М. Ю. Лермонтов « МЦЫРИ». Михаил Юрьевич Лермонтов. (1814-1841) Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Прожив.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Судьба свободолюбивой личности в романтической поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Advertisements

Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
«Я знал одной лишь думы власть…» (страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри). Работу выполнила ученица 5 А класса МОУ гимназии 26 Шлапакова Лада.
Природа и человек в поэме М.Ю.Лермонтова Мцыри Автор: Гусев Алексей 8 Б класс МОУ СОШ 6 Гаврилов-Ям, 2009.
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
« МЦЫРИ » - РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ЛЕРМОНТОВА Кузьмин Иван 9 м.
Мцыри Мцыри Образ лирического героя.. Выполнила работу: Ученица МОУ «ВСШ 3» 10а класс Чепрага Екатерина.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
На этом уроке вы познакомитесь с поэмой «Мцыри» – поэмой о жажде свободы, непокорности и мощи человеческого духа. 1.Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
Я хочу поделиться своими впечатлениями о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель.
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. Проверь себя Черты какого литературного направления первой половины 19 века отразились в произведении «Мцыри»?
Урок-презентация по литературе в 9 «б» классе. Учитель: Балмаева Г.И. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и.
М.Ю.Лермонтов « Мцыри» В чем загадка Мцыри?. В чём смысл жизни у монахову Мцыри Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей.
Лермонтов М.Ю У подножия горы Машук Место дуэли М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это первое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, напечатанное.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Презентация 4 группа «Аналитики»
Михаил Юрьевич Лермонтов Стихотворение «Парус» Урок литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ 24 г. Сочи Бондаревой Риммы Александровны.
К 200 летию со дня рождения М. Ю Лермонтова.. Открытый урок по литературе « « Тема урока: «В чём смысл жизни для Мцыри?» По поэме Лермонтова М. Ю. «Мцыри»
« Мцыри » - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Транксрипт:

М. Ю. Лермонтов « МЦЫРИ»

Михаил Юрьевич Лермонтов. ( ) Жизнь его была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Прожив почти 27 лет, он прошёл весь круг жизни со взлётами вдохновения и горечью разочарований.

Сын бедного армейского капитана Ю.П.Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урождённой Арсеньевой из богатого и влиятельного рода Столыпиных, детские годы будущий поэт провёл в Тарханах Пензенской губернии, в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.

Бабушка боготворила своего внука, заботилась о нём, дала хорошее образование. Приглашённые на дом учителя занимались с ним по разным предметам. Лермонтов с детства владел французским, немецким и греческим языками, изучал русскую грамматику, географию, астрономию, историю, математику. Прекрасно играл на фортепиано и даже сочинял музыку. Умело лепил из глины фигурки людей и животных, а также замечательно рисовал углём, акварельными и масляными красками портреты и пейзажи.

В 14 лет будущий поэт, отличавшийся хорошим прилежанием, очень хорошо знал русскую словесность и знал наизусть многие стихи Ломоносова, Державина, Дмитриева, Батюшкова, Крылова, Жуковского и Пушкина. Начал сочинять и собственные поэтические произведения. С 14 лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем служил в гусарском полку в Царском Селе. Это был брюнет с бледно-желтоватым лицом, с чёрными, как уголь, глазами, взгляд которых был иногда тяжёл; невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но невольно притягивал к себе внимание. В отношении с друзьями – весёлый и непритязательный; холодный и недоступный – для «пустого» света.

Его кумиром был А. С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», которое сразу же прославило его как поэта и за которое он был сослан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт почти через год возвращается - и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником - защищая честь русского офицера; и на Кавказе поэт погибает, стреляясь на дуэли с отставным майором Мартыновым. Дуэль состоялась, точнее- совершилось злодейское убийство великого поэта, 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска. Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище, позднее бабушка поэта перевезла прах внука в Тарханы и погребла в склепе под часовней, рядом с могилами предков.

Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти недолгие годы написать много замечательных произведений: исполненных глубокого психологизма стихотворений, поэм, драм и даже роман. Среди них широко известны такие произведения Лермонтова, как «Смерть поэта», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Узник», «Завещание», «Бородино», «Парус», «Тучи», «Утёс», а также «Песня про… купца Калашникова», «Демон», «Маскарад», «Мцыри», «Герой нашего времени»… Говоря о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, можно сказать пушкинскими словами, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный».

Мятежный дух как бы наполнил собой всё пространство Лермонтова. Но нигде ещё не воплотился он с такой силой, как в поэме «МЦЫРИ», созданной поэтом в 1839 году. Основной мыслью этой поэмы является мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

Любовь к Кавказу, к его величественной природе, к его гордым, вольнолюбивым людям возникла у Лермонтова ещё в юные годы, когда бабушка трижды возила его на Северный Кавказ поправить здоровье. В детскую душу глубоко врезались и «гордые скалы», и пятиглавый Бештау, и сверкающие снежные вершины Казбека и Эльбруса, и бурный Терек, и романтические легенды, и песни горцев. Сосланный весной 1837 года на Кавказ, Лермонтов, проезжая по Военно-Грузинской дороге, близ станции Мцхеты под Тифлисом встретил дряхлого старика на развалинах некогда существовавшего здесь монастыря. Монах-горец поведал поэту историю своей жизни. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри», отвечал собственным мыслям Лермонтова, с 17-ти лет задумавшего написать поэму о томлениях страстной души молодого монаха, который «…с детства…в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал». Прошло восемь лет, и двадцатипятилетний Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Писал он свою поэму со страстным воодушевлением и закончил её летом 1839 года в Царском Селе. Поэма «Мцыри» – это стремление к свободе, храбрость, гордость, жажда борьбы и ничем неистребимое святое чувство Родины. Так входила в творчество Лермонтова тема Кавказа…

«МЦЫРИ» - лиро-эпическая поэма. Она состоит из 26 глав, из которых 1-я и 2-я главы – эпические, а 24 – лирические. I глава – спокойный рассказ о монастыре. Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь… II глава. В ней рассказана вся история Мцыри от момента пленения и до последних дней. Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог… Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасён… Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обед… Как вдруг однажды он исчез Осенней ночью… … Но потом Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. Перед нами монастырская келья и юный Мцыри, уже проживший три дня на воле, возвращённый в обитель после неудачного бегства, израненный, обессиленный.

К умирающему Мцыри пришёл чернец – старый монах – «с увещеваньем и мольбой» «слушать исповедь» героя. И юноша, отвечая на его вопросы, «собрав остаток сил», рассказывает о том, ЧТО он пережил и испытал за стенами монастыря, ЧТО теснится в его груди, ищет выхода.

Мцыри признаётся старцу, что давно лелеял мысль о побеге: «Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля», - и поэтому «…в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас,..» «я убежал. О, я как брат, Обняться с бурей был бы рад!» На вопрос монаха, ЧТО же увидел и услышал Мцыри на воле, юноша отвечает: «…Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом… Я видел груды тёмных скал, Когда поток их разделял… Я видел горные хребты, причудливые, как мечты… Зубцы далёких гор.» Но природа для Мцыри оказалась не только пленительной, но и опасной. Измученный многочасовым ночным бегом, «…устав, Прилёг между высоких трав… Недвижим, молча я лежал.» «Слышал, как …шакал Кричал и плакал… Змея скользила меж камней… Внизу глубоко Поток… шумел…» А утром - «Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы.» Наряду с радостным чувством Мцыри охватил ужас: «Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…» Мцыри оказался в шаге от пропасти, где он мог погибнуть.

Новый день принёс Мцыри новые испытания. Томимый жаждой, юноша «… к потоку с высоты, Держась за гибкие кусты,.. Спустился… Вдруг – голос – лёгкий шум шагов…». «И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь её; и зной Дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои Смутились…». Образ юной грузинки, пришедшей к ручью, «держа кувшин над головой», и поющей простую песню, пробудил робкое и трепетное чувство к прекрасной девушке. Но Мцыри спешит попасть на свою родину и поэтому подавляет в себе это чувство. «Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко… …Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут».

«Трудами ночи изнурён», Мцыри засыпает в тени деревьев, а проснувшись среди ночи, превозмогая «страданья голода», продолжает путь. Но его снова ждут нелёгкие испытания. Идя «дорогою прямой, …скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут с пути сбиваться стал». Лес становится всё «Страшней и гуще каждый час; И миллионом чёрных глаз Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста…» Напрасно Мцыри в бешенстве продирался среди спутанных ветвей, напрасно «влезал на дерева»: «Но даже на краю небес Всё тот же был зубчатый лес». Слёзы отчаяния, которых он не стыдился, потому что их никто не видел, потекли «горючею росой…» Но не хочет он помощи людей, от которых убежал: «…я был чужой Для них навек…» И не сломлена его воля и жажда свободы.

Окружённая непроницаемой стеной густого леса, перед Мцыри открылась поляна. Вдруг на поляну из лесной чащи выскочил, играя с сырой костью и весело визжа, «…Пустыни вечный гость – Могучий барс.» Мцыри приготовился к бою. «Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови…» Сцена боя с барсом является центральной в рассказе Мцыри о своей жизни на воле. Бешеный скачок зверя грозит юноше смертью, но он предупреждает его верным ударом. «Удар был верен мой и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассёк.» Истекая кровью, раненый зверь кинулся на своего врага, но реакция Мцыри была мгновенной: «Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть моё оружье… …И мы, сплетясь, как пара змей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.» В схватке с барсом Мцыри оказался победителем. Со следами глубоких ран, «собрав остаток сил», побрёл он по лесу.

К утру Мцыри вышел, наконец, из лесу. При свете наступившего дня юноша вдруг увидел, что вновь очутился рядом с ненавистным ему монастырём. «Я думал – это страшный сон… Вдруг дальний колокола звон Раздался снова в тишине – И тут всё ясно стало мне…» Юноша осмотрелся вокруг. «…….Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной.» Мцыри овладело чувство отчаяния и бессилия. «Хотел я встать – передо мной Всё закружилось с быстротой; Хотел кричать – язык сухой Беззвучен и недвижим был… Я умирал… Меня томил Предсмертный бред… …Так я найдён и поднят был…» Умирающего юношу монахи нашли под стенами монастыря и вновь принесли в обитель.

Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его в монастырской келье. Грустным осознанием неотвратимости конца проникнуты его последние слова, прощание с жизнью. «…Напрасно грудь Полна желаньем и тоской: То жар бессильный и пустой, Игра мечты, болезнь ума. На мне печать свою тюрьма Оставила...» Свою исповедь Мцыри заканчивает просьбой перенести его в последние минуты жизни в сад с белыми кустами акации. «Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист..! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз, Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт…» «В тюрьме воспитанный цветок», Мцыри мечтает о своей родине и хочет хотя бы перед смертью услышать голос друга или брата, который «…вполголоса поёт» ему «про милую страну». Теперь Мцыри готов умереть. «И с этой мыслью я засну И никого не прокляну!»

Судьба Мцыри очень взволновала меня и навела на глубокие размышления.

Три «блаженных» дня на воле – победа или поражение Мцыри?

Я считаю, что «три блаженных дня», прожитых Мцыри на воле, являются для него победой.

1. Монахи дважды пытаются спасти юноше жизнь, дают кров и пищу. Почему же спасительный монастырь Мцыри считает своей тюрьмой, пленом? «Я мало жил, и жил в плену…» Мцыри, этот «грозой оторванный листок», «вырос в сумрачных стенах» монастыря, вдали от родины, дома, друзей, родных. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». А у себя не находил Не только милых душ – могил! В «земле чужой» Мцыри ощущает себя «рабом и сиротой». Жизнь в обители он называет пленом, насилием, тюрьмой, что означает несвободу воли и неосуществление желаний. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

2. А что же значило жить в понимании Мцыри? «Ты жил – я также мог бы жить!» С детства в Мцыри развился «могучий дух его отцов». Юноша помнит родной аул, смуглых стариков с длинными кинжалами в ножнах, помнит «кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый, непреклонный взор» своего отца «в одежде боевой». Мцыри, исполненный этим боевым духом, захвачен «виденьями снов живых» Про волю дикую степей, Про лёгких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!.. Жить, в понимании Мцыри, - значит «ненавидеть и любить»; узнать и преодолеть подлинную опасность, чтобы «сердце билося живей».

3. Зачем Мцыри бежит из монастыря? «Давным-давно задумал я…» Мцыри бежит из монастыря, чтобы испытать «разгульной юности мечты», чтобы Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Жизнь в монастыре ненавистна Мцыри. Юноша чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле. Мыслями он часто переносится От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы… Он не приемлет отречение от жизни, смирение и молитвы. Мцыри полон внутренних сил, могучих стремлений, мечтает попасть на родину. Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе…

В МОНАСТЫРЕ: - ОДНООБРАЗИЕ МОНАСТЫРСКИХ СВОДОВ И КЕЛИЙ, - ТУСКЛОЕ МЕРЦАНИЕ СВЕЧЕЙ, - ПОСТОЯННЫЙ ПОЛУМРАК. НА ВОЛЕ: -ВЕЛИКОЛЕПИЕ КРАСОК, -РАЗНООБРАЗИЕ КАРТИН ПРИРОДЫ; - «ПЫШНЫЕ ПОЛЯ», «ХОЛМЫ, ПОКРЫТЫЕ ВЕНЦОМ ДЕРЕВ, ШУМЯЩИХ СВЕЖЕЮ ТОЛПОЙ»; - «ГРУДЫ ТЁМНЫХ СКАЛ»; - «ГОРНЫЕ ХРЕБТЫ» И «В СНЕГАХ, ГОРЯЩИХ, КАК АЛМАЗ, СЕДОЙ, НЕЗЫБЛЕМЫЙ КАВКАЗ». 4. Что же увидел Мцыри на воле? Что его поразило и как всё это соотносится с жизнью в монастыре? «Ты хочешь знать, что видел я на воле?..» Видим, что монастырские стены давят, уводят от жизни, картины же природы родного Кавказа открывают живую, вечно обновляющуюся жизнь.

5. Что же за «три блаженных дня» узнал Мцыри о себе? В своей исповеди на вопрос: «Что делал я на воле?» - Мцыри восклицает: «ЖИЛ!» В его ответе – ликующее торжество жизни, хоть короткой, но настоящей. Мцыри бежит из монастыря в настоящую жизнь. Он не отказывается от «пламенных страстей», а напротив, гордится ими. Сердце Мцыри не хочет покоя, оно жаждет испытать все чувства, которые жизнь дарит человеку. Подстерегающих на каждом шагу опасностей он не боится, считая, что «Юность вольная сильна», и поэтому ему «Смерть казалась не страшна!»

6. Какую роль в рассказе Мцыри о днях, прожитых им на воле, играют картины природы? В рассказе Мцыри о трёх днях свободы много пейзажных зарисовок. Они помогают нам лучше понять переживания героя: «Всё, что я чувствовал тогда…» Мцыри чувствует кровную связь с природной стихией. Гроза, в минуты бегства из монастыря молниями озарявшая путь, оказалась близка его мятежной душе. «Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…» Мцыри ощущает себя братом бури, с которой «обняться был бы рад». И даже бездны, ядовитые змеи, дикие звери – все эти подстерегающие юношу опасности созвучны собственным его ощущениям: «Я сам, как зверь… как змей…» Мцыри прислушивался к «природы голосам. Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли». И ему «внятен был их разговор». Картины природы, изображённые в поэме, глубоко раскрывают перед нами свободолюбивый характер и непокорный нрав юноши-беглеца, его душу и особенно неразделимость с природой.

7. Как проявился в Мцыри «могучий дух его отцов» в смертельной схватке с барсом? «То был пустыни вечный гость – Могучий барс.» Встретив на своём пути грозного зверя, Мцыри не испугался, а принял бой, увидев в барсе достойного и сильного врага, равного ему по смелости, который «страшной смертию грозил». В минуту опасности для жизни юноша почувствовал, как «Сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… …Я пламенел, визжал, как он; …Казалось, что слова людей Забыл я…» Смертельная схватка с диким зверем пробудила в Мцыри воинственный дух и желание победить врага. В мельчайших подробностях описывая свой поединок с барсом, Мцыри несколько раз повторяет слова «бой», «битва», «боец», «борьба»: «Я ждал минуту битвы»; «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы»; «Бой закипел, смертельный бой!»; «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!» В жилах Мцыри течёт кровь его героического народа, и он не способен жить тихой монастырской жизнью.

Итак, перед нами – трагическая судьба непокорного и сильного духом героя, стремящегося попасть на родину своих предков, но так и не сумевшего осуществить эту свою «одну, но пламенную страсть», которая в нём «Как червь, жила, Изгрызла душу и сожгла». 8. Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Нет, монастырь не может заменить Мцыри семью, родину, куда Мцыри стремится всей душой: «…За несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…» Тихой, спокойной жизни в монастыре Мцыри предпочитает жизнь, полную бурь и тревог, единение с природными стихиями. К монаху-чернецу Мцыри обращается с вопросом: «Скажи мне, ЧТО средь этих стен Могли бы дать вы мне ВЗАМЕН Той дружбы краткой, но живой Меж бурным сердцем и грозой?» НЕТ ТАКОЙ ЗАМЕНЫ! Только встреча с достойным противником - диким барсом - пробудила в юноше воинственный дух его предков и дала возможность Мцыри ощутить и в полной мере почувствовать торжество победы над врагом. А разве мог герой испытать прекрасное чувство восхищения и трепетного благоговения перед женской красотой, не побывав на воле, за пределами ненавистного ему монастыря, пусть даже на короткое, но полное радостных ощущений время! Таким образом, видим, что жизнь в монастыре ПРОТИВОРЕЧИТ мечтам, желаниям, стремлениям, враждебна им, а поэтому она невозможна для Мцыри, так как превращается для него в затворничество, узничество. Таким образом, Мцыри не может соединить жизнь в монастыре и свои стремления.

Да, Мцыри не отказывается от пламенных страстей, а напротив, гордится ими. Он не молит о прощении, не стремится к райскому блаженству. «Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской; Её пред небом признаю И О ПРОЩЕНЬИ НЕ МОЛЮ. Мцыри признаётся старцу монаху: «Жизнь моя Без этих ТРЁХ БЛАЖЕННЫХ ДНЕЙ Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей!» Перед смертью Мцыри вспоминает только эти «три блаженных дня», потому что только в них и вместилась подлинная жизнь -- единственно возможная для Мцыри!

Физически герой погибает, но духовно -- ПОБЕЖДАЕТ! «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» - писал русский критик 19 века В. Г. Белинский. Таким образом, проведённые мной исследования доказывают, что «три блаженных дня», прожитых Мцыри на воле, Являются для него ПОБЕДОЙ!

1. Иванова Т. Певец героизма. М.: Дет. Лит., Лермонтов М. Ю. «Мцыри». Поэма. М.: Дет. Лит., Скоркина Н. М. Литература. Издательство «Учитель-АСТ» 2001 г. 4. Турьянская Б. И. Литература. М.: «Русское слово –РС», 2002.