Что такое проблема?. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Сложная, трудная, важная, серьезная,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема и позиция автора. Обучение сочинению- рассуждению Занятие 9 элективного курса.
Advertisements

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ по алгоритму (часть С)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Проблема текста Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 3» г.Саров Васьковой Ольгой Валерьевной.
Определяем проблему текста Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Транксрипт:

Что такое проблема?

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л. проблемы. Уделить внимание какой-л. проблеме. Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: 1) Проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста. 2) Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой- либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор- Балтийского канала, практически потерял зрение, однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.

Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И. Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Итак, проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять человеческого достоинства?

Опорная схема ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: (обозначь проблему с помощью риторического вопроса, назывных предложений и др.). Можно (И ЭТО ВЫИГРЫШНЕЕ!) начать сочинения с риторического вопроса.

Например: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN.» Можно назвать проблему: «Взяточничество… Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЫ ФОРМУЛИРУЕШЬ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами: Автор поднимает проблему... Автор затрагивает важную проблему... Автора текста волнует проблема... Проблема, которую хотел показать нам ав­ тор, такова... Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задумать­ся над проблемой... Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин. Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это... Я думаю, что проблема, поставленная авто­ром, - это... Проблема... не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

1. Война 2. Музей 3. Природа 4. Роль книги 5. Честь и достоинство 6. Человек, любящий свою Родину 7. Спор, дискуссия 8. Язык 1. Проблема нравственного воспитания 2. Проблема потребительского отношения человека к природе. 3. Проблема патриотизма 4. Проблема сохранения человеческого достоинства 5. Проблема экологии языка 6. Экологическая проблема 7. Проблема общения 8. Проблема исторической памяти 9. Проблема сохранения духовного наследия 10. Проблема бережного отношения к языку 11. Проблема мужества 12. Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке 13. Проблема этики, хороших манер

1. Война – 3, 4, Музей – 8, 9 3. Природа – 2, 6 4. Роль книги Честь и достоинство – 4, Человек, любящий свою Родину Спор, дискуссия – 7, Язык – 5,

Исходный текст (1)Однажды я услышал разговор двоих. (2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше. - (3)Ты читал «Тома Сойера»? - (4)Нет. - (5)А «Вия»? - (6)Нет. - (7)Счастливый, – вздохнул с завистью старший. (8)И, правда, можно позавидовать. (9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и от восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги. (13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом всю жизнь. (18)Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

- (20)«Войну и мир» читал? - (21)Смотрел в кино. - (22)А «Белые ночи»? - (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше. (26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. (27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. (32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. (33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (по С. Михалкову)

1. Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве. 2. Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтет в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности? 3. Прочитав этот текст, я еще раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность.

4. Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков, такова: дети в настоящее время не читают книг. 5. В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным? 6. В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо. 7. Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книг. 8. В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира

Основные проблемы: 1) роль чтения в детстве – в период становления личности человека; 2) проблема влияния книги на судьбу человека.

ru