Технология работы с молодыми специалистами: проблемы и перспективы (Из опыта работы ШМО словесников МОУ СОШ п. Известковый Амурского муниципального района) Руководитель ШМО словесников Тарасенко Светлана Ивановна
Качество подготовки учителя – слабое звено системы профессиональной подготовки кадров 1. Непомерные требования к личности учителя СВЯТОЙ 2. Низкий уровень подготовки в вузах специалист- предметник 5. Большая перегрузка 4. Неадекватность оплаты труда педагога 3. Низкий социальный статус сферы образования в российском обществе уровень готовности сам человек опыт индивидуальный образовательный
Задачи комплексно-целевой программы подготовки молодого специалиста Ключевая задача: повышение профессиональной компетенции в области теории и практики оказывать молодым специалистам реальную помощь в преодолении различных затруднений; помогать молодому учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта; воспитывать потребность у начинающих учителей в непрерывном самообразовании; способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Диагностика затруднений (проблемное поле) межличностные отношения отношения с администрацией отношения с коллегами отношения с учениками отношения с родителями ЛИЧНЫЕ (бытовые) неустроенность нехватка денег личная жизнь отсутствие интереса ощущение ненужности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ цели и задачи занятий самоанализ урока; документация новые методики и технологии контроль знаний, умений, навыков решение нестандартных ситуаций
ПУТИ устранения проблем бережное отношение окружающих бережное отношение окружающих решение бытовых проблем система наставничества консультации коллег разумная почасовая нагрузка консультации администрации Основные направления работы с молодыми специалистами
Консультативный стол (форма работы) Советы и памятки молодому педагогу Методическая система Нормы оценки ЗУН Советы при подготовке к уроку Памятка поведения учителя на уроке Современный урок Требования к уроку (компоненты) поурочный план
Советы молодому специалисту Мамы – это очень страшно, Папы – это тоже страшно, Дети - это жутко страшно, Даже просто посмотреть … Но когда снимаешь туфли, Чтобы тихо - тихо было, Можно быстро,очень быстро, Незаметно убежать … Подражание Г.Остеру Вот и наступил момент, когда, увы, убежать нельзя. И вот они, дети, сидят на твоем уроке и с подозрением смотрят на тебя … А ты … ты хрупкий осенний листочек,пущенный в дождь в журчащий ручеек. Каким будет твое плавание, мы еще не знаем, но нам всем хочется верить: ты выплывешь! Начинающий свой путь, прими советы бывалых:
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. Найди себя, свой образ, не замыкайся в своем учительстве. Будь счастливым, будь оптимистом, цени юмор в общении с окружающими. Не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Будь честным, справедливым, правдивым! Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей. Абсолютных правил нет. Думай сам, пробуй сам, твори сам! Начинающему от бывалого
Если ты не умеешь удерживать дисциплину в классе, то об остальных твоих талантах дети так и не узнают. Если ты не умеешь трепетно и трогательно любить и уважать своих близких, то тебе, прежде чем идти в школу, надо освоить это важное душевное условие и качество, без которого учителя не бывает. Если ты мало думаешь, смеешься, чувствуешь, играешь, помогаешь, творишь, то как же ты этому научишь детей!? Учитель – профессия круглосуточная. И если не научиться отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы на стороне, то что же в нас будет интересно!? Заповеди учительские
План организации методической помощи Чеховской О. 1 год стажерской практики Проблема 1. Степень готовности учителя к работе. 2. Знание программы по предметам, умение составлять календарные планы. 3. Постановка задач урока 4. Работа со школьной документацией. 5. Владение общей и частной методикой. 6. Взаимодействие с педагогами, учениками, родителями. 7. Анализ и самоанализ урока. Методы 1.Собеседование, индивид. Консультации 2. Консультационный стол 3. Практическое занятие 4. Изучение документации 5. Посещение уроков, наблюдение, беседа 6. Анкетирование, беседы с учителями, родителями 7. Взаимопосещение уроков стажера и наставника ВЫХОД 1. Составление плана методической помощи 2. Проверка методического планирования 3. Проверка поурочных планов 4. Совещание при завуче школы 5. ШМО учителей- словесников 6. Справка наставника 7. Заседание ШМО, справка наставника
Структура программы мониторинга и адаптации Первый год – учитель-стажер Степень готовности Владение методикой Работа с документацией Знание материала Изучение трудностей Изучение профессионального уровня Саморазвитие стажера
Структура программы мониторинга и адаптации Второй год – молодой специалист Формы и методы на уроке Методика проведения собраний Работа с документацией Саморазвитие учителя Уровень сформированности умений Степень выраженности личностных качеств Результативность работы учителя
Структура программы мониторинга и адаптации Третий год – молодой специалист Методика проведения внеклассных дел Методика активизации познавательной деятельности Участие в работе ШМО словесников Самооценка учителя Уровень учебных достижений учащихся Профессиональная успешность Рефлексия и анализ деятельности учителя
Модель работы с молодыми специалистами Создание образовательной среды Подготовка учителя 1-ый, 2-ой, 3-ий год Система мониторинга Система диагностики Ожидаемые результаты КАРТА- ДНЕВНИК СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ Карта учета стажера
Кардинальная задача Повышение профессиональной компетенции в области теории и практики. Обретение молодыми педагогами собственного стиля преподавания. НЕЛЬЗЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАХВАЛИВАТЬ: учитель перестанет критически оценивать свои действия НЕЛЬЗЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО КРИТИКОВАТЬ: резко снизится профессиональный статус
подкорректировать сгладить подсказать НАУЧИТЬ Вдумчивый анализ ошибок
Не всегда готовы принять и практически реализовать нововведения Пассивность в участии и проведении общешкольных мероприятий Недостаточная мотивация самообразования Отсутствие заинтересованности в результатах своего труда Завышенная самооценка, нарушение профессиональной этики
Молодой специалист – учитель завтрашнего дня Л.Н.Толстой: «Сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение своей деятельностью » способны сделать учителя мастером своего дела ИМПУЛЬС ЖЕЛАНИЯ Дорогу одолеет только идущий