Министерство образования и науки РФ Магнитогорский государственный университет Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века Лаборатория литературоведческих исследований Педагогическое мастерство в современной школе 26 апреля 2010 г.
Педагогическое мастерство в современной школе ЭПИГРАФ Наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получали в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учёбе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни. И. В. Гёте
Педагогическое мастерство в современной школе Методика выразительного чтения (студентка 5 курса Кузовлева А.) Педагогическое мастерство в современной школе Выразительное чтение формирует внимание и развивает у ребят чуткое отношение к слову: ученики выявляют мельчайшие оттенки значения слова и авторскую позицию, постигают единство содержания и формы, понимают специфику литературного жанра, стилистические особенности литературного произведения. К. С. Станиславский
Педагогическое мастерство в современной школе Методика выразительного чтения (студентка 5 курса Кузовлева А.) Педагогическое мастерство в современной школе Была тишина, тишина, тишина… Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… Наверно, сейчас барабанить он станет… Уже барабанит! Тихо, медленно Громче, быстрее Тихо Тихо, быстрее Тихо, прислушива ясь Громко, весело Сила голоса Я памятник себе воздвиг нерукотворный Логическое ударение
Педагогическое мастерство в современной школе Методика выразительного чтения (студентка 5 курса Кузовлева А.) Педагогическое мастерство в современной школе Пауза На севере диком / стоит одиноко На голой вершине / сосна. И дремлет, качаясь, / и снегом сыпучим Одета, как ризой, / она. Словно как с испугу Раскричавшись, / к югу Журавли летят… // …смотрит храбрый князь – И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним // живая голова. Логическое Психологическое Ритмическое
Педагогическое мастерство в современной школе Методика выразительного чтения (студентка 5 курса Кузовлева А.) Педагогическое мастерство в современной школе Темп Мелодика речи С горки – ух, На горку – ух! Бух! Захватывает дух! Тсс! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то. (Темп медленный) Во сне вздохнул он что есть сил И мышь – живую! проглотил. Бедняга прибежал к врачу: (Ускорение темпа) – Я мышку съел! Я не шучу!…
Педагогическое мастерство в современной школе Диалог культур, диалог времен… (студентки 3 курса Байназарова Р., Сунаргулова Р.) Тематическое планирование Назва- ние Ч.Образовательная цель Ключевые понятия СредстваМетоды и приемы 1В мире народ- ной сказки 2Формировать у учеников представление об особенностях русских народных сказок. Развивать представление учеников о неразрывных связях между народной культурой страны, региона и сказкой. Фольклор, виды сказок сказочные формулы, сюжет, сказочные герои, постоянные эпитеты, гиперболы, зачин, концовка. Народная мораль. Словарь литературоведчес- ких терминов, статья в учебнике. «Русские народные сказки «Царевна- лягушка» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иллюстрации сказок В. Васнецова, И. Билибина. Выставка книг сказок народов мира. Объяснительно- иллюстративны й (рассказ учителя, работа с иллюстрациями) Частично- поисковый (анализ сюжета, работа по сопоставлению элементов сюжета разных сказок).
Педагогическое мастерство в современной школе Диалог культур, диалог времен… (студентки 3 курса Байназарова Р., Сунаргулова Р.) Педагогическое мастерство в современной школе Назва- ние Ч. Образовательн ая цель Ключевые понятия СредстваМетоды и приемы 2 Друж- ба народ ов 1 Через сопоставительн ый анализ русской и башкирской сказки расширить представление о своеобразии народных сказок. Выявить сходства и различия сказок разных народов. Башкир- ская народная сказка, русская народная сказка, сказочные герои, народная культура, специфи- ка языка и сказочного сюжета. Русско-башкир- ский словарь, ученические рисунки, иллюстрации к сказкам, тексты сказок «Сивка- бурка» и «Киизбай и царские дочери». Сопоставительна я таблица. Звучащая сказка на башкирском языке. Истори- ческая карта Южного Урала Объяснитель- но-иллюстра- тивный (рас- сказ учителя, работа с картой и иллюстраци- ями). Час- тично-поиско- вый (сравни- тельно-сопос- тавительный анализ русской и башкирской сказки, составление таблицы).
Педагогическое мастерство в современной школе Диалог культур, диалог времен… (студентки 3 курса Байназарова Р., Сунаргулова Р.) Педагогическое мастерство в современной школе
Диалог культур, диалог времен… (студентки 3 курса Байназарова Р., Сунаргулова Р.) Педагогическое мастерство в современной школе Назва- ние ч. Образовательна я цель Ключевые понятия СредстваМетоды и приемы 3 Шка- тулка ураль- ских сказов 1 Познакомить ребят с исто- рией и культу- рой Урала. Сопоставить народные сказки и автор- ские сказы, Выявить вли- яние истори- ческих событий и народных сказок на развитие и становление уральских сказов. Сказ, Южный Урал, герои сказов: умельцы- мастера, рабочие, казаки, сказочные персонажи Особенно- сти сказового языка. Карта Южного Урала, портрет П. П. Бажова и В. И. Машков- цева. Фотогра- фии южноураль- ских заводов, уральские пейзажи, иллюстрации к сказам. Сказы «Медной горы хозяйка» П. Бажова, «Атач – гора Магнитная» В. Машковцева. Объяснитель- но-иллюстра- тивный (рассказ учителя, работа с картой, с иллюстрация ми). Частично- поисковый (работа по сопоставлени ю сказок и сказов)
Педагогическое мастерство в современной школе Диалог культур, диалог времен… (студентки 3 курса Байназарова Р., Сунаргулова Р.) Педагогическое мастерство в современной школе Назва- ние ч. Образовательн ая цель Ключевые понятия СредстваМетоды и приемы 4 «Что за пре- лесть эти сказ- ки!» 1 Обобщить изученный материал, расширить представле- ние о сказке. Сказка, сказ, герои, волшеб- ство, народная культура, сказочные традиции. Справочные материалы, словари (антонимов, синонимов, топоними- ческие, толковые), бумага, краски, клей, карандаши, маркеры и др. Урок-проект (инсценировка, создание соб- ственной книжки и т.д.). Частично- поисковый (создание проекта- разработки заданной проблемы и защита своей работы).
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения автобиографической прозы в среднем звене: «Детство» Л. Толстого (студентка 4 курса Султанова Ю.)
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) Поэзия – Вся! – езда в незнаемое В. В. Маяковский
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла – на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы – деревней был, кривился крыш корою…
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) «Хорошее отношение к лошадям»
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) О времени написания стихотворения О тяжелой ситуации, сложившейся в стране
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
Педагогическое мастерство в современной школе Особенности изучения лирики В Маяковского в школе (студентка 4 курса Хохлова Л.) …И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь".
Педагогическое мастерство в современной школе Информационные технологии на уроках литературы (студентка 4 курса Рахмангулова А.) Педагогическое мастерство в современной школе Основные виды уроков литературы с использованием компьютерных технологий : урок-лекция заочная экскурсия уроках анализа художественного текста самостоятельная поисковая творческая работа учащихся
Японская культура
Темари и оригами
Бонсай и икебана
хокку Хокку – лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года
Мацуо Басё и Кобаяси Исса 1644 – – 1827
Обувь монаха Тропинка Басё
Ненадолго За водопадом укрылся – так начинаю Летний пост Тихо-тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот.
На две половинки Распалась ракушка. В Футами Уходит осень
В стране моей родной Цветет вишневым цветом И на полях трава.
"Море, море – мир бездонный...": пространство и время в произведениях Ч. Айтматова и Э. Хемингуэя
В о т о н о к а к о е – м о р е… Солнце светило из-за туч по весеннему щедро и ясно, и тогда море играло мериадами живых, купающихся отблесков, сверкавших до боли в глазах
Бесшумные волны нагоняли вдоль его пути белую кипень бесшумного прибоя Донесся грозный шум великой волны, выбегающей из-под плотной завесы тумана. Волна шла накатом, со все возрастающим грохотом взбунтовавшейся воды, вспучиваясь, вырастая и разрушаясь одновременно
По всему фронту суши и моря шла извечная, неукротимая борьба двух стихий – суша препятствовала движению моря, море не уставало наступать на сушу. Гудело и маялось море во тьме, набегая и расшибаясь на утесах
Наступило утро. Потом взошло солнце над морем. Переливаясь зыбкой синевой под солнцем, море было почти черным и необозримо пустынным
График изменений «настроения» моря
Море начало, борьба, опасность, красота неведомое, бесконечное, властное учит, успокаивает, пугает поиск смысла бытия Жизнь
Министерство образования и науки РФ Магнитогорский государственный университет Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века Лаборатория литературоведческих исследований Педагогическое мастерство в современной школе 26 апреля 2010 г.