моделирование учебного занятия © Тихов А.Н., старший преподаватель кафедры филологического образования БелРИПКППС

Современное учебное занятие – это… Определение места в общей системе уроков; Определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся. создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков Урок изучения нового материала. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок изучения нового материала. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления полученных знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок закрепления полученных знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Основные типы уроков Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Структурные элементы учебного занятия Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Структурные элементы учебного занятия Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Структурные элементы учебного занятия Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

В итоге… Основное требование к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами Основное требование к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами Композиция урока должна быть четкой, логичной и педагогически целесообразной. Каждый учебно-воспитательный момент урока должен быть направлен на реализацию общих целей урока. Композиция урока должна быть четкой, логичной и педагогически целесообразной. Каждый учебно-воспитательный момент урока должен быть направлен на реализацию общих целей урока.

Художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова Мцыри. Подготовка к домашнему сочинению (2 часа) Учебно-воспитательный момент (этап) урока. Цель Методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся. I. Цели и задачи урока, инструктаж (по выполнению домашней работы), сообщение о методах и формах работы на уроке Определить виды деятельности, подготовить учащихся к активной работе на уроке Фронтальная, работа в парах (или малых группах), индивидуальная работа II. Дифференцированные задания (проверочная работа) Проверить умение учащихся давать краткий письменный ответ на поставленный вопрос; подготовить учащихся к целостному анализу произведения III. Представление (презентация) тем сочинений Подготовить учащихся к работе над темой домашнего сочинения, определить художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова IV. Аналитическая деятельность учащихся; анализ работы учащихся экспертной группой Выбрать наиболее интересные темы сочинений, дать оценку работы одноклассников V. Подведение итогов урока Оценить деятельность учащихся на уроке

Подготовительный этап Всему классу необходимо предложить выполнить дифференцированные задания. Всему классу необходимо предложить выполнить дифференцированные задания. Пары или малые группы (не более трех человек) готовят презентации тем сочинений. Учитель в данной ситуации выполняет функцию консультанта и инструктирует каждую группу в отдельности. Темы различаются по степени сложности. На уроке каждая пара (или группа) рассказывает о результатах своей работы, предлагая одноклассникам материалы к сочинению Пары или малые группы (не более трех человек) готовят презентации тем сочинений. Учитель в данной ситуации выполняет функцию консультанта и инструктирует каждую группу в отдельности. Темы различаются по степени сложности. На уроке каждая пара (или группа) рассказывает о результатах своей работы, предлагая одноклассникам материалы к сочинению

Дифференцированные задания Письменно ответить на вопрос, записанный на карточке (предлагаемые вопросы позволяют проверить умение учащихся формулировать краткий письменный ответ на вопрос, готовят учащихся к самостоятельному анализу художественного произведения). Письменно ответить на вопрос, записанный на карточке (предлагаемые вопросы позволяют проверить умение учащихся формулировать краткий письменный ответ на вопрос, готовят учащихся к самостоятельному анализу художественного произведения). В-1. Почему Мцыри одинок? Почему он так и не привык к жизни в монастыре? В-2. Как Мцыри называет свою жизнь в монастыре? Почему? В-3. Какие чувства испытывает Мцыри, оказавшись за пределами монастыря? Почему рассказ героя столь подробен? В-4. Что Мцыри рассказывает о барсе? Почему герой решает вступить с ним в бой? Слабоуспевающим учащимся можно предложить прочитать вслух или про себя фрагменты из поэмы (данное задание позволит этим учащимся подготовиться к активному участию в обсуждении первой темы сочинения). Слабоуспевающим учащимся можно предложить прочитать вслух или про себя фрагменты из поэмы (данное задание позволит этим учащимся подготовиться к активному участию в обсуждении первой темы сочинения). Эксперты должны придумать и на карточках записать 7-8 вопросов по прочитанной поэме. Эксперты должны придумать и на карточках записать 7-8 вопросов по прочитанной поэме.

Работа экспертной группы Два ученика проверяют работы одноклассников, третий эксперт внимательно слушает ответ группы. После выступления каждой группы определяется уровень сложности (от 1 до 5: прикрепляются звездочки или кружочки) каждой темы. Такое задание позволяет дополнительно использовать возможности учащихся по активному участию в работе на уроке. Задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия данного произведения. Кроме того, в бланке, который имеется у каждого ученика, дети должны записать самое важное по каждой теме. Два ученика проверяют работы одноклассников, третий эксперт внимательно слушает ответ группы. После выступления каждой группы определяется уровень сложности (от 1 до 5: прикрепляются звездочки или кружочки) каждой темы. Такое задание позволяет дополнительно использовать возможности учащихся по активному участию в работе на уроке. Задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия данного произведения. Кроме того, в бланке, который имеется у каждого ученика, дети должны записать самое важное по каждой теме.

Презентация тем сочинений Тема сочинения. Художественное своеобразие поэмы. Модель ответа (презентации темы) Деятельност ь учащихс я Три дня, которые Мцыри провел на воле Учитель: Какое место в поэме занимает рассказ главного героя? (почти вся поэма – рассказ главного героя). Художественное своеобразие: Композиция произведения (центральное место занимает исповедь героя). Бланк: Пересказ от 3-го лица. День 1. 1) Назвать тему. 2) Предварительные вопросы классу: – Что предполагает данная тема? (пересказ) – Как нужно пересказывать тому, кто выберет эту тему? (от 3-го лица) 3) Пересказ (от 3-го лица) одного эпизода, одного дня из жизни главного героя. 4) Предложить желающим рассказать (по аналогии) о двух других днях. 5) Оценка ответов: Я считаю, что ты рассказал(а) _____. В своем ответе обратил(а) внимание на _____. 6) Подвести итог, сообщить о содержании подготовленных материалов к сочинению. Слушание Ответы на вопросы Пересказ Обсуждение Заполнение бланка Определение уровня сложности темы

Презентация тем сочинений Битва с барсом. Анализ эпизода. Художественное своеобразие: Кульминация произведения – бой с барсом. Бланк: Мцыри был подобен зверю (не из последних удальцов). 1) Что такое эпизод? 2) Значение эпизода. 3) Мы узнали о Мцыри, что он … (до битвы). 4) В этом эпизоде … 5) Сравнительная характеристика: Мцыри – барс: общее; во время боя. 6) Представление материалов к сочинению: Я считаю, что сочинение можно написать по такому плану: План (записан заранее на доске) I. Вступление. Место эпизода в произведении. II. Основная часть. 1) Характеристика героев. 2) Что предшествовало битве? 3) Поведение героев во время битвы. 4) Какие черты характера проявил каждый из действующих лиц? III. Заключение. Чем была эта битва для Мцыри и барса? Слушание, ответы на вопросы Обсуждение Краткий рассказ по каждому пункту плана Определение уровня сложности темы Заполнение бланка

Презентация тем сочинений Мог ли главный герой остаться в монастыре, угомониться? Учитель: Ребята, а вы как думаете? Художественное своеобразие: Прототип. Реальность и вымысел. Романтический герой. Бланк: Нет, так как он любил свободу. Автор изменил подлинную историю. 1) Ситуация (инсценировка). Данная тема предполагает положительный или отрицательный ответ. Один учащийся должен доказать справедливость первого утверждения, а другой – второго. 2) Автор изменил подлинную историю (рассказать, кто был прототипом, и что автор изменил в известной ему истории). 3) Представление вариантов вступления: I вариант. Подлинная история. Прототип. II вариант. Доказательство от противного: Если бы…. Слушание Обсуждение (мотивирован ные ответы) Слушание Определение уровня сложности темы Заполнение бланка

Презентация тем сочинений Звуки в поэме. Роль монастырского колокола. Учитель: Задать учащимся вопросы, которые можно использовать в сочинении. Художественное своеобразие: Детал и. Противопоставление (антитеза). Символ. Судьба. Бланк: Звуки природы (свобода) – звуки колокола (тюрьмы). 1) Звуки природы (свобода) – звуки колокола (тюрьма). Представление материалов к сочинению. Рассказ с использованием цитат из поэмы. Слушание Ответы на вопросы Определен ие уровня сложности темы Заполнение бланка

Презентация тем сочинений Почему Мцыри исповедуется старику? Художественное своеобразие: Второстепенные герои. Символические образы (грузинка – символ любви, молодости, свободы; старик – символ мертвой тишины, монастырского покоя) Бланк: Воспитал; облегчить грудь; завещание (наказ). 1) Рассказ, содержащий ответы на приводимые ниже вопросы (затем на эти вопросы должны ответить ученики): – Почему старик приходит к Мцыри с увещеваньем и мольбой? – Что он от него хочет? – Почему Мцыри рассказывает старику, что случилось в течение этих трех дней? – Что можно сказать о Мцыри и о монахе? (черты характера: смирение – борьба) 2) Материалы к сочинению. Обсуждение плана сочинения. Слушание Ответы на вопросы Определен ие уровня сложности темы Заполнение бланка

Индивидуальная работа учащихся Учащиеся должны еще раз посмотреть на все представленные темы сочинений и определить те темы, которым они отдают предпочтение (будут писать сочинение). Сначала ученик должен поставить галочку в пустом квадрате, который имеется в бланке, а затем заполнить билет: Ф.И. учащегося Тема Ф.И. учащегося Тема Оборотная сторона: На сегодняшнем уроке мне больше всего понравился ответ ________, потому что _______. Сегодня меня удивил(а) _____, потому что _______. На сегодняшнем уроке мне больше всего понравился ответ ________, потому что _______. Сегодня меня удивил(а) _____, потому что _______. Учитель: Сейчас мы послушаем выступление экспертной группы, обсудим итоги урока, а потом у вас появится возможность проголосовать: вам необходимо опустить свой билет в тот кармашек, который находится напротив выбранной вами темы сочинения. Так мы сумеем определить, какая тема оказалась сегодня самой популярной, какой группе удалось завоевать больше ваших симпатий. Выбрав тему, вы должны из других кармашков взять подготовленные вашими одноклассниками планы сочинений и материалы к сочинениям. Кроме того, те из вас, кого особенно заинтересовала изученная на сегодняшнем уроке тема, могут выполнить дополнительное задание (отредактировать предложенный текст сочинения и написать рецензию). Учитель: Сейчас мы послушаем выступление экспертной группы, обсудим итоги урока, а потом у вас появится возможность проголосовать: вам необходимо опустить свой билет в тот кармашек, который находится напротив выбранной вами темы сочинения. Так мы сумеем определить, какая тема оказалась сегодня самой популярной, какой группе удалось завоевать больше ваших симпатий. Выбрав тему, вы должны из других кармашков взять подготовленные вашими одноклассниками планы сочинений и материалы к сочинениям. Кроме того, те из вас, кого особенно заинтересовала изученная на сегодняшнем уроке тема, могут выполнить дополнительное задание (отредактировать предложенный текст сочинения и написать рецензию).

Алгоритм анализа урока (деятельность учащихся на уроке) Отношение в группе. Микроклимат. Отношение в группе. Микроклимат. Подготовленность учащихся, степень их заинтересованности в результатах своей деятельности. Подготовленность учащихся, степень их заинтересованности в результатах своей деятельности. Уровень сложности материала. Уровень сложности материала. Степень самостоятельности. Формы организации самостоятельной работы учащихся. Степень самостоятельности. Формы организации самостоятельной работы учащихся. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные. Активность учащихся (соотношение между процессами деятельности: слушание, говорение, письмо). Активность учащихся (соотношение между процессами деятельности: слушание, говорение, письмо). Воспитательный аспект урока (деятельность ученика). Воспитательный аспект урока (деятельность ученика). Развивающее значение урока. Развивающее значение урока.