ДИАЛОГ АРХЕТИПОВ ОТЦА И МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Магистрант: Андриенко Екатерина Валерьевна Научный руководитель: Усовская Элина Аркадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Культ предков в традиционной культуре белорусов. Соискатель – Цихович П.И. Научный руководитель – кандидат исторических наук Маховская.
Advertisements

Сказка как отражение национального характера народа Работы выполнила: Тимофеева Наталья.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
К.Г. Юнг Учение о сознании. Архетипы Работу выполнила: студентка 222 группы, лечебного факультета Галкина Елизавета.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Актуальность Цели и задачи Объект и предмет исследования Научная гипотеза Основные выводы Научная новизна Положения, выносимые на защиту.
Динамика эстетического сознания как отражение кросскультурных процессов в современном обществе Руководитель: доцент кафедры философии культуры Лещинская.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
ИДЕИ ХРИСТИАНСКОГО ГУМАНИЗМА В БЕЛОРУССКОЙ ПРОЗЕ 20-Х ГГ. 20 В. Магистерская диссертация Автор: Пахомчик Наталья Степановна Руководитель: Науменко Павел.
Дискурс о белорусском языке (материалы интернет-сайта by mova) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель:
Тема урока: «Религия древних греков». Религия КОЛДАВ СТВО ВЕРА ХРАМ ЖРЕЦ ЧУДЕСА МИФ БОГ.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Учитель: Солдатова Л.Е. МОУ Покровская ООШ. МИФ - ЭТО ПРЕДАНИЕ, ПЕРЕДАЮЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА Наука, изучающая мифы, называется.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
ТАЦЗОГРНПСТАЦЗОГРНПС ТАЦЗОГРНПСТАЦЗОГРНПС Солярная и лунарная символика в поэзии Серебряного века Магистрант – Миронова Т. Ю. Научный руководитель – кандидат.
Жречество в структуре авестийского общества (ІІ – сер. І тыс. до н.э.) Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Перзашкевич О.В. начать.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Соискатель – Стефанюк К.О.. Научный руководитель – кандидат филологических наук Лебедев С.Ю.. Диссертация на соискание степени магистра.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская.
Магистерская диссертация Коротаевой Натальи Андреевны Научный руководитель: доцент Гусаковский Михаил Антонович.
Транксрипт:

ДИАЛОГ АРХЕТИПОВ ОТЦА И МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Магистрант: Андриенко Екатерина Валерьевна Научный руководитель: Усовская Элина Аркадьевна ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования Современная белорусская культура характеризуется диалогическим характером как в отношении других культур, так и в отношении своих элементов. Базовые характеристики культуры и ментальности народа сконцентрированы в архетипах, выраженных в различных образах и символах. Взаимодействие архетипов Отца и Матери для общечеловеческой культуры является необходимым элементом выстраивания отношений внутри общества. Актуальным является рассмотрение взаимодействия архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре как открытие новых форм проявления архетипов как таковых, так и их взаимопроникновение, диалог.

Цель : Раскрытие сущности и особенностей диалога архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре

Задачи: Определить сущность архетипов Отца и Матери в исторической динамике, на основании чего сделать выводы о закономерностях его развития и понимания. Охарактеризовать формы функционирования архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре. Выявить обусловленность диалогического характера взаимодействия архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре.

Объект исследования Предмет исследования Предметом исследования является диалогический характер взаимодействия архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре. Объектом исследования является совокупность особенностей проявления архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре.

Научная гипотеза В современной белорусской культуре происходят разнообразные процессы синтеза, реорганизации и появления новых ее элементов. Одни из базовых элементов культуры, представленных в архетипах Отца и Матери, проявляются и взаимодействуют по принципу диалога, «услышания» друг друга. Раскрытие сущности архетипов Отца и Матери происходит через точки их соприкосновения в различных пластах современной белорусской культуры.

Основные результаты исследования Мировосприятие личности во многом зависит от образов, которые ему предлагает культура. В коллективном бессознательном содержатся архетипы врожденной формы, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Эти образы сосредотачиваются в символах, которые в свою очередь могут быть персонифицированными и связанными с конкретным артефактом или явлением природы. Архетип культуры максимально символизируется и закрепляется в образах искусства, мышления, словесном выражении. Опредмечивание архетипа - часть механизма восприятия мира.

Наиболее сильным архетипом мужского начала является мужчина-бог, женского начала – Мать. Примечательно, что оба архетипа связаны с идеей творения, так Мать – это рождение, мужчина-бог – созидание. Архетипы Матери и Отца могут представать в различных персонифицированных формах. В культуре появляются разные изменяемые трактовки архетипов Матери ( как плодородная земля, богиня, мудрость прежде всего в бытовой сфере) и Отца (царь, Бог, старец-мудрец).

В истории мировой культуры архетип Матери получил отражение в различных символах и персонифицированных образах. Египетская богиня Исида, греческие богини Гея, Деметра олицетворяют культ плодородия и зарождение жизни как таковой. Богини Гера, Афродита, Артемида, Гестия предстают как женские образы в отношении к мужчинам и браку. Новый этап в развитии архетипа Матери связан с появлением христианского образа Богоматери. Обрядность белорусской культуры сочетает в себе языческие и христианские мотивы. Важное место в традиционной семейной жизни белорусов отведено ритуалам, посвященным беременности и рождению ребенка. Одновременно множество обрядов, поверий и гаданий готовят девушку к обретению статуса замужней женщины. Таким образом, сакрализованный архетип Матери как образ рождения и преодоления смерти, защиты, заботливой любви и опеки обеспечивает единство общекультурного развития.

Архетип отца имеет множество имен: руководитель, король, вождь, капитан, генерал, президент. Все они, несут отцовскую ответственность за тех, кто им подчиняется. Этот архетип активизируется во всех отношениях, где есть элементы авторитарности. Например, древние греки отождествляли Зевса с понятием власти, он был их Богом-Отцом, держащим в своих руках молнии. Считалось, что он грозно морщит лоб и обладает зрением орла, с помощью которого может видеть все, что происходит на Земле. Архетип Отца, однако, настолько же важен, потому что он олицетворяет волю к победе и отвественность. Улучшение качества жизни для всех, избавление мира от стресса и насилия может быть достигнуто только в случае пересмотра двух архетипов и способов их взаимодействия.

Проблему взаимодействия как историю отдельной культуры можно рассматривать и в ракурсе диалога ее элементов. Влияние элементов друг на друга дает импульс внутреннего развития культуры. С этой точки зрения правомерно характеризовать культуру посредством пар противоположностей: традиции и новации, народная и профессиональная культура, мужское и женское начала и т.д. Архетипы пограничья и малой родины, являющиеся одними из стойких элементов белорусской культуры и проявляющиеся в менталитете народа, представляется возможным охарактеризовать во взаимодействии друг с другом как неотъемлемую черту диалогичности белорусской культуры и рассматриваются как символизация архетипов Отца и Матери.

Современная белорусская культура насыщена различными образами мужского и женского начала. Архетип Отца и Матери выступают во взаимодействии друг с другом и с культурой в целом. Мифология, сказки, предания, дошедшие до нащих дней, так же бытовая сфера жизни и профессиональное творчество – те области жизни общества, где наиболее полно проявляют себя архетипы Отца и Матери. Символика архетипа Матери представлена в таких природных объектах как воды, Луна, пещера. Архетип Отца связан с огнем, Солнцем, молнией, предстает в таких предметах как стрела, столб, плуг, меч, факел. Символический смысл архетипов Отца и Матери проявляются и в другом сочетании, где «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью, а «женское» ассоциируется с противоположными понятиями - тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью.

Новизна исследования Взаимодействие архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре исследуется в ракурсе их диалога. Диалог на различных культурных уровнях (мифология, народное и профессиональное творчество, бытовая сфера) диктует условия исследования граней их соприкосновения и взаимопроникновения. Более детально прорабатывается архетип Отца, наделяемый равным с архетипом Матери статусом важности и укорененности в жизни общества и культуры.

Положения, выносимые на защиту: Проявление архетипов Отца и Матери на различных уровнях культуры: мифология, народное и профессиональное творчество, бытовая сфера, сфера межличностной и межгрупповой коммуникации. Функционирование архетипов Отца и Матери как взаимодействие друг с другом для полноты понимания их сущности. Обусловленность диалогического характера взаимодействия архетипов Отца и Матери в современной белорусской культуре.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!