Урок русского языка в 9 классе
Синтаксическая разминка Уже с огнем забегали по дому Но заревев и прыгнув из ворот Машина по пути к аэродрому Давно ушла за первый поворот. В лесу дубы под молнией как свечи Над головой сгибаются треща И дождь ломаясь на лету о плечи Стекает в черный капюшон плаща. ( К. Симонов « Старик »)
Синтаксическая разминка Уже с огнем забегали по дому, Но, заревев и прыгнув из ворот, Машина по пути к аэродрому Давно ушла за первый поворот. В лесу дубы под молнией, как свечи, Над головой сгибаются, треща, И дождь, ломаясь на лету о плечи, Стекает в черный капюшон плаща. ( К. Симонов « Старик »)
К. Паустовский писал : « Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. они существуют, чтобы виделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание ».
Тренировочное задание Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также. Сделайте вывод : какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы ? 1) От голоса Ласточки теплело на душе голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что - то тревожно зашуршало треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы правда, рассказы у него получались неплохо.
Найдите союзы, определите, какие отношения они выражают в приведенних предложениях. 1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. ( В. Белов ) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. ( А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. ( И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. ( К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два - три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. ( М. Лермонтов.) Тренировочное упражнение 1
В сложносочинённих предложениях укажите средства связи их часетей. Определите синтаксические отношения между ними ( соединительные, разделительные и т. д.). 1) Римский постарался изобразить на лице улибку, и от этого оно сделалось кислим и злим. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела … дрожащее озеро московских огней. 7) « Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу !» прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет … ( М. Булгаков ) Упражнение 2
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненних предложениях виделите грамматические основы. Составьте схему 5- го предложения. Была с.. редина марта. В.. сна в этом году вид.. лась ровная, дружная. Изр.. дка вып.. дали обильные, но короткие д.. жди. Уже ездили на к.. лесах по дорогам, п.. крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т.. чистых.. врагах, но на п.. лях осел, стал рыхлим и темным, и из ( под ) него ( кое ) где больш.. ми плешь.. нами пока.. залазь ч.. рная, жирная, парившаяся на со.. нце земля. Б.. березовые почки набухли, а барашки на вербах из белих стали ж.. литыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пч.. ли выл.. теле из ул.. ев за первым взятком, а на лесних п.. лянах ро.. копока.. запись первые подснежники. Мы с ( не ) т.. р пением ждали пр.. лета старых зн.. косых скв.. рцов этих первых пер.. летних г.. сетей, родос.. них вес.. ников в.. сны. ( По А. Куприну.) Упражнение 3