ФГОС. Диалог с другом Авгусманова Т.В., к.п.н., заведующая Центром научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОГАОУ ДПО «ИИПКРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Advertisements

Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Транксрипт:

ФГОС. Диалог с другом Авгусманова Т.В., к.п.н., заведующая Центром научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОГАОУ ДПО «ИИПКРО»

Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их Луций Анней Сенека 2

3 Найдите свое место в процессе освоения ФГОС

Преодолевая страхи В надежде на себя Философия жизни Чему до сих пор учусь? Поиск себя Пройти Рубикон Дай свободу, тем кто рядом Утверждающий богат. Отрицающий беден Где Я? ФГОС 4

5 ФГОС изменяет не только образовательную среду нашей школы. Он изменяет учителя: его привычки, пристрастия, черты характера… Учитель становится реальным свидетелем своего сна…

6 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Мы утвердили образовательную инициативу «Наша новая школа». Смысл этой инициативы – в создании школы, которая должна помогать раскрывать личностный потенциал. Не только давать знания, но и раскрывать личность любого ребёнка, который приходит в школу. Д.А. Медведев ФГОС как инструмент исполнения Конституции Российской Федерации и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Конституция РФ, статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. В.В. Путин

Введение ФГОС по мере готовности Учебный год Классы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / % / / / % / / / Поэтапное введение ФГОС (Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 г.) Обязательное введение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенному по мере готовности 7

Стандартизация образования 8 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. N 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. 373 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. 413 Федеральные государственные образовательные стандарты НПО (СПО) По специальностям Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО По специальностям

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения 9

Нормативная и методологическая база 10

11 Что было – что будет БЫЛО: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЬ И БУДЕТ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (по уровням общего образования)

Сводная характеристика различий Поколение ФКГС ОО по принципам стандартизации Принцип минимизации Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Представлен в форме набора предметных тем. по акцентированию внимания на инвариантной и вариативной частях содержания Инвариантность содержания Федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения; 12

13 Поколение ФКГС ОО по отношению к основному и дополнительному образованию Основное образование ФК выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.концентрическому принципу концентр начальное общее основное общее образование среднее (полное) общее образование Структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.ступеням общего образования учебным предметам по парадигмам образования Знаниевая парадигма требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету (знать/понимать/уметь/использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) Сводная характеристика различий

Поколение ФКГС ООПоколение ФГОС ОО по принципам стандартизации Принцип минимизации Принцип ориентации на фундаментальное ядро содержания по акцентированию внимания на инвариантной и вариативной частях содержания Инвариантность содержания Вариативность содержания по отношению к основному и дополнительному образованию Основное образование Основное + дополнительное образование по парадигмам образования Знаниевая парадигма Деятельностная, компетентностная, личностная парадигма 14

Какой документ является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования? Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ) 15

16 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3.Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания

17 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Общие положения: -соответствие с Конституцией РФ -период смены ценностных ориентиров -образованию отводится ключевая роль в … -возрастные особенности -система фундаментальных социальных и педагогических понятий как социальный заказ образованию

18 1. Национальный воспитательный идеал Идеал- это образ человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

п/п Исторический период Воспитательный идеал Национальные ценности 1. Средневековая Русь. Религиозная Россия. Религиозный. Образ Иисуса Христа Семья, народ, государство, честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь 2.Россия. Век XVIII- XIX. Императорская Россия. Россия-империя. «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Воспитание человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России 3. Советская Россия. Век XX Воспитание всесторонне развитой личности Массовый патриотизм. Героическое служение во имя будущего всей страны и всего народа, пренебрежение материальным во имя идеального 4.Россия. 90-е г. XX в.Свободная в своем самоопределении и развитии личность «Освобождение» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом 5. Россия современная. Век XXI Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, Человечество З.А. 19

Цель современного отечественного образования и приоритетная задача общества и государства в сфере личностного развития в сфере общественных отношений в сфере государственных отношений Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 20

21 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Закон «Об образовании в РФ» (в ред г.) ст.9, п.1: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» Закон «Об образовании в РФ» (в ред г.) ст.12: «Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

патриотизм религия человечество труд и творчество в соответствии с базовыми национальными ценностями Содержание духовно- нравственного развития и воспитания искусство и литература социальная солидарность наука природа семья гражданственность Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 22

23 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания организация… на основе: - нравственного примера педагога - социально-педагогического партнерства - индивидуально-личностного развития - интегративности программ духовно-нравственного воспитания - социальной востребованности воспитания

Новые социальные запросы и требования общества к системе образования определяют его новые цели и стратегию его развития 24 - переход из индустриального в информационное общество; -процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий – ТРЕБУЕТ ОТ ПЕДАГОГА ПОВЫШЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания -базисных учебных планов, -программ, -учебно-методических материалов и пособий 25

Определение Где фиксируется Система базовых национальных ценностей базовые национальные ценности Система основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе основные элементы научного знания …ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы Системы ключевых задачуниверсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: личностные УУД; ориентировочные (регулятивные) УУД; конкретные способы преобразования учебного материала (познавательные УУД); коммуникативные действия (УУД) Назначение Фундаментального ядра в системе методологического сопровождения 26

27 Фундаментальное ядро содержания общего образования 1. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования : базовые национальные ценности основные элементы научного знания в средней школе универсальные учебные действия

Фундаментальное ядро содержания общего образования Важнейшие требования общества к образовательной системе: - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира 28 РТ

Фундаментальное ядро содержания общего образования Методологическая основа Теоретическая основа 29

Методологическая основа ФГОС 2 принципа : фундаментальности системности 30

Трактовка 1. фундаментальное образование понимают как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим областям науки («образование вглубь»). Трактовка 2. фундаментальное образование предстает как сочетание разностороннего гуманитарного и естественнонаучного знания на основе изучения определенного круга вопросов по основополагающим областям знаний как данного направления науки, так и общеобразовательных дисциплин, без которых немыслим интеллигентный человек («образование вширь»). Принцип фундаментальности 31

Таким образом, фундаментальность образования означает направленность содержания образования на методологически важные, долгоживущие и инвариантные элементы человеческой культуры, способствующие инициации, развитию и реализации творческого потенциала обучаемого, обеспечивающие качественно новый уровень его интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, создающие внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека, способствующие адаптации личности в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях 32

Со-держание образования Деятельностный Культурологический Системный О содержании образования Форма деятельности- рефлексия- осмысление Материал для учебной рабо ты РТ 33

Образовательное пространство система Форма – Один из принципов упорядоченности какого-либо содержания Содержание – все, что содержится в системе: её элементы и их взаимодействия друг с другом, все они части системы 34

Принцип системности Понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое 1. Целое рассматривается как результат сочетания, суммы частей 2. Часть и целое находятся между собой в органической взаимосвязи и взаимозависимости: целое зависит от составляющих его частей; часть вне целого уже не часть, а другой, самостоятельный объект Признаки системности: Иерархичность строения, Оформленность изменений, Упорядоченность, Организованность, Логичность, Зависимость от общих свойств целого - части (идеи, проекты, мероприятия) обязательно взаимосвязаны и взаимозависимы 35

36 - год - четверть - неделя - день УРОК Принцип системности

37 Смотря, понимаешь- ты, как посмотреть на энто дело… какими глазами, понимаешь…. ФГО-О-О-ОС…

Идеи, сформулированные в отечественной педагогике: «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич) Сверхактуальная в наши дни, идея А.И. Маркушевича. Под «ядром» он подразумевал основополагающие знания и навыки, отличающиеся достаточной стабильностью, а под «оболочкой» более мобильную, конъюнктурную их часть. выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров) Определение объема материала без распределения материала по классам, так же как и без распределения учебного времени по темам. Метод работы по Колмогорову А.Н. – «имитация научного исследования, шаг за шагом находить, вычислять нечто…, а не давать готовенькое…». Теоретическая основа ФГОС Нет ничего более практичного, чем хорошая теория 38

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) Формирование содержания образования в культурологической концепции осуществляется в несколько этапов: 1. Допредметный – важен для конструирования СО? Определения учебных предметов, которые должны изучаться… 2. Предметный – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение о ступеням обучения. 3. Создания учебных материалов – какой конкретный учебный материал включить в содержание учебного предмета: понятия, законы, теории; какие научные, философские и методологические знания должны усвоить ученики 1,2,3, этапы - этапы проектируемого содержания образования!!!!!____ 4. Этап педагогической действительности, когда СО включается в учебный процесс 5. Личностный уровень, на котором СО становится достоянием личности, присвоенным ею личным опытом. 40

41 4 этап 3 этап 2 этап 1 этап Организация процесса обучения Создание учебных материалов Определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Формирование общетеоретических представлений 5 этап допредметный предметный Присвоение учениками нового содержания Этапы формирования содержания общего образования

Источником содержания образования в культурологической концепции является социальный опыт, который аккумулируется в культуре, и включает четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности (информация о существующем социальном опыте, проектируемая совокупность учебных ситуаций) и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. 42

системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов). Актуальным остается совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям) но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Выделение этих двух понятий свидетельствует о том, что не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной: у одних она может по каким-то предметам значительно превышать требуемый уровень, у других – тоже по определенным предметам отставать от него. Выготский Л.С. – учение о структуре и динамике психологического возраста ребёнка («зоны» развития ребенка) Изучение, обобщение, внедрение и непрерывное совершенствование опыта изготовления керосиновых ламп в принципе не может привести к появлению электрической лампочки. Для этого нужно совсем другое направление мыслей и связанных с ним поисков В.Е. Гмурман (выдающийся педагог-теоретик) 43

44 Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Понятие - Знание - (способ сохранения образцов мышления) Трансляция - (воспроизводство, видоизменение, развитие в конкретных деятельностных ситуациях)

45 Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В. - системные принципы развивающего обучения Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А. - деятельностно-ориентированные принципы обучения 2. этап уяснения схемы ориентировочной основы действий (разбор учащимся содержания усваиваемого действия); 3. этап выполнения действия в материальной (материализованной) форме, 4. этап выполнения действия в громкой речи, 5. этап выполнения действия в речи про себя, 6. этап выполнения действия в умственной форме. Раифа РТ Гальперин А.Н.– теория поэтапного формирования умственных действий: (Н-р) Процесс усвоения проходит 6 этапов: 1. этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий); Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом А.Н. Леонтьев

46 Задание. При прослушивании предложенного музыкального произведения 1.Определите, сколько человек исполняет его. 2. Что вы представляете, когда исполняется данное произведение? 3. Какие чувства Вы испытываете? 4. Как Вы думаете, как выглядят исполнители данного произведения?

47 ФГОС ООО. п.II. Требования к результатам освоения ООП ООО Личностные Метапредметные 9.1. воспитание гражданской идентичности:…знание культуры своего народа, своего края, наследия народов России….; умение …строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 9.4. формирование осознанного…отношения к …истории, культуре, религии, традиции, языкам, ценностям народов России; умение создавать, применять и преобразовывать… символы..для решения …познавательных задач; 9.6. …формирование нравственных чувств и нравственного поведения… смысловое чтение; 9.9. формирование основ экологической культуры… умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение…; формулировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;…владение устной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной и коммуникативной практике.

Основные элементы научного знания в средней школе Русский язык, Иностранные языки, Литература, География, История, Обществознание, Математика, Информатика, Физика, Химия, Биология 48 Пояснительная записка Содержание

Универсальные учебные действия способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая : 1)познавательные и учебные мотивы; 2)учебную цель; 3)учебную задачу; 4)учебные действия и операции 49

Методическое отступление 50 В профессиональную жизнь педагога входит понятие УУД. За этой аббревиатурой скрывается важное психолого-педагогическое понятие. С УУД, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога

51 Виды универсальных учебных действий Личностные (ценностно- смысловая ориентация Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные Коммуникативные (социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество) Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) Смыслообразовани е, Нравственно- этическая ориентация Целеполагание, Планирование, Прогнозирование Контроль, Коррекция, Оценка, Саморегуляция Общеучебные (в т.ч. знаково- символические) Логические, Постановка и решение проблемы Учебное сотрудничество, Постановка вопросов, Разрешение конфликтов, Управление поведением партнера, Умение выражать свои мысли

Требования к инструменту для изучения процесса развития УУД 1. Он должен быть метапредметным 2. Позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием(УУД) 3. Изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие 52

Инструмент = мониторинг личностныеформировани ю отслеживан ию метапредметн ые формировани ю отслеживан ию оцениванию предметныеформировани ю отслеживан ию оцениванию 53

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения 54

Уровни качества компетенций в мониторинговых исследований TIMSSPIRLSSAM знание фактов и процедур; применение понятий; решение стандартных задач; рассуждения нахождение и удержание информации; формулирование выводов интерпретация и интеграция информации анализ и оценка содержания, языка ориентация на форму способа действия ориентация на существенное отношение в основе способа действия ориентация на границы способа действия 55

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу необходимо -проводить его регулярно; -с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке; -на основе единой стандартной процедуры; -с продуманными методами анализа результатов 56

Мониторинг 1 (5) класса – составная часть системы мониторинга УУД начальной (основной) школы Мониторинг начальной, основной или старшей школы составная часть общешкольного мониторинга УУД 57

Теоретико-методологическая основа проведения мониторинга 1. Предметом мониторинга являются метапредметные УУД на разных этапах своего формирования. УУД отражают овладение учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Их формирование напрямую зависит от того каким образом организована учебная деятельность ребенка. В процессе своего формирования УУД проходят ряд последовательных стадий. Каждая стадия характеризуется тем или иным уровнем осознанности ученика во владении способом. 58

2. Мониторинг проводится на ступени образования, как правило, один раз в год и позволяет отследить у ученика приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД. Диагн. готовности. 1 кл. – «Школьный старт», 3-4 н Теоретико-методологическая основа проведения мониторинга

3. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее чем двух предметов. 60 Теоретико-методологическая основа проведения мониторинга

4. Способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося (позволяют судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату), так и относительно групп учащихся. 61 Теоретико-методологическая основа проведения мониторинга

Этапы развития УУД НОО Первый этап «Представление» Второй этап «Способ» Третий этап «Овладение УУД» Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение) Осознанный выбор способа действия в контексте учебной задачи (цели) 62

63 Этапы развития УУД ООО Первый этап «Освоение» Второй этап «Пополнение» Третий этап «Перенос» Четвертый этап «Интеграция» Выполнение учебного действия в соответствии с постоянным осознанным выбором способа действия в контексте учебной задачи Осуществлени е способа действия по самостоятельн ому выбору Использование полученных знаний в другой деятельности Воплощение найденных решений в практику

Преодолевая страхи В надежде на себя Философия жизни Чему до сих пор учусь? Поиск себя Пройти Рубикон Дай свободу, тем кто рядом Утверждающий богат. Отрицающий беден Где Я? ФГОС. 64

65 Найди свое место в процессе освоения ФГОС

«На каждой из ступеней ключ находится в самом ищущем» Е. П. Блаватская ФГОС... Тем, кто удручены, что немногому научились, да обратят они свое внимание на следующее изречение:

67 Чему учить? (содержание) Кого учить? (контингент обучающихся) Для чего учить? (цель) Как учить? (методика)

68 Как Я буду учить?...

- сайт Центра научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОГАОУ ДПО «ИИПКРО». ru – адрес электронной почты Центра научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОГАОУ ДПО «ИИПКРО». С уважением, Татьяна Валерьевна Авгусманова, кандидат педагогических наук, заведующая Центром научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОГАОУ ДПО (ПС) «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» 69