Развитие творческой личности через организацию исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы Заместитель директора по УВР МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г.Шнитке» Берсенева Ю.В.
Стратегии обучения одаренных детей Ускорение позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и углубленному учебному содержанию.
Углубление эффективно по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение этих дисциплин или областей знания.
Обогащение ориентировано на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, через погружение учащихся в исследовательские проекты.
Проблематизация предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний.
Исследовательская деятельность 1. метод (частично-поисковый, проблемный) 2. самостоятельная деятельность
Приемы, помогающие развивать исследовательские навыки: Постановка проблемных вопросов Анализ стихотворения, эпизода, сцены Сравнительный анализ Сопоставительный анализ Лингвистическое наблюдение
Проект «Где она, Джунгахора?» Памятка для исследователей Откройте поисковую систему «Яндекс» и введите вопросы, взятые из статьи. Например: Где растут тиковые деревья? Где растут лаковые деревья? и т.д. Все найденные материалы сохраните отдельным файлом «Материалы из Интернет». Когда вы обобщите материал, то вам станет ясно, какую страну имел ввиду Лев Кассиль. Найдите в Интернете физическую карту этой страны и сравните ее с описанием Джунгахоры.
Памятка для картографов Из 4-ой главы выпишите на отдельный лист описание Джунгахоры. Согласно этому описанию на ватманском листе А2 выполните карту Джунгахоры. Из 5-ой главы выпишите на отдельные листы описание герба и флага Джунгахоры, а также их толкование. Распечатайте на отдельных листах или нарисуйте герб и флаг Джунгахоры.
Задание для туроператоров Уточните у группы исследователей и картографов, какую же страну имел в виду Лев Кассиль. Составьте в любом виде (буклет, презентация и т.д.) рекламу для туристов, которые едут в Джунгахору (какова природа этой страны, достопримечательности, местные обычаи; что еще можно посмотреть туристам, что можно купить на память о Джунгахоре). ПОМНИТЕ, что вы пишете о ВЫМЫШЛЕННОЙ СТРАНЕ, поэтому смело можете фантазировать!
Проект «Наш земляк – Лев Кассиль» Цели проекта: Через знакомство с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля развивать у учащихся чувство принадлежности к малой родине. Создавать условия для личностного развития и расширения творческого потенциала учащихся. Формировать социальные компетентности учащихся.
Этапы реализации проекта: Погружение в проблему (планирование) Организация деятельности Осуществление деятельности Презентация результатов Рефлексия
Этап планирования и организации деятельности Этап ДеятельностьФормы работы Погружение в проблему (планирование) Постановка цели и задачи проекта изучение биографии писателя чтение повести «Кондуит и Швамбрания» Музейный урок (экскурсия) Самостоятельное чтение повести «Кондуит и Швамбрания» Занятие по проектной деятельности Организация деятельности в группах формирование проектных групп (микро проектов) формулирование целей и задач микро проектов Занятие по проектной деятельности
Темы работ в группах 6. Жизнь и творчество Л. Кассиля 3. Школа в книге Кассиля 2. Покровск в книге Кассиля 5. Швамбрания и другие страны, которых нет на карте (по творчеству Л. Кассиля) 4. Музей Кассиля (виртуальная экскурсия) 1. Герои Швамбрании и их реальные прототипы
Проект «Сказка и реальность: возможны ли вместе…» Цель проекта: обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений, создания своих иллюстраций к тексту.
Проект включает в себя: просмотр художественного фильма "Синегория", который дал более полное представление о героях и жизненной ситуации, в которой они оказались; посещение музея Л.А.Кассиля в г. Энгельсе; экскурсию в Областной краеведческий музей г. Саратова; экскурсию в район Затон на судоремонтный завод; посещение городской центральной библиотеки; подбор книг по теме «Саратов в годы Великой Отечественной войны»; поиск материала в сети Интернет.
«Фольклорное эхо» - 2 место на районном конкурсе проектов «Хочу все знать»
«Мир детства в повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» 1 место на муниципальной III гуманитарной конференции «Язык. Культура. Человек».
«Саратовские писатели - детям XXI века» в номинации «Поиск. Расследование» - 1 место на межрегиональной дистанционной конференции – конкурсе «Первые шаги в науку - 2»
«Что из облика городов Саратова и Энгельса перенес Кассиль в Затонск» - III место на областной научно – практической конференции «Литературное краеведение глазами школьников».
2 место на областном слете юных журналистов «Серебряное перо губернии-2010» в номинации «Мир глазами детей».
Дипломы на 18 Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»
«Сказка и реальность: возможны ли вместе» - 1 место на районном конкурсе проектов «Хочу все знать».
Значение исследовательской деятельности изменение суть преподавания: ученик не воспринимает готовый материал, а находит его и работает с ним сам, учитель же направляет, создает условия для развития и реализации потенциала учащихся.
Значение исследовательской деятельности результат исследовательской деятельности - продукт, что позволяет исследователю заявить о себе, способствует успешной социализации. формирование личности XXI века, когда основными факторами развития общества будут интеллект человека и его умение работать с информацией.