Методическая разработка: Методическая разработка: Формирование нравственных качеств учащихся лицея-интерната «Я среди людей, люди вокруг меня» Подготовила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой.
Advertisements

Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Отчет по теме самообразования: «Воспитание культуры поведения учащихся как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Проект «Воспитываем гражданина и патриота». Государственно-общественное управление в образовательном учреждении : организация ученического самоуправления.
Методические рекомендации классным руководителям СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА Подготовила заместитель.
г. Заседание МО классных руководителей Тема: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных.
Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырский район, Чувашская Республика.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ «САЛАЗГОРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Из о пыта р аботы М ОУСОШ 16 п о с озданию п рограммы « Формирование т олерантного сознания с реди п едагогов и обучающихся » РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,
Транксрипт:

Методическая разработка: Методическая разработка: Формирование нравственных качеств учащихся лицея-интерната «Я среди людей, люди вокруг меня» Подготовила: воспитатель II категории Подготовила: воспитатель II категории Васильева Наталия Георгиевна Муниципальное образовательное учреждение «Национальный лицей-интернат имени Г.С. Лебедева города Чебоксары»

Контактная информация: тел Педагогическое кредо: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К.Д.Ушинский.

Образование: Чувашский Государственный университет имени И.Н. Ульянова, Факультет Чувашской филологии и культуры, 2003 г. Педагогический стаж работы в МОУ «Лицей им.Лебедева»: с 2003 г. Квалификационная категория: вторая (2005 – 2010 год); Повышение квалификации: «Компетентностный подход в деятельности педагога- воспитателя в условиях модернизации российского образования», 2010, ЧРиО

Материальное обеспечение: компьютер учителя, мультимедийный проектор. Форма воспитательной работы: Фронтальная, групповая, парная

Уровень образования школьников. Класс филологического профиля. Ориентация на углубленное изучение культуры Чувашии, чувашского языка. культуры Чувашии, чувашского языка. Класс, в котором апробирована данная разработка, ориентирован на углубленное изучение гуманитарных дисциплин, проживает в условиях интернатного режима.

Аннотация Аннотация На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Именно поэтому я взяла за основу своей работы духовно-нравственное воспитание личности, гражданина будущего общества. Форма работы: классные часы; методы работы основаны в первую очередь на взаимодействии с детьми с целью формирования их морального облика. Именно поэтому я взяла за основу своей работы духовно-нравственное воспитание личности, гражданина будущего общества. Форма работы: классные часы; методы работы основаны в первую очередь на взаимодействии с детьми с целью формирования их морального облика.

Актуальность В Едином квалификационном справочнике должностных руководителей сказано, что в должностные обязанности воспитателя входят: «…Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, внесение необходимых корректив в систему их воспитания…». «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К.Д.Ушинский «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К.Д.Ушинский В лицее обучаются учащиеся из разных районов Чувашской Республики. Адаптация к условиям жизни города, низкий уровень культуры поведения и несформированность нравственных качеств, разный уровень воспитанности – все эти причины стали началом работы над этой проблемой.

Рецензия на методическую разработку Васильевой Наталии Георгиевны Зам. Директора МОУ «Национальный лицей-интернат имени Г.С. Лебедева города Чебоксары» по УВР Кириллова В.М.

Практическая значимость. Анализ состояния воспитательной работы в школах убедительно свидетельствует о необходимости создания системы нравственного воспитания школьников, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, иными. Анализ состояния воспитательной работы в школах убедительно свидетельствует о необходимости создания системы нравственного воспитания школьников, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, иными. Оно обусловлено тем, что в школах не организуется целенаправленная работа по формированию нравственных качеств, не полностью используются возможности воспитательного процесса. Оно обусловлено тем, что в школах не организуется целенаправленная работа по формированию нравственных качеств, не полностью используются возможности воспитательного процесса.

Научность В педагогике и психологии разработан и накоплен обширный фонд, раскрывающий механизмы развития и становления нравственной личности школьника.В исследованиях П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Г.С.Костюка, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия и др. определена общая закономерность сущности воспитания: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. В педагогике и психологии разработан и накоплен обширный фонд, раскрывающий механизмы развития и становления нравственной личности школьника.В исследованиях П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Г.С.Костюка, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия и др. определена общая закономерность сущности воспитания: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. В трудах Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, О.Ф. Больнова и др. находим обоснование о том, что для формирования нравственных качеств необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитуемых. В трудах Я.А.Коменского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, О.Ф. Больнова и др. находим обоснование о том, что для формирования нравственных качеств необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитуемых. В своих исследованиях М.Б. Богуславский, Б.С.Гершунский, В.А. Караковский, Н.Д.Никандров, Л.И. Новикова, И.Н.Сиземская, И.А.Сикорский, М.И Шилова и др. подчеркивают, что характер человека определяется не столько широтою или силою его ума, сколько развитием морально-этических норм. В своих исследованиях М.Б. Богуславский, Б.С.Гершунский, В.А. Караковский, Н.Д.Никандров, Л.И. Новикова, И.Н.Сиземская, И.А.Сикорский, М.И Шилова и др. подчеркивают, что характер человека определяется не столько широтою или силою его ума, сколько развитием морально-этических норм.

Объектом исследования Объектом исследования являются учащиеся 11 ф класса МОУ «Национальный лицей им. Г.С.Лебедева г.Чебоксары» являются учащиеся 11 ф класса МОУ «Национальный лицей им. Г.С.Лебедева г.Чебоксары» Предмет исследования: педагогические условия и процесс формирования нравственных качеств учащихся. Предмет исследования: педагогические условия и процесс формирования нравственных качеств учащихся. В связи с этим, поставлены такие цели: В связи с этим, поставлены такие цели: Обучающая цель: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; Обучающая цель: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; Развивающая цель: развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; Развивающая цель: развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; Воспитывающая цель: воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др. Воспитывающая цель: воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.

Задачи: создание благоприятных условий для гармоничного развития личности; создание благоприятных условий для гармоничного развития личности; - формирование мировоззрения школьников на основе приоритета общечеловеческих ценностей; - формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; - формирование мировоззрения школьников на основе приоритета общечеловеческих ценностей; - формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; - подготовка выпускника школы к жизни в условиях модернизации общества - подготовка выпускника школы к жизни в условиях модернизации общества - знакомство с принципом толерантности; - знакомство с принципом толерантности; - формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, на природе. - формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, на природе.

Новизна методической разработки раскрыта сущность педагогических условий, дополняющих теоретические положения по нравственному воспитанию; раскрыта сущность педагогических условий, дополняющих теоретические положения по нравственному воспитанию; - разработана структура механизмов педагогического обеспечения усвоения морально-этических норм и ценностей в процессе нравственного становления и саморазвития учащихся в условиях проживания в лицее- интернате, активизирующих формирование нравственных качеств; - разработана структура механизмов педагогического обеспечения усвоения морально-этических норм и ценностей в процессе нравственного становления и саморазвития учащихся в условиях проживания в лицее- интернате, активизирующих формирование нравственных качеств; - определен комплекс педагогических условий формирования нравственных качеств учащихся, включающий образовательную среду. - определен комплекс педагогических условий формирования нравственных качеств учащихся, включающий образовательную среду.

Этапы работы I этап I этап Наблюдение Наблюдение Изучение личности школьника Изучение личности школьника Создание благоприятного для этического воспитания психологического климата в классном коллективе Создание благоприятного для этического воспитания психологического климата в классном коллективе II этап II этап Активизация творческой познавательной деятельности, формирование способности к самооценке, саморегуляции поведения. Активизация творческой познавательной деятельности, формирование способности к самооценке, саморегуляции поведения. формирование самооценки на основе сравнения нравственного результата своих действий с общепринятыми нормами морали формирование самооценки на основе сравнения нравственного результата своих действий с общепринятыми нормами морали

Результаты исследования показали, что показатели роста уровня сформированности нравственных качеств выросли на 20%, ориентации на общепринятые нормы морали - на 40%, уровня самооценки - на 12%. Результаты исследования показали, что показатели роста уровня сформированности нравственных качеств выросли на 20%, ориентации на общепринятые нормы морали - на 40%, уровня самооценки - на 12%.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры: Критерии сформированности нравственно-этической культуры: сформированность ведущих нравственных качеств; сформированность ведущих нравственных качеств; развитость этических норм поведения; развитость этических норм поведения; умение понимать человека и сопереживать ему; умение понимать человека и сопереживать ему; точность и обязательность в обещаниях; точность и обязательность в обещаниях; доброжелательность по отношению к людям; доброжелательность по отношению к людям; проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни; проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни; проявление материальной и духовной деятельности; проявление материальной и духовной деятельности; соблюдение этикета. соблюдение этикета.

Формы работы с учащимися: Тематические классные часы. Тематические классные часы. Беседы (нравственные, этические) Беседы (нравственные, этические) Тренинги нравственного самосовершенствования. Тренинги нравственного самосовершенствования. Просмотр кинофильмов и спектаклей. Просмотр кинофильмов и спектаклей. Экскурсии по памятным местам страны, города. Экскурсии по памятным местам страны, города. Дискуссии по нравственной тематике. Дискуссии по нравственной тематике. Волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны, встречи с интересными людьми. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны, встречи с интересными людьми. Интерактивные игры, КВНы. Интерактивные игры, КВНы.

Тематика мероприятий 1. Что такое этикет? 1. Что такое этикет? 2. Культура внешнего вида. 2. Культура внешнего вида. 3. Правила гостеприимства 3. Правила гостеприимства 4. Культурный человек в конфликтной ситуации. 4. Культурный человек в конфликтной ситуации. 5.Тайны человеческой психики. 5.Тайны человеческой психики. 6. Как закаляется воля и характер? 6. Как закаляется воля и характер? 7. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности. 7. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности. 8. Умею ли я любить? 8. Умею ли я любить? 9. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? 9. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? 10. Страна, в которой мне хотелось бы жить. 10. Страна, в которой мне хотелось бы жить. 11. Я среди людей, люди вокруг меня. 11. Я среди людей, люди вокруг меня.

Цикл классных часов Классный час в форме интерактивной игры «Я - в лицее, я – дома, я - среди друзей» Классный час в форме интерактивной игры «Я - в лицее, я – дома, я - среди друзей» Нравственный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» Нравственный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» Классный час «О дружбе и друзьях» Классный час «О дружбе и друзьях» Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности? Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности? Беседа «Культура поведения» Беседа «Культура поведения»

Классный час в форме интерактивной игры «Я - в лицее, я – дома, я - среди друзей» Цель: Развитие мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми. Цель: Развитие мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми. Анкета Анкета 1. В группе я –…. 1. В группе я –…. 2. Дома я-….. 2. Дома я-….. 3. Среди друзей я -…. 3. Среди друзей я -…. Ход игры: Ход игры: Задание 1. «В группе - я, дома – я, среди друзей – я».фразы Задание 1. «В группе - я, дома – я, среди друзей – я».фразы Задание 2. Перевоплощение в разные ситуации «Волшебная шляпа» Задание 2. Перевоплощение в разные ситуации «Волшебная шляпа» Задание 3. Книга чувств. Задание 3. Книга чувств.

Нравственный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» Нравственный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» Цель: Цель: (моделируется ситуация, осложняющие продвижение по жизни) Обсудить с учащимися понятие «ценности», его буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности. Беседа. Учащимся предлагается порассуждать над легендой. Учащимся предлагается порассуждать над легендой. Работа всей группы. Работа всей группы. Совместное определение мнимых и истинных человеческих качеств. Ребята записывают на доске эти понятия. Совместное определение мнимых и истинных человеческих качеств. Ребята записывают на доске эти понятия.

Результаты исследования Существенное развитие получили такие качества, как гуманность, самокритичность. Также в течение двух лет изучалась динамика развития отдельных качеств личности. Исследования показали, что получили развитие познавательный интерес, эмоциональная сфера. Учащиеся творчески относятся к поручениям, межличностные отношения в большей степени стали характеризоваться доброжелательностью и отзывчивостью Существенное развитие получили такие качества, как гуманность, самокритичность. Также в течение двух лет изучалась динамика развития отдельных качеств личности. Исследования показали, что получили развитие познавательный интерес, эмоциональная сфера. Учащиеся творчески относятся к поручениям, межличностные отношения в большей степени стали характеризоваться доброжелательностью и отзывчивостью

Теоретическая значимость Методической разработки заключается в разработке концептуальных подходов, путей и способов реализации педагогического обеспечения формирования нравственных качеств учащихся. Методической разработки заключается в разработке концептуальных подходов, путей и способов реализации педагогического обеспечения формирования нравственных качеств учащихся.

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что подготовлен цикл классных часов; разработаны и апробированы научно- методические материалы, направленные на совершенствование работы по нравственному воспитанию. методической разработки заключается в том, что подготовлен цикл классных часов; разработаны и апробированы научно- методические материалы, направленные на совершенствование работы по нравственному воспитанию.

Принципы построения процесса формирования нравственных качеств - обеспечение взаимосвязи этического просвещения, развития нравственных чувств и отношений учащихся в процессе практической деятельности этической направленности; - обеспечение взаимосвязи этического просвещения, развития нравственных чувств и отношений учащихся в процессе практической деятельности этической направленности; - организация процесса формирования нравственных качеств в каждый из моментов школьной жизни / на уроке, этическом занятии, во внеурочной деятельности/; - организация процесса формирования нравственных качеств в каждый из моментов школьной жизни / на уроке, этическом занятии, во внеурочной деятельности/; - опосредованность влияния на чувства ребенка / через положительный пример, общественное мнение, воспитательную ситуацию/; - опосредованность влияния на чувства ребенка / через положительный пример, общественное мнение, воспитательную ситуацию/; - организация жизнедеятельности детей при благоприятном психологическом климате в коллективе, способствующем свободному проявлению чувств и доброжелательному межличностному общению; - организация жизнедеятельности детей при благоприятном психологическом климате в коллективе, способствующем свободному проявлению чувств и доброжелательному межличностному общению; - построение процесса формирования нравственных качеств на основе диагностирования личности ребенка. - построение процесса формирования нравственных качеств на основе диагностирования личности ребенка.

Выводы 1. Эффективные методы - включение учащихся в систему воспитания этической культуры школьников; - включение учащихся в систему воспитания этической культуры школьников; - организацию практической деятельности этической направленности; - организацию практической деятельности этической направленности; - создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование самооценки старшеклассников; - создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование самооценки старшеклассников; - широкое использование в процессе воспитания таких приемов, как анализ педагогических ситуаций, содержащих проблему нравственного выбора, с выделением мотива поступка, прогнозированием его последствий для окружающих, оценкой соответствия его нравственного содержания общечеловеческим ценностям; моделирование собственной системы моральных принципов, построение Я- концепции. - широкое использование в процессе воспитания таких приемов, как анализ педагогических ситуаций, содержащих проблему нравственного выбора, с выделением мотива поступка, прогнозированием его последствий для окружающих, оценкой соответствия его нравственного содержания общечеловеческим ценностям; моделирование собственной системы моральных принципов, построение Я- концепции.

2. Важными педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования нравственных качеств является создание в школе культа морали, атмосферы доброжелательности и уважительности в общении взрослых и детей и построение воспитательного процесса на принципах, изложенных в методической разработке. 2. Важными педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования нравственных качеств является создание в школе культа морали, атмосферы доброжелательности и уважительности в общении взрослых и детей и построение воспитательного процесса на принципах, изложенных в методической разработке.

Приложения

МОУ «Национальный лицей-интернат имени Г.С. Лебедева города Чебоксары»

Конец The end The end