«Специальное (коррекционное) образование в условиях перехода к ФГОС» Заместитель директора по УВР ГБ(О)С(К)ОУ школы-интерната I-II вида г.Задонска Галкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию 2016.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Построение индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ в рамках ФГОС Чем раньше определяется проблема, тем меньше времени необходимо для того, чтобы.
Городской семинар «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы» МБОУ «СОШ 8» 24 октября 2013года.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Транксрипт:

«Специальное (коррекционное) образование в условиях перехода к ФГОС» Заместитель директора по УВР ГБ(О)С(К)ОУ школы-интерната I-II вида г.Задонска Галкина Елена Васильевна

Важнейшая задача государственной политики в области образования Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование.

Конвенция о правах ребенка Положения конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется образовательная деятельность. Положения конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется образовательная деятельность. Конвенция принята в 1989 году, вступила в силу 2 сентября 1990 года после подписания 20 государствами. Конвенция принята в 1989 году, вступила в силу 2 сентября 1990 года после подписания 20 государствами. Октябрь 2012 года – 160 стран-участников. Октябрь 2012 года – 160 стран-участников.

Конвенция о правах инвалидов В конвенции установлено, что государства- участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры реализации этого права. В конвенции установлено, что государства- участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры реализации этого права. Конвенция принята 13 декабря 2006 г. Конвенция принята 13 декабря 2006 г. Российская Федерация подписала в сентябре 2008 года. Российская Федерация подписала в сентябре 2008 года. По состоянию на июнь 2013 в Конвенции участвуют 132 государства и Евросоюз. По состоянию на июнь 2013 в Конвенции участвуют 132 государства и Евросоюз.

Конвенция о правах инвалидов Статья 24 Образование Статья 24 Образование 1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: 1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни общества. участвовать в жизни общества. 2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: 2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети- инвалиды из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети- инвалиды из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах проживания; b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах проживания; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки. e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки. 3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социальные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:… 3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социальные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:… b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; … b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; …

Закон РФ от г. 273 ФЗ «Об образовании» Гарантируют права детей с ОВЗ на получение образования. Гарантируют права детей с ОВЗ на получение образования. Основная задача в области реализации права – создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей. Основная задача в области реализации права – создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей.

Основные новации Закона об образовании Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (определяется 34 понятия) 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. … 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;… 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты … 6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. 6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной реабилитации инвалида. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 2. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. … 7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. … 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлопереводчиков. 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлопереводчиков.

Статья 108. Заключительные положения … 5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; …

Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ Сентябрь 2008 г. Государственный контракт с Институтом коррекционной педагогики РАО «Разработка и внедрение специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Сентябрь 2008 г. Государственный контракт с Институтом коррекционной педагогики РАО «Разработка и внедрение специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В 2011 г. по заказу Минобрнауки России в рамках целевой программы развития образования разработан проект Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. В 2011 г. по заказу Минобрнауки России в рамках целевой программы развития образования разработан проект Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Октябрь 2013 г.- общественное обсуждение проекта Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Октябрь 2013 г.- общественное обсуждение проекта Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. В 2014 г. планируется введение ФГОС для обучающих с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 г. планируется введение ФГОС для обучающих с ограниченными возможностями здоровья.

Специальный ФГОС начального образования глухих детей. Проект.

Четыре варианта ФГОС для обучающихся с ОВЗ Четыре варианта стандарта - системные Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню характеристики требований к уровню конечного результата образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ конечного результата образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ

Области образования ФГОС для обучающихся с ОВЗ Семь областей образования, содержание которых построено в новой логике. Семь областей образования, содержание которых построено в новой логике. Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - «академический» «академический» «жизненной компетенции».

ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: 1. Язык – знание о языке и речевая практика; 1. Язык – знание о языке и речевая практика; 2. Математика – знание математики и практика применения математических знаний; 2. Математика – знание математики и практика применения математических знаний; 3. Естествознание – знание о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; 3. Естествознание – знание о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; 4. Человек - знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; 4. Человек - знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; 5. Обществознание –знание о человеке в социуме и практика жизни в социуме, трудового взаимодействия; 5. Обществознание –знание о человеке в социуме и практика жизни в социуме, трудового взаимодействия; 6. Искусство – знания в области искусств, практика творчества и художественных ремесел; 6. Искусство – знания в области искусств, практика творчества и художественных ремесел; 7. Физическая культура –знание о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образ жизни, физического совершенствования. 7. Физическая культура –знание о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образ жизни, физического совершенствования.

Специальная работа по формированию «жизненной компетенции» 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 3. Овладение навыками коммуникации. 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации. 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Специальный дифференцированный стандарт

Варианты ФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается) исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

СФГОС: Вариант II Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. Проведение специальной работы по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка. Проведение специальной работы по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Используемые ресурсы Интернет: Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах инвалидов минобрнауки.рф Закон РФ «Об образовании» © Консультант Плюс, об-образовании.рф Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на годы институт-коррекционной-педагогики.рф