Профилактика суицидов в детско-юношеской среде в условиях образовательной организации Овчинникова Ирина Александровна, директор Межрегионального центра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Advertisements

Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли,
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
« Детский суицид. Причины и профилактика. ». Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное. Каждый суицид активно выражает не.
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение- суицидальные покушения, попытки и проявления.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных в России.
Суицид Хабарова Алиса 11 В. Cамоубийство, суицид – умышленное лишение себя жизни. Под самоубийством понимаются два разнопорядковых явления: Во-первых,
Предупреждение самоубийства снижает степень его реализации.
Транксрипт:

Профилактика суицидов в детско-юношеской среде в условиях образовательной организации Овчинникова Ирина Александровна, директор Межрегионального центра медиации и содействия социализации детей и молодежи, практикующий медиатор, соавтор программы антибуллинговой политики немецкой организации по работе с детьми, пережившими насилие, «Wiedergeburt» (г. Бонн, Германия). Автор и ведущий тренингов по обучению технологии медиации, работе с фактами боулинга в детско-юношеском коллективе, работе по предотвращению детской суицидальности в образовательном пространстве. директор Межрегионального центра медиации и содействия социализации детей и молодежи, практикующий медиатор, соавтор программы антибуллинговой политики немецкой организации по работе с детьми, пережившими насилие, «Wiedergeburt» (г. Бонн, Германия). Автор и ведущий тренингов по обучению технологии медиации, работе с фактами боулинга в детско-юношеском коллективе, работе по предотвращению детской суицидальности в образовательном пространстве.

Россия занимает 1 место в мире по количеству абортов (каждый час в стране происходят около 300 абортов, около абортов в год). По этому показателю Россия опережает США в восемь раз. 1 место в мире по числу разводов 1 место в мире по числу детей, брошенных родителями 1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики (если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%.) 1 место в мире по объему потребления героина (21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков). 1 место в мире по числу курящих детей 1 место по числу сирот. Всего у нас свыше 760 тысяч детей-сирот и около миллиона беспризорных детей. 1 место в мире по числу педофилов. Только по официальным данным в 2009 году было зарегистрировано нападений педофилов на детей. Мы - единственная страна в мире, где почти 50% из общего числа сексуальных преступлений направлено против детей. 1 место в мире по детскому алкоголизму. Более 10 миллионов юных россиян - от 11 до 18 лет - регулярно употребляют алкоголь. 1 место по количеству самоубийств среди детей и подростков

- Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). - Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). - Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. -Парасуицид – незавершенный суицид (демонстративный суицид, без цели уйти из жизни) -Предсуицидальный синдром – комплекс симптомов пред совершением самоубийства (тест) (тест)

Важно знать Больше всего самоубийств - в апреле, в период рождества – рост на 120%. Более 85% детей предупреждают о намерении. Суициденты - психически дети здоровые. У суицида всегда несколько причин и есть «последняя капля». 85% подростков – задумывались о суициде хотя бы 1 раз Девочки в 5 раза чаще мальчиков предпринимают попытки самоубийства. Почти все подростки уверены, что их спасут. 95% детей не хотят умирать Самая частая причина самоубийств – конфликты, состояние отверженности. Более 65% детей-суицидентов - из полностью благополучных семей. Детский суицид – это всегда акт протеста. 45% суицидентов предпринимают повторную попытку. Самоубийство не наследуется. Увеличилось количество массовых самоубийств. Детский суицид стремительно молодеет. Разговоры с детьми о самоубийствах не провоцируют, а уберегают от беды. Повторные суициды можно предвидеть

Типы суицидального поведения - Демонстративное (90%) – изображение повешения, отравление таблетками, вскрытие вен - Истинное (менее 5%) – повешение - Аффективное (менее 5%) – отравление, реже – попытки повешения

Что можно увидеть? -Антивитальное поведение (отрицание жизни, предшествует суицидальному поведению) -Суицидальное поведение (все, что может привести к суициду) -Аутоагрессию (агрессию к себе) -Предсуицидальный синдром (период перед суицидом, чаще действия)

ГЛАВНАЯ для всех подростков причина суицида социально-психологическая дезадаптация, фрустрация (растерянность, безысходность) (растерянность, безысходность)возникает: - под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, - из-за нарушения взаимодействия с ближайшим окружением (не обязательно с семьей)

Причины (подростки) 1)Конфликты, особенно школьные 2)Жестокое обращение, насилие (эмоциональное) 3)потеря любимого человека; 4) депрессия, длительное состояние переутомления; 5) уязвленное чувство собственного достоинства; 6)отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство, романтизация суицида; 7)страх, гнев, печаль (по разным поводам). 8)длительное давление, оказываемое на детей в попытке добиться от них достижений, особенно у ответственных детей 9)сильные переживания, чувство беспомощности и безнадежности 10)ранее совершенная попытка суицида

Упражнение Что относится к маркерам суицидального поведения? 1. Раздаривание любимых, значимых вещей, 2. Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние), на фоне неизменной социальной ситуации (иногда внешнее облегчение состояния), 3. Примирение с врагами, обидчиками, 4. Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека- суицидента, 5. Разговоры о собственной ненужности, высказывания о нежелании жить (прямые и косвенные), 6. Обсуждение вариантов ухода из жизни, 7. Потеря перспективы будущего, 8. Отрицание проблем, 9. Несвойственная тяга к уединению.

Что важно анализировать? -Внешние проявления -Способность ближайшего окружения помочь -Взаимоотношения в референтной (значимой) группе -Психическое состояние -Адекватность оценивания ситуации -Наличие зависимостей

катализаторы (провокаторы) суицида У всех разные, все, что может привести к ситуации безысходности Отсутствие поддержки со стороны значимых людей Неуверенность в себе, низкая самооценка Резкая смена статуса Внезапные неудачи Внезапные изменения (потеря значимого человека) Ожидание неудачи Конфликт с друзьями, сверстниками, значимыми людьми

Модуль 2 Интервенция. Кризисное вмешательство. Кризисная помощь отчаявшемуся.

Как помочь отчаявшемуся? 1. Отреагировать ровно в свойственной Вам манере, к которой привык ребенок. 2. Попытаться поговорить сразу же, не откладывая даже на полчаса. 3.Неважно, что Вы говорите, пусть ребенок услышит заботу, что Вам не все равно. 4. Думайте и говорите о человеке, а не анализируйте проблему или причину 5. Дайте выговориться, не задавая вопросов, не выясняя фактов, важно сосредоточиться на чувствах. 6. Не пытайтесь заполнить паузы в разговоре. Молчание нужно!!! 7. Не задавайте «расследующих» вопросов (кто, почему, зачем), 8. Не пытайтесь сгладить душевную боль в разговоре, уговорить, отговорить, показать, что суицид – это не выход. 9. Дайте ребенку в разговоре найти свои ответы, не помогайте готовыми 10. Не ищите решения проблемы, его часто нет, ваша задача в этот момент – просто быть рядом, показать, что Вам не все равно. 11. Когда нечего сказать – молчите, просто будьте рядом.

Защитные (антисуицидальные) факторы личности -это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей. Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей. Религиозные, культурные и этнические ценности. Религиозные, культурные и этнические ценности. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга. Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга. Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким. Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким. Выраженное чувство долга, обязательность. Выраженное чувство долга, обязательность. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба. Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида. Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида. Представление о неиспользованных жизненных возмож­ностях. Представление о неиспользованных жизненных возмож­ностях. Наличие творческих планов, тенденций, замыслов. Наличие творческих планов, тенденций, замыслов. Наличие эстетических критериев в мышлении (нежела­ние выглядеть некрасивым даже после смерти). Наличие эстетических критериев в мышлении (нежела­ние выглядеть некрасивым даже после смерти).