Поэзия как мастерство Изучение поэзии серебряного века в 6 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАСЕДАНИЕ «ЦЕХА ПОЭТОВ» ТЕМА: «КАК ПИСАТЬ СТИХИ».
Advertisements

Творческая лаборатория « Овладение тайнами словесного мастерства » (МОУ гимназия 15, учитель Сидорова Е. А.)
Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Серебряный век Русской литературы. Исторические предпосылки Серебряного века: Бездействие, бездонность; Бездействие, бездонность; Общая атмосфера пустоты.
О стихотворной речи. Меня когда спросят : « Откуда родом ты? Корни твои с чем связаны?» Я тихо отвечу: «Мои мысли и песни Связаны с Петровским Заводом».
Что должен знать будущий первоклассник ?. Внимание выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут; находить 5 – 6 отличий между предметами; удерживать.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 с.Казьминское Антелава Ирина Гватовна.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
Урок в 6 классе на тему «Притяжательные местоимения» Вид урока: урок – экскурсия Вид урока: урок – экскурсия Цели урока: Цели урока: 1. Обучающая: повторить.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Дидактический материал к уроку литературы Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Морозова.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Транксрипт:

Поэзия как мастерство Изучение поэзии серебряного века в 6 классе

Специфика изучения Акцент переносится с внешнего воздействия на техническое, формальное совершенство. Заложить основы теории стихосложения на примере поэзии акмеистов, так как именно в поэтической концепции акмеистов формируется представление как о ремесле.

Форма урока Оптимальная методическая форма урока – игровой урок - практикум. Игровой практикум содержит условную игровую установку – занятие в « Цехе поэтов » Н. Гумилева с молодыми поэтами, акцент делается на различные практические упражнения, литературную « тренировку » учащихся.

Форма урока Учитель берет на себя роль мэтра, предлагающего задания ( на материале поэзии серебряного века ) и оценивающего их выполнение. Урок - игровой практикум почти не требует предварительной подготовки учащихся. Практикум предполагает ведущую роль учителя, разрабатывающего серию заданий.

Цели урока систематизировать ранее полученные знания по стихосложению и дать возможность воплотиться им в собственном творчестве учащихся ; научить приемам свободного обращения с поэтическим материалом, что отвечает принципам эстетики акмеизма ; научить приемам свободного обращения с методическим материалом, что отвечает принципам эстетики акмеизма.

Домашнее задание После проведения практикума учащиеся получают ряд заданий для домашнего самостоятельного выполнения, где сам материал ( стихотворения поэтов рубежа веков ) становится уже не просто поводом для технических упражнений, а целью исследования.

Урок « Занятие « Цеха поэтов » Почему название « Цех поэтов » кажется нам на первый взгляд немного странным ? Учитель обращает внимание на то, что поэзия – такая же наука, как, например, математика. Наша задача – научиться понимать стихи и правильно оценивать их.

Размер Анапест – это ритмический рисунок имени и фамилии поэта Николая Гумилева : -- -/ -- - Дактиль – Анна Ахматова : ---/- -- Амфибрахий – Георгий Иванов : - - -/- - - Попробуйте сами назвать известных вам поэтов, имена и фамилии которых звучат как ямб и хорей ( хорей – Федор Сологуб, Игорь Северянин, ямб – Валерий Брюсов, Владимир Маяковский ).

Размер Попытайтесь подобрать стихотворный размер, удобный для произнесения ваших имени и фамилии. (Чтобы получить определенный размер, можно менять местами имя и фамилию, использовать различные вариации имени и т.д.).

Размер Определите размер стихотворной строчки, а затем переставьте в предложении слова так, чтобы получился другой размер: «Летят перелетные птицы» «Спой мне песню о тихой печали» «Мороз и солнце! День чудесный!» «Есть женщины в русских селеньях» «Хороша была прогулка»

Размер Определите размер строчки из стихотворения О.Э. Мандельштама «Выстрел грянул над озером сонным» (понятие спондей – дополнительное ударение). Посмотрим на первые две строки стихотворения Н.С. Гумилева «Лесной пожар»: «Ветер гонит тучу дыма / Словно грузного коня» понятие пиррихий – пропуск ударения).

Размер Как вы думаете, что чаще встречается в стихотворениях – пиррихии или спондеи? (Пиррихии, так как, чтобы возник спондей, необходимо использовать односложные слова, а это существенно усложняет задачу поэта).

Размер Очень любил экспериментировать с разными ритмами поэт Валерий Брюсов. Сравните два его четверостишия, написанные одним и тем же размером (определите каким). Почему, несмотря на одинаковый размер, звучат они совершенно по- разному? Какой становится интонация стихотворений благодаря использованным автором ритмическим вариациям?

Размер Удерживаемый причалом, Не примиряется челнок Ни с буреломом одичалым, Ни с вытянутостью осок Взмах, взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись вкруг! Привод, вихрь дли, не опоздай! Чтоб двинуть тяжесть, влить в смерть искру, Ткань ткать, свет лить, мчать поезда!

Размер Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом, но в первом случае поэт использует длинные слова, и в каждой строке получается даже по два пиррихия. Во втором отрывке слова, напротив, короткие, односложные, в каждой строке возникает по два спондея. Поэтому первый отрывок звучит свободно, а ритм второго отрывка напряженный, резкий.

Размер Можно ли написать стихотворение, в котором будут только одни пиррихии? (Нет, так как невозможно полностью отказаться от ударных слогов). Можно ли написать стихотворение, используя одни спондеические стопы? (Можно, если употреблять только односложные слова).

Размер Зевс, ты – все дел верх ! Зевс, ты – всех дел вождь ! Ты будь сих слов царь ; Ты правь мой гимн, Зевс ! ( Вяч. Иванов ) Конь – хром, Меч – ржав. Кто – сей ? Вождь толп. ( М. И. Цветаева )

Рифма Вспомним, что такое рифма. Познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина, которое так и называется « Рифма ». ( Нимфы – дочери верховного бога Зевса ; Феб Аполлон – бог, покровительствующий искусствам ; наяды – нимфы вод ; Мнемозина – богиня памяти ).

Рифма В древнегреческой литературе мифа о рифме не было, А. С. Пушкин сам сочинил его по образцу других. Почему он сделал родителями рифмы Эхо и Феба, а ее воспитательницей – Мнемозину ?

Игровое задание В. Я. Брюсов в стихотворении « О могуществе любви » подобрал 51 рифму к слову « счастье » и 17 рифм к слову любовь. Попробуйте подобрать как можно больше рифм к предложенным словам ( рифмы называются каждым по очереди, побеждает тот, кто назвал свою рифму последним ): комета, весна, сон, дело, взгляд и др.

Игровое задание В течение 3-4 минут письменно индивидуально подобрать рифмы к предложенному слову. Учитель перечисляет все наиболее очевидные рифмы к данному слову, ученики вычеркивают рифмы, названные учителем. Выигрывает тот, у кого оказывается в тетради рифма, не названная учителем.

Игровое задание В четверостишии Н. С. Гумилева пропущена часть последней строки вместе с рифмой – нужно попробовать восстановить пропущенную рифму или подобрать вместо нее свою : Я – попугай с Антильских островов, Но я живу в квадратной келье мага. Вокруг – реторты, глобусы, бумага, И ………………………………………………..

Творческое задание Попробуйте сочинить стихотворение по рифмам, взятом из стихотворения Н. С. Гумилева « Принцесса »: ночи – принцесса – рабочий – леса – избушку – салом – подушку – одеялом – сладко – виденья – лампадка – строенья – тряпки – отбросы – лапки – папиросы – томленье – знакомым – поленья – дома – рабочий – опушки – ночи – избушки.

Игровое задание Рифма сохраняет в себе основной смысл стихотворения, в рифме часто заключен весь фокус мысли. Попробуйте по рифмам определить название стихотворения. Ночном – лучом – прибой – покой – грудь – отдохнуть – печаль – даль – властна – луна ( А. Голенищев - Кутузов ).

Игровое задание Снов – домов – дворцов – мною – неясною – Невою – незримой – любимый – тоской – больной – сон – небосклон – несмелым – белым ( П. Соловьева ). Тропики – топкий – наново я – банановые – факты – кактус – потерянный – пантерины – тропки – тропики ( В. Маяковский ).

Игровое задание Настоящие поэты должны уметь подобрать такую рифму, которая стягивает к себе весь смысл стихотворения. Составьте подобное « гнездо » рифм для стихотворения с названием « На берегу моря », « Одиночество », « Поэт », « В лесу », « Зима », « Осень » и т. д.

Строфа Поэты любят заниматься изобретениями различных изощренных строф. Вот строфа, придуманная Игорем Северяниным. Определите, в чем суть его изобретения. Как может называться такая строфа ? ( В данной строфе все слова первого четверостишия полностью повторяются в последующих и только меняются местами ).

Эксперименты со строфой Фигурные стихи, состоящие из неровных строк, складывающихся в очертание какого - либо узора – квадрата, ромба и т. д. Акростихи – стихотворение, в котором первые буквы строк складываются в определенное слово. Липограмма – отсутствие в стихотворении какого - либо распространенного звука.

Эксперименты со строфой Панторифма – распространение рифменных созвучий на весь стих, когда вся первая строка полностью рифмуется со второй. Стихотворение, где все слова начинаются на одну и ту же букву.

Инверсия Одно из отличий стихотворной речи – это особый, избранный самим поэтом, порядок слов в стихотворении. Если же все слова поставить в нужном порядке, то стихотворение станет скучным и прозаичным. Проведем эксперимент. В стихотворениях Н. С. Гумилева вернем прямой порядок слов. Ваша задача – восстановить первоначальный вид стихотворения.

Инверсия Небольшой городок, не раз помянутый летописцем, стоит над широкой рекой, перетянутой пояском - мостом (« Городок »). Острова уже одевались прозрачной весенней зеленью. Но нет, Нева изменчива, ей так легко снова стать мрачной (« Ледоход »).

Инверсия Если какой - нибудь аист близко поселится на твоем поле, напиши по - английски записку и привяжи ему под крылом (« Египет »). Средь кустов молочая кричат павианы, перепачкавшись в белом и липком соку. Всадники мчатся, бросая длинные копья, стреляя из винтовок на полном скаку (« Абиссиния »).

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта « Ветер ». Определите стихотворный размер. Что необычного в стихотворной организации произведения ? Почему поэт выбирает именно такой размер ? Как это может быть связано с темой стихотворения ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение Ф. К. Сологуба « Лунная колыбельная ». Что интересного вы заметили в использованных поэтом рифмах ? Зачем поэту нужен такой прием ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова « Встреча ». Определите его размер, составьте метрическую схему. В чем необычность звучания стихотворения по сравнению с известными вам поэтическими произведениями ? Какой эффект возникает благодаря подобному размеру ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте шуточный сонет В. Ф. Ходасевича « Похороны » и экспериментальный опыт И. Сельвинского. В чем особенность данных опытов ? С какой целью поэты использовали подобные типы стиха ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение А. Белого « Заброшенный дом ». Определите его размер, составьте метрическую схему. Что необычного вы заметили в использованном поэтом размере по сравнению с традиционными классическими размерами ? В каком еще известном вам стихотворном жанре постоянно применялась подобная организация стиха ? Какой эффект возникает в этом стихотворении благодаря такому размеру ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта « Кто кого ». Определите его стихотворный размер. В чем особенность используемых поэтом предложений ? Какой эффект создается при помощи подобного приема ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова « Зимой ». Определите его размер и составьте метрическую схему. Почему традиционный размер, используемый В. Я. Брюсовым, звучит так необычно для нашего слуха ? Каково значение подобной ритмической организации ? Какой еще художественный прием подкрепляет ритмическое воздействие ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение М. А. Кузмина « Когда мне говорят « Александрия »…» из цикла « Александрийские песни ». Какие традиционно « обязательные » элементы стиха отсутствуют в этом произведении ? Можно ли назвать его стихотворением ? Какие особенности придает стихотворению подобная ритмическая организация ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение З. Н. Гиппиус « Песня ». Каковы особенности ритма этого стихотворения ? Что интересного вы заметили в использованных поэтом рифмах ? Как эти особенности стиха соотносятся с его темой ?

Задания для самостоятельной работы Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой « Я пришла к поэту в гости …». От какого « обязательного » элемента стиха отказывается поэт в своем произведении ? Попробуйте объяснить, какой эффект придает стихотворению отсутствие одного из факторов организации стиха ?