Ведущий: Владислав Викторович Радьков преподаватель Тольяттинской государственной академии сервиса аналитик Общественной Палаты г.Тольятти БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Advertisements

1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Основы организации бюджетного процесса. Цель урока: понятие бюджетного процесса, рассмотреть основы организации бюджетного процесса в РФ.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА. Выполнила работу Черникова О.А.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
1 Организационно-правовые основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
"Бюджет для граждан"- информационный ресурс, который познакомит население города Нарьян-Мара с основными терминами и понятиями городского бюджета. Ресурс.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Принципы бюджетной системы РФ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Основы составления проекта местного бюджета и среднесрочного финансового плана.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Основы составления проекта местного бюджета и среднесрочного финансового плана.
Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Транксрипт:

Ведущий: Владислав Викторович Радьков преподаватель Тольяттинской государственной академии сервиса аналитик Общественной Палаты г.Тольятти БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ФОРМИРОВАНИЯ ДО УТВЕРЖДЕНИЯ

ПЕРЕД СТАРТОМ… Цель работы Акценты Знания, умения, навыки Как сделать работу полезной? Расписание занятий Организационные детали

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о бюджетном процессе от формирования до утверждения + ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ роль, значение, формы ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ в бюджетном процессе на всех его стадиях АКЦЕНТИРОВАНИЕ

ЗНАНИЯ - понимать многообразие подходов к бюджету и бюджетному процессу - представлять нормативно-правовую регламентацию бюджетного процесса - иметь представление о бюджетном процессе и роли в нем основных субъектов местного сообщества, - представлять основные формы информирования населения в бюджетном процессе - понимать сущность публичных слушаний как специфического механизма общественного участия - уметь строить систему нормативно-правовых актов, регламентирующих БП - уметь распределять роли участников процесса, идентифицировать их интересы - уметь составлять проект бюджетного календаря - уметь разрабатывать Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе - уметь готовить бюджетную информацию для населения - уметь разрабатывать Положение о публичных слушаниях, проводить их - уметь выстраивать информационную систему бюджетного процесса УМЕНИЯ И НАВЫКИ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1. Бюджетный процесс (обзор) 2. Формирование (составление) проекта бюджета 3. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета 4. Общественное участие в бюджетном процессе* 5. Информация и информационные технологии в БП День первый День второй

Как сделать работу полезной? Лекция + лекция + семинар Лекция + ролевая игра Лекция + самостоятельная работа + разбор заданий + лекция

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ ОТКЛЮЧЕНИЕ/ВИБРАЦИЯ МОБ. ТЕЛ. ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЛЕКЦИИ ОБЩЕНИЕ VS. СТЕНОГРАФИЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

РЕВИЗИЯ ЗНАНИЙ Полномочия и вопросы местного значения (ФЗ 131-ФЗ) Бюджетная система и бюджетное устройство РФ (БК РФ). МБО Доходы местных бюджетов НалоговыеНеналоговые Расходные обязательства Бюджетная классификация

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Теория трех секторов общества Парадигма гражданского общества Public policy и public administration Хартия местного самоуправления Местное экономическое развитие Общественные финансы СБОР (бюджетирование/результат)

Предпосылки для работы Общая демократизация процессов Общая демократизация процессов Реформа местного самоуправления: переходный период до 2009 Реформа местного самоуправления: переходный период до 2009 Реформа бюджетного процесса (СБОР) Реформа бюджетного процесса (СБОР) Развитие бюрократии (М. Вебер) Развитие бюрократии (М. Вебер) Информатизация («Электронная Россия») Информатизация («Электронная Россия»)

Демократизация Баланс между ветвями власти Баланс между ветвями власти Эффективное взаимодействие с избирателями и СМИ Эффективное взаимодействие с избирателями и СМИ Возможность «неудобных» вопросов Возможность «неудобных» вопросов Поддержание внешнего имиджа для инвесторов, кредиторов (ЕБРР, города) Поддержание внешнего имиджа для инвесторов, кредиторов (ЕБРР, города)

Реформа МСУ Двухуровневая система организации Двухуровневая система организации 24,5 тыс. МО вместо 12 тыс. 24,5 тыс. МО вместо 12 тыс. Постоянное перераспределения средств и полномочий (централизация) Постоянное перераспределения средств и полномочий (централизация) Горизонтальные взаимодействия Горизонтальные взаимодействия Конкуренция Конкуренция Неопределенность реформы Неопределенность реформы

Реформа бюджетного процесса Концепция реформирования БП в РФ: Концепция реформирования БП в РФ: а) реформирование бюджетной классификации и учета; а) реформирование бюджетной классификации и учета; б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; в) совершенствование среднесрочного финансового планирования; в) совершенствование среднесрочного финансового планирования; г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета. д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Бюджетный процесс (обзор) Поселение: территория-ресурсы-люди Поселение: территория-ресурсы-люди Муниципальное хозяйство: S, O, M (Ресурсы/потребности) Муниципальное хозяйство: S, O, M (Ресурсы/потребности) Местные финансы – основное средство МХ, обеспечивает перераспределение Р Местные финансы – основное средство МХ, обеспечивает перераспределение Р Бюджет = местные финансы = «узловая точка» МЭР Бюджет = местные финансы = «узловая точка» МЭР

Что такое БЮДЖЕТ? 3 аспекта бюджета (содержание, форма, процесс) 3 аспекта бюджета (содержание, форма, процесс) Бюджет как специфическая форма Бюджет как специфическая форма Публичный бюджет/обществ. финансы Публичный бюджет/обществ. финансы Отличительные черты местного бюджета Отличительные черты местного бюджета Бюджет как публичный договор Бюджет как публичный договор

Другие подходы Бюджет как… Политическая декларация (население) Политическая декларация (население) Финансовый план (финорган) Финансовый план (финорган) Контракт (ОМС, ОГВ) Контракт (ОМС, ОГВ) Источник прибыли (бизнес) Источник прибыли (бизнес) Информационный документ (СМИ) Информационный документ (СМИ)

Изучение бюджета Узкий контекст Узкий контекст (законодательное регулирование) Широкий контекст Широкий контекст (местное экономическое развитие)

Аргументация выбора Для решения всех проблем никогда не хватит муниципальных денег Для решения всех проблем никогда не хватит муниципальных денег Некоторые проблемы эффективнее решаются частным сектором Некоторые проблемы эффективнее решаются частным сектором Дублирование деятельности негативно для всех («У семи нянек дитя без глаз») Дублирование деятельности негативно для всех («У семи нянек дитя без глаз») Критерии устанавливает общество Критерии устанавливает общество

Нормативно-правовые основы БП (федеральный уровень) Европейская Хартия МСУ Европейская Хартия МСУ Конституция РФ Конституция РФ Бюджетный Кодекс Бюджетный Кодекс ФЗ «Об общих принципах…» ФЗ «Об общих принципах…» ФЗ «О бюджетной классификации» ФЗ «О бюджетной классификации» Концепция реформирования БП Концепция реформирования БП Приказы МФ РФ и т.п. Приказы МФ РФ и т.п.

Основные определения бюджет - бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации бюджетные полномочия ОМС бюджетные полномочия ОМС

Взаимосвязь понятий Компетенция = полномочия + предметы ведения Предметы ведения = ВМЗ + отдельные гос. Вопросы Полномочия = права + обязанности (для решения ВМЗ) Муниципальные правовые акты Компетенция = полномочия + предметы ведения Предметы ведения = ВМЗ + отдельные гос. Вопросы Полномочия = права + обязанности (для решения ВМЗ) Расходные обязательства (действующие + принимаемые) Другие акты* Бюджетные ассигнования в бюджетной росписи Бюджет

Бюджет и стратегическое развитие муниципального образования Миссия МО Миссия МО Концепция социально-экономического развития муниципального образования Концепция социально-экономического развития муниципального образования Генеральный план муниципального образования Генеральный план муниципального образования получают отражение в бюджете получают отражение в бюджете

Нормативно-правовые основы БП (региональный уровень) Устав Самарской области Устав Самарской области Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области» Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Cамарской области отдельными государственными полномочиями» Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Cамарской области отдельными государственными полномочиями»

Нормативно-правовые основы БП (местный уровень) Устав поселения Устав поселения Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании

Структура ПБП МО Общие положения Общие положения Бюджетный процесс Бюджетный процесс –Этапы БП + содержание –Участники БП + их полномочия …. (для обсуждения с применением документов-аналогов)

Этапы бюджетного процесса (бюджетный календарь*) Сбор данных, анализ, Прогнозирование Составление (разработка): - бюджет - иная документация Рассмотрение и утверждение Исполнение и учет Контроль Январь – июль* Август – ноябрь* Ноябрь – декабрь* Январь – декабрь* Декабрь – март* Прогноз СЭР, персп. финансовый план, сводный фин. Баланс, план развития МСЭ основные направления бюджетной и налоговой политики прогноз консолидированного бюджета адресная инвестиционная программа план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура муниципального долга и программа заимствований, предусмотренных для покрытия дефицита бюджета; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год; Бюджет Бюджетная роспись Отчет

Субъекты бюджетного процесса Участники БП Система органов, обладающих бюджетными полномочиями (ст. 151): финансовые органы финансовые органы орган муниципального финансового контроля орган муниципального финансового контроля казначейства казначейства представительный орган МСУ Глава МСУ исполнительный орган МСУ исполнительный орган МСУ Распорядители и получатели бюджетных средств Кредитные организации прочие субъекты (население, коммерческие, общественные и некоммерческие организации, научное сообщество, СМИ

Бюджетные полномочия ОМС установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении ; местного бюджета; установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении ; местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом муниципального образования; осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом муниципального образования; детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету; детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, установление порядка привлечения к ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; в случае и порядке, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, установление порядка привлечения к ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов входящих в состав территории поселения отдельных населенных пунктов (других территорий), не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов входящих в состав территории поселения отдельных населенных пунктов (других территорий), не являющихся муниципальными образованиями.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг* о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг* Получение путем ЗАПРОСА необходимых сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год. плане развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития территории Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально- экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально- экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. 2-х вариантный прогноз 2-х вариантный прогноз

Перспективный финансовый план данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития законодательно не утверждается законодательно не утверждается

Баланс финансовых ресурсов Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

План развития муниципального сектора экономики перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих по главным распорядителям бюджетных средств. сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих по главным распорядителям бюджетных средств. Минэкономразвития России рассылает пакет необходимой документации для выполнения планов развития муниципального сектора экономики: Форма 2-муницип. «Основные показатели, представляемые для разработки плана развития муниципального сектора экономики Российской Федерации»; Форма 2-муницип. «Основные показатели, представляемые для разработки плана развития муниципального сектора экономики Российской Федерации»; Методические рекомендации для разработки плана развития муниципального сектора экономики. Методические рекомендации для разработки плана развития муниципального сектора экономики.

Состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета; лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. характеристики муниципального долга: источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по муниципальным гарантиям. характеристики муниципального долга: источники финансирования дефицита бюджета, верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по муниципальным гарантиям.

Одновременно с проектом бюджета разрабатываются также адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

Адресная инвестиционная программа (г.Тольятти) Наименование объектов Сумма, тыс.руб. Примечание 1.3. Освещение ул. Толстого от ГАИ до ул. Ленина 1700 Продолжение работ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Первоочередные задачи бюджетной и налоговой политики в области доходов Первоочередные задачи бюджетной и налоговой политики в области доходов Политика в области управления муниципальным долгом Политика в области управления муниципальным долгом Политика в области расходов Политика в области расходов В Тольятти в 2005 – 6 страниц В Тольятти в 2005 – 6 страниц

Долгосрочная целевая программа разрабатывает администрация, утверждает собрание представителей разрабатывает администрация, утверждает собрание представителей На основе прогнозов и Концепций На основе прогнозов и Концепций Положение о программах Положение о программах Техническое задание Техническое задание Минимальная структура: Минимальная структура: –технико-экономическое обоснование; –прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; –наименование заказчика указанной программы; –сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; –другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Риски этапа формирования Упущенные вопросы (изменения) Упущенные вопросы (изменения) Неверные расчеты Неверные расчеты Ошибки в оценке доходов и расходов (муниципальный долг) Ошибки в оценке доходов и расходов (муниципальный долг)

Бюджет сформирован, что дальше? Перед внесением проекта в представительный орган следует подумать об эффективном его представлении и информационной кампании Перед внесением проекта в представительный орган следует подумать об эффективном его представлении и информационной кампании Таблицы, графики, диаграммы приветствуются Таблицы, графики, диаграммы приветствуются

Альтернатива формирования бюджета Порто-Алегре, Сан-Пауло, С.-Петербург Порто-Алегре, Сан-Пауло, С.-Петербург Ориентация на выявление общественно-значимых проблем Ориентация на выявление общественно-значимых проблем Тематические форумы, где обсуждаются бюджетные приоритеты и цели Тематические форумы, где обсуждаются бюджетные приоритеты и цели Учет внебюджетных источников и активности при осуществлении работы Учет внебюджетных источников и активности при осуществлении работы Активное участие населения Активное участие населения

Рассмотрение и утверждение бюджетов Опыт Тольятти (3-х уровневая схема) Заключения экспертов (аналитики, юристы) Заключения экспертов (аналитики, юристы) Профильная комиссия Профильная комиссия Совет Совет Согласительная комиссия Согласительная комиссия Четвертый уровень – публичные слушания Четвертый уровень – публичные слушания

Рассмотрение и утверждение бюджетов 2 чтения - Принятие основных параметров бюджета (доходы, расходы, дефицит/профицит) - Принятие бюджета полностью (в целом) Структура муниципального правового акта о бюджете и особенности его действия

Общественное участие в БП Сущность общественного участия Сущность общественного участия Необходимость общественного участия Необходимость общественного участия Субъекты общественности Субъекты общественности Формы участия, их взаимосвязь: правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан Формы участия, их взаимосвязь: правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан

Организация и проведение слушаний (ФЗ 131-ФЗ) Публичные слушания обязательны Публичные слушания обязательны «Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний». «Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний». Целесообразно назначение ПС главой поселения Целесообразно назначение ПС главой поселения

Проблемы публичных слушаний Легитимность Легитимность Кворум Кворум Донесение информации (СМИ?) Донесение информации (СМИ?) Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение Принятие рекомендаций/резолюции Принятие рекомендаций/резолюции Политическая нечистоплотность Политическая нечистоплотность

Положение о слушаниях Требования Требования Структура Структура Приложения Приложения Организация и проведение. Основные каналы и формы информирования общественности о проведении. Выбор времени, места и формы проведения. Проведение. Результаты. Оформление и опубликование результатов.

Методика оценки финансового положения и качества управления финансами в муниципальном образовании (приказ МинФина) Эффективность бюджетного процесса