Мастер -класс МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова» 2007 г. Директор школы Т.Д. Билецкая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация разноуровневого мониторинга качества знаний,умений и навыков обучающихся.
Advertisements

Стимулировать дальнейшее общее культурное, коммуникативное развитие. 1. Расширить эрудицию, увеличить знания. 2. Учить прослеживать связи между предметами,
МОУ « СРЕДНЯЯ ШКОЛА13» Анализ реализации муниципального проекта « Совершенствование структуры урока как фактор обеспечения включенности каждого ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на предметных неделях литературного чтения.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Задача учителя состоит в том, чтобы реализацию содержания программы учебника по математике направить на постоянный поиск детьми путей решения учебных.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника, обучающегося по программе «Школа 2100» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Черемхово»
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Методика изучения решений уравнений и неравенств с помощью технологии «Полного усвоения знаний» Выполнила: студентка ФМФ 41 группы Н.А. Сизова Научный.
Методический семинар «Методы и формы контроля и оценки знаний учащихся»
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ Лицей 20 Винокуровой Маргариты Анатольевны.
Методики определения параметров ИСУД. Уровень обучаемости Алгоритм.
Транксрипт:

Мастер -класс МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова» 2007 г. Директор школы Т.Д. Билецкая

Дифференциация и индивидуализация обучения В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое - В одно окно смотрели двое...

Диагностические методики Аспекты изучения Диагностические средства 1. Сформированно сть учебных достижений школьников 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости учащихся 2. Изучение развития интеллектуальных способностей школьников (Е.И. Рогов «Исследование познавательной сферы подростка. Диагностика уровня интеллекта.) 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 4. Выявление коммуникативных способностей учащихся (Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога») 5..Изучение культуры самоорганизации деятельности (В.Н.Паламарчук «Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика 2. Развитие личности учащихся 1. Сформированность познавательных интересов учащихся (Е.И.Рогов «Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации») 2. Оценка качественных особенностей учебной деятельности учащихся (В.Н.Паламарчук «Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика») 3. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся (А.К.Маркова «Мотивация учения школьника») 4. Исследование уровня самооценки учащихся (Роджерс). 3. Социальное и профессионально е самоопределение личности 1. Статистический медицинский анализ состояния физического развития учащихся 2. Изучение психических свойств личности (психологические тесты) 3. Изучение социализированности личности ученика (по М.И.Рожкову) 4. Выявление готовности школьников к выбору профессии (по В.Б.Успенскому) 5. Методика «Карта интересов» (Э.Р.Ахмеджанов «Ценностные ориентации») 6. Диагностическая карта учебных возможностей учащихся (Т.М.Давыденко 4. Готовность личности к профессионально му самоопределению 1. Изучение объяснения школьником факторов собственного развития (А.А.Андреев «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью») 2. Изучение познавательного интереса учащихся (В.И.Зверева) 3. Выявление профессионального самоопределения учащихся (Т.И.Шамова «Решение проблемы профессионального самоопределения») 4. Выявление сформированности активной жизненной позиции (Е.И.Рогов тест «Лидер») 5. Изучение мотивации личностного самоопределения (методики Н.Е.Щурковой)

Формы занятий с учащимися 1 группы (низкий уровень ТС) Урок Факультатив Предметный кружок Индивидуальное занятие

Уровни усвоения, ведущая деятельность школьников на каждом из уровней и возможные варианты заданий Уровень усвоения Деятельность обучающихся Возможные варианты заданий Первый уровень Репродуктивная деятельность Задания на анализ-синтез (воспроизведение фактологического материала, решение задач по алгоритму, образцу): - перечислить(назвать) даты, части, свойства, элементы объекта, процесса; - дать описания чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; - заполнить аналитико-синтетическую схему типа: - нарисовать строение объекта и подписать части (элементы); - выбрать правильный ответ (из текста, рисунка, схемы); - решить задачу по образцу, алгоритму, знакомой формуле

Формы занятий с учащимися 2 группы (средний уровень ТС) Урок- дифференцированные задания Факультатив Предметный кружок Элективное занятие Индивидуальное занятие Предметная олимпиада Изменение в содержании образования

Уровни усвоения, ведущая деятельность школьников на каждом из уровней и возможные варианты заданий Второ й уровень Реконстру ктивная деятельность Возможные варианты заданий Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию): - в чём сходство А с В (С) по критерию (признаку)? - чем отличается А от В (А, В от С) по критерию? - заполните сравнительную таблицу: что общего между А, В и С по критерию? - дайте определение термину (понятию)_ - - назовите существенные признаки объекта (процесса, класса, типа, явления и т. п.); - к какому понятию относятся следующие термины? - заполнить схему типа: - решить задачу на применение знаний в незнакомой ситуации, задачу в несколько действий признаки АВС

Формы занятий с учащимися 3 группы (высокий уровень ТС) Урок - дифференцированные задания Факультатив Предметный кружок Элективное занятие Индивидуальное занятие Предметная олимпиада Участие в районных, областных, региональных олимпиадах, конкурсах

Уровни усвоения, ведущая деятельность школьников на каждом из уровней и возможные варианты заданий Третий уровень Продуктивная деятельность Задания на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей: - доказать, что ______________________________; - объяснить явление, процесс __________________; - что произойдёт, если _______________________? - какова причина процесса, явления? - в чём суть процесса, явления? - решить задачу несколькими способами; - решить задачу с нестандартным решением; - придумать, подобрать предложение, слово, задачу по схеме; -написать эссе, сочинений, любых творческих заданий, заданий исследовательского характера

Индивидуальная образовательная траектория учащихся ____ класса (низкий уровень творческой самореализации) Образовательная область, учебное время Математика, I полугодие _ класс Срок выполнения учебного года Общая нагрузка 4 х 17 = 68 часов Нагрузка по базисному плану: Инвариантная часть 4 х 17 = 68 часов Вариантная часть В том числе: уроки 4 х 17 = 68 часов занятие в классе по расписанию КР – контрольная работа; (модифицированная программа); к – работа с консультантом; каникулярное время; с – самостоятельная работа. время, отводимое на расширение и углубление учебного материала;

Индивидуальная образовательная траектория учащихся ____ класса (средний уровень творческой самореализации) Образовательная область, учебное время Математика, I полугодие _ класс Срок выполнения учебного года Общая нагрузка 7 + х 17 = 119 часов Нагрузка по базисному плану Инвариантная часть 4 х 17 = 68 часов Вариантная часть 2 х 17 = 34 часа В том числе: уроки 6 х 17 = 102 часа Обязательные занятия по выбору 1 х 17 = 17 часов (элективный курс»математика: решение конкурсных задач») занятие в классе по расписанию КР – контрольная работа; (модифицированная программа); к – работа с консультантом; каникулярное время; с – самостоятельная работа. время, отводимое на расширение э – занятия элективного курса. и углубление учебного материала;

Индивидуальная образовательная траектория учащихся ____ класса (высокий уровень творческой самореализации) Образовательная область, учебное время Математика, I полугодие _ класс Срок выполнения учебного года Общая нагрузка (7 + 1) х 17 = 136 часов Нагрузка по базисному плану Инвариантная часть 4 х 17 = 68 часов Вариантная часть 2 х 17 = 34 часа В том числе: уроки 6 х 17 = 102 часа Обязательные занятия по выбору 1 х 17 = 17 часов (элективный курс»математика: решение конкурсных задач») Индивидуальные занятия 1 х 17 = 17 часов занятие в классе по расписанию КР – контрольная работа; (модифицированная программа); к – работа с консультантом; каникулярное время; с – самостоятельная работа. время, отводимое на расширение э – занятия элективного курса. и углубление учебного материала;

Для создания интриги, для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности включаем решение познавательных задач. Разминка. Варианты вопросов и задач Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? У стола четыре угла. Один отпилили. Сколько осталось? Как правильно сказать: 5+7 равно одиннадцати или одиннадцати? Какая буква третья в слове «вокзал»? А четвёртая в слове «солнце»? Сколько будет 6+6, делённое на шесть? Может ли муж жениться на сестре вдовы? Как мама звала в детстве Гоголя? Что произошло на Руси в 988 году? Сколько дней в ноябре? Сумма каких любых трёх чисел может составить число 45? Сколько девяток в ряду от 1 до 100? Что мы слышим в начале урока? Что принадлежит только нам, а чаще употребляется другими? Как называется третья буква алфавита? А пятая с начала? Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»? А в английском перед «N»? сколько будет 7*8? А 9*9? Какая предпоследняя буква алфавита? Название этого месяца заканчивается на «Т». какой он по счёту в году? Сколько букв в имени белобоки? Назовите на слух общий звук в словах: блок, стол, крыло, мост; дар; мера, аист, жар? По названию страны определите столицу и наоборот: Париж, Япония, Москва, Вашингтон, Италия? В какой стране родился автор «Золушки»? А «Трёх мушкетёров»? Репродуктивная задача интегративного характера Ребята, прочитайте цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3… 4? 5! 6?! 7, 8, 9 А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро и рационально? Умножьте полученное число на 2 и прибавьте 10? Сколько у вас получилось? Какой частью речи является это слово? Просклоняйте его по падежам? А как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в физике и математике оно у вас ассоциируется? В названия каких литературных произведений входит это число?

Для создания интриги, для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности включаем решение познавательных задач. Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности. Задание на развитие зрительной памяти Вам предлагается очень внимательно прочитать три раза ряды из восьми слов. Попытаться их запомнить. А затем закрыть написанное листом бумаги и письменно ответить на мои вопросы в конце задания. МАМА ДЕТИ ЧЕЛОВЕК БРАТ ДОБРОТА ТЁТЯ МУЖЧИНА РЕБЁНОК Вопросы: Сколько букв в предпоследнем слове? Сколько слов состояло из одного лишь слога? Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе? Назовите третье с начала слово. Сколько слов заканчивалось на согласную? Сколько слов заканчивалось на «А»? Какие слова, обозначающие существительное ЖЕНСКОГО рода, вы запомнили? Встречалась ли в названных словах буква «Ж»? Запишите два слова с буквой д. Задание на развитие слуховой памяти Прослушайте внимательно два раза следующий текст, а затем ответьте на вопросы, приводимые ниже. Вам дали указание: откройте журнал на восьмой странице и найдите второй абзац снизу. В этом абзаце на третьей строчке сверху вы увидите прилагательное, запишите пятью буквами, в котором пропущена удвоенная «Н». Исправьте запись. А теперь, не подглядывая в предыдущий текст, поставьте знак + или – (в зависимости от правильности) напротив следующих утверждений: Вам надо было открыть газету на восьмой странице. Вам предложили найти второй абзац снизу. Нужный вам абзац состоял как минимум из трёх строчек. В найденном вами слове было шесть букв. Если бы слово было написано правильно, оно состояло бы из семи букв. Приведите пример слова, которое вам следовало бы найти.

Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности. Развиваем внимание Учащимся предлагаются две таблицы, в каждой из которых вразнобой должны быть записаны числа от 1 до 20: Учитель отмечает, что если чисел 20, то клеточек в таблицах всего 16. Это означает. Что какие-то четыре цифры в каждой таблице пропущены. От школьников требуется, не водя по рисунку (а только глазами). Отследить все числа и выписать недостающие. Такой тест может быть применён: В 1 классе для проверки и закрепления счёта от 1 до 20 На уроках анг. языка при изучении темы «Числительное» На уроках русского языка 6 в таблице пропускаются те числительные, написание которых надо запомнить. На уроке литературы: вспомните произведения, в которых встречаются пропущенные числа

Для создания интриги, для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности включаем решение познавательных задач. Решение частично-поисковых задач. В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух. Рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобки нижнего ряда: СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ РЕКА (ВЕРА) РОВ ПЛЕШЬ (,,,,,,)НАДЕЛ ПИСК (,,,,,,,,) САД КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА РИС (СРОК) КРОВ МАНЕРА (…….) КИРКА РАК (……) КЛИН Определите, по какому принципу объединены следующие, так не похожие друг на друга слова в одну группу: ВАТА, СОВА, ДРОВА, ОЛИВА Посмотрите на выражение: 9+8=17. С точки зрения математики, это полный абсурд. Но всё же подумайте и попытайтесь сообразить. Догадаться, в какой ситуации оно будет верно. Решение творческих задач. У школьников спрашивают: «Как, пользуясь тремя карточками с цифрами 9, 2, 9 и используя два математических знака «+», изобразить сумму 20? 9+2+9=20 При тех же условиях изобразить сумму 14? Перевернуть две карточки вниз. Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственных организованных элементов. Связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Утро 3 округа 1 80 о День 0 порода ? (2) 90 п Ночь ? (У) приход ? (т) В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половины канона. Выявить их и по аналогии выстроить недостающую цепочку.

Анализ полученных результатов позволили сделать ряд выводов: Познавательные задачи должны строится преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения. Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон. Система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Итог С этих позиций предпосылкой творческой самореализации обучающихся являются их творческие потенциальные возможности, реализующиеся в разрешении различных учебно-познавательных ситуаций и предполагающие самостоятельное применение знаний, умений и навыков, а также их перенос, комбинирование известных способов действий или создание новых для ученика подходов к решению поставленных задач. Таким образом, творческая самореализация учащихся есть одновременно процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно- познавательной деятельности.

Литература При подготовке документа использовались материалы: М.И.Ситникова Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. Монография, Белгород, 2006 г. В.И.Зверева «Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки», Москва,1998 г., Региональная научно-практическая конференция Пермского государственного университета по проблеме: «Моделирование социально-педагогических систем», Пермь, 2004 г.; Т.П. Афанасьева, Н.В.. Немова «Профильное обучение: педагогическая система и управление», Москва 2004 г.; Е.Д. Веселовская «Организация мониторинга качества обучения на муниципальном уровне»; Журнал «Практика административной работы в школе» гг..; Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» годы, Москва, Издательский дом «Первое сентября», 2005 г.; Е.А. Климова «Психология профессионального самоопределения», Ростов-н/Д: Феникс, 1996 г.; Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, М.И.Ситникова Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. Монография, Белгород, 2006 г.