КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Правительство Калининградской области …Надо превратить Калининградскую область в хороший образец сотрудничества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА «ЗАРЕЧНЫЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ И НАУЧНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР»
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Калининградская область презентация Ученика 11 класса «В» Безе Ильи 2008 год Калининград, Россия.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Тенденции развития логистики в России и мире 1 Выставка Магазин.Логистика.Склад.2012.г.Пермь.
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Правительство Калининградской области …Надо превратить Калининградскую область в хороший образец сотрудничества России с расширяющейся Европой. Необходимо сосредоточить внимание на развитии энергетики, транспорта и связи. Надеюсь, это приведет к тому, что регион станет привлекательным и эффективно развивающимся В. Путин

1.Анализ ситуации в Калининградской областиАнализ ситуации в Калининградской области 2.Анализ бизнес-климата. Барьеры социально- экономического развития Калининградской областиАнализ бизнес-климата. Барьеры социально- экономического развития Калининградской области 3.Сценарии социально-экономического развития. Приоритетные направления деятельности в рамках стратегииСценарии социально-экономического развития. Приоритетные направления деятельности в рамках стратегии 4.Условия для разработки Стратегии развития областиУсловия для разработки Стратегии развития области 5.Целевые показатели по видам экономической деятельностиЦелевые показатели по видам экономической деятельности 6.Пространственное развитиеПространственное развитие Структура презентации

! Финляндия Норвегия ШВЕЦИЯ Дания Германия Эстония БЕЛОРУССИЯ ПОЛЬША ЛИТВА Латвия Калининград Россия РОССИЯ Калининградская область Российской ФедерацииПсков Минск Стокгольм Копенгаген Варшава Берлин 600 km 300 km IX I IX D I А Транспортный коридор I ( ViaBaltica) Транспортный коридор I A Транспортный коридор IХ Транспортный коридор IX D Паром Каунас в Киев Таллин Клайпеда Хельсинки Рига Вильнюс Гомель Орша С.- Петербург Гданьск Выборг

Темпы экономического развития Калининградской области Калининградская область Польша Литва Россия Темпы экономического роста в Калининградской области значительно выше, чем в России, Польше и Литве Темпы роста ВРП/ВВП

Сравнительный анализ: ВВП (ВРП) на душу населения (рассчитанные по паритету покупательной способности) Калининградская область Польша Литва евро Однако ВРП на душу населения значительно уступает сопредельным странам, что говорит о низкой производительности экономики Калининградской области

ВВП/ВРП Российской Федерации, Калининградской области, Литвы и Польши, в % к 1995 году

Конкурентоспособность ведущих отраслей Калининградской области рост производства рост экспорта Продукция ТЭК Машиностроение Химический комплекс Металлообработка Пищевая промышленность Текстиль Древесина и бумага СтагнацияДинамичное развитие Низкая конкурентоспособность продукции на западных рынках Высокая конкурентоспособность продукции на западных рынках Высоко конкурентоспособной на мировых рынках традиционно является топливная промышленность. Для развития других отраслей необходимо повышение конкурентоспособности их продукции на мировых рынках.

Бюджетная обеспеченность населения Калининградской области Бюджет 2006 г: Доходы = 12.5 млрд. руб. (без учета помощи федерального центра) Расходы = 13.4 млрд. руб. (План)

Показатели социально-экономического развития Калининградской области % Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума Тыс. руб. Номинальная среднемесячная заработная плата Уровень безработицы (по методологии МОТ) % Уровень бедности снижается за счет повышения уровня заработной платы и уменьшения числа безработных Показатели социально-экономического развития Калининградской области динамично улучшаются: 32 место в России в 2004 г. (37 место в 2002 г). Россия

Показатели качества жизни (в разрезе приоритетных национальных проектов) Выпуск специалистов вузами области (чел. на жителей) Россия % Образование Доступное жилье Здраво- охранение Сельское хозяйство Темпы роста производства в сельском хозяйстве Ввод жилья (чел. на жителей) Россия Средняя продолжительность жизни По качеству жизни Калининградская область отстает от средних российских показателей. Реализация 4 национальных проектов позволит улучшить ситуацию Россия Чел. Россия

Бизнес-климат Калининградской области (Ромб конкурентоспособности) Факторные условия Среда для стратегии и конкуренции фирм Смежные и вспомогательные отрасли Условия спроса [+] большой опыт внешне- экономической деятельности [+] высокая предпринимательская активность, развитый малый бизнес [+] льготные налоговый режим для работы компаний [–] высокая доля «теневой» экономики [ –] барьеры для входа на рынки ЕС [+] близость производственных цепочек западных компаний- производителей и поставщиков [+] перспектива развития обрабатывающих отраслей [–] недостаточно развитая система логистики для обслуживания экспортных и транзитных операций [+] искушенный потребительский спрос, стимулирующий развитие компаний-производителей [–] недостаточная ёмкость внутреннего регионального рынка [+] выгодное географическое положение [+] режим ОЭЗ (16-ФЗ) [–] недостаток энергоресурсов [–] недостаточная развитость транспортной инфраструктуры (авто-, авиа-, ж/д, порты) [–] низкое качество социальной инфраструктуры [–] несоответствие количества и уровня подготовки кадров потребностям экономического роста *Примечание: факторный анализ бизнес-климата Калининградской области осуществлялся по методике модели «Ромб» (Diamond) Майкла Портера

Барьеры экономического развития Калининградской области Инфраструктурные ограничения 1.Дефицит топливно-энергетических ресурсов. 2.Недостаточно развитая транспортная инфраструктура (автодороги, авиационный транспорт, морское сообщение и портовая инфраструктура) 3. Недостаточно развитая коммунальная инфраструктура (водоснабжение, газоснабжение, очистные сооружения) 4. Недостаточное качество и количество трудовых ресурсов. ограничивают возможности развития бизнеса в регионе приводят к снижению качества жизни

Барьеры экономического развития Калининградской области Институциональные ограничения 1.Недостаточная координация совместных действий на федеральном и региональном уровнях власти 2.Отсутствие института для координации и содействия инвестиционным проектам на территории области 3.Ограничения доступа к Европейским рынкам (тарифные ограничения, технические барьеры) 4.Усложнен режим въезда иностранных граждан на территорию области (усложненный порядок получения и стоимость виз) снижают инвестиционную привлекательность региона приводят к снижению темпов социально- экономического развития

Объемы прямых иностранных инвестиций в экономику эксклавов и аналогичных территорий Калининградская область Макао (Китай) Несмотря на выгодное геополитическое положение Калининградской области (схожее с положением Макао (Китай) или Сахалинской области), ее инвестиционный потенциал используется слабо Млн. долл. Сахалинская область

Возможные сценарии развития Калининградской области Базовый (инерционный) сценарий Инновационно-активный сценарий Отражает сложившиеся тенденции Постепенный, эволюционный характер изменений Базируется на интенсивных структурных сдвигах Интенсивный характер изменений на основе активных действий властей Не предполагает реализации новых масштабных проектов и стратегий Предполагает запуск новых масштабных проектов и стратегий 1. Сценарии базируются на схожих внешнеэкономических условиях ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики прогнозируется сохранение относительно высоких мировых цен на нефть 2. Внутренние условия предполагают, что развитие будет происходить в условиях финансовой стабильности. *Примечание: при определении сценариев социально-экономического развития Калининградской области использовались принципы, заложенные в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы).

Развитие человеческого капитала Отставание социальной инфраструктуры затруднение необходимого транспортного сообщения с другими регионами России, ограничение свободы передвижения; эскалация образов зарубежной культуры; угрозы возникновения конфликтов в сфере межнационального и культурного взаимодействия, вызванных миграцией населения; разрушение кадрового потенциала вузов и потенциала НИИ; ухудшение демографических характеристик и здоровья населения; сокращение финансирования образования, культуры, здравоохранения и низкий уровень инвестирования в развитие их материальной базы Вехи развития Обеспечение уровня и качества жизни сравнимых с уровнем и качеством жизни сопредельных регионов через 5 лет и с европейских стран через 10 лет. Развитие единого образовательного, интеллектуального, культурного и духовного пространств России на территории Калининградской области; Расширенное воспроизводство образовательного, научного и интеллектуального, культурного и духовного потенциалов развития области. Обеспечение социальной защиты всех слоев населения. Улучшение демографической ситуации в области. Создание привлекательных условий для обеспечения регулируемого притока мигрантов. Угрозы и риски

Развитие человеческого потенциала территории 1.Рост численности молодежи 2.Повышение роли семьи 1.Достижение современных стандартов жизни и здравостро- ительства 1.Условия для развития системы непрерывного образования 2.Интенсивные структурные сдвиги в экономике 1.Миграционная политика 2.Программы адаптации мигрантов 3.Инфраструктура для размещения мигрантов 1.«Выращивание» квалификаций для потребностей современной экономики 2.Стимулирование инновационного процесса 1.Воспроизводство рабочей силы. 2.Повышение мобильности населения.

Приоритетные направления развития Калининградской области создание факторных условий для развития бизнеса на территории области строительство новых мощностей (ТЭЦ-2) модернизация автомобильных дорог, ж/д дорог, аэровокзалов, создание портовых зон Инфраструктурные проекты Электроэнергетика 1 2 Газификация Транспортно-логистический комплекс расширение газотранспортной системы обеспечение роста экономики и увеличение доходной части бюджета региона строительство туристических комплексов встраивание в европейские производственные цепочки, аутсорсинг на территорию области Комплексные инвест-проекты Туристско-рекреационная зона Агропромышленный кластер Промышленные зоны/парки комплексное использование ресурсов с/х обеспечение процессов экономического развития и улучшение качества жизни в регионе привлечение квалифицированных кадров повышение качества человеческого капитала (инкубаторы взращивания квалификации) Поддерживающие проекты Стимулирование иммиграции Обеспечение доступным жильем Образовательно- исследовательский комплекс обеспечение жителей области доступным жильем 3 1 2

Распределение ответственности по реализации приоритетных направлений развития Электроэнергетика 1 2 Газификация Транспортно-логистический комплекс Туристско-рекреационная зона Агропромышленный кластер Промышленные зоны/парки 3 Стимулирование иммиграции Обеспечение доступным жильем Образовательно- исследовательский комплекс Федеральная власть Бизнес Региональная власть законы, финансир. обеспечение ресурсами, координация ОЭЗ (тур.-рекр.), финансир.инфр. организация производств обеспечение ресурсами, инфраструктура ОЭЗ (пром.), финансир.инфр. организация производств финансир. финансир. (нац.проект). организация, координация, финансир. финансир. финансир. (нац.проект) организация, координация, финансир. организация, координация законы, финансир. законы, ОЭЗ (порт.), финансир. финансир. (нац.проект) ЧГП реализация проектов Федеральная программа Привлечение специалистов ЧГП реализация проектов организация, координация, финансир. реализация проектов организация, инфраструктура

Горизонт стратегического планирования 1 апреля 2006 г г.2016 г.2021 г.2026 г.2031 г. 16-ФЗ Особая экономическая зона - 25 лет 13-ФЗ 10 лет ( Переходный период для импортозамещения) Стратегия развития области на 25 лет Программа 10 лет 3 года Программы и проекты, программы и проекты Трехлетние: прогноз, план развития государственного сектора экономики и бюджет области с ежегодным пересмотром ФЦП

Улучшение качества жизни населения 1. Достижение уровня жизни в области, сопоставимого с уровнем жизни населения соседних регионов за 5 лет, а за 10 лет – уровня европейских стран 2. Увеличение в несколько раз бюджетной обеспеченности на душу населения в течении 5 лет 3. Равномерное и комплексное пространственное развитие территории области 4. Опережающее развитие системы образования и технологий здравострои- тельства (образовательный комплекс и туристско-рекреационный кластер) Стратегические ориентиры (основы для разработки стратегии) 1.Организация логистики, обеспечивающей развитие всех видов транспорта 2.Обеспечение отечественным сырьем пищевой промышленности в области 3. Увеличение числа экспортно-ориентированных предприятий, использующих безопасные для окружающей среды современные технологии 4. Ускоренное развитие въездного туризма на территории области 5. Стимулирование инноваций (в производстве и других сферах) 6.Увеличение населения области на 20-30% в течение 5 лет с перспективой удвоения в течение 15 лет (стимулирование иммиграционных процессов) Ускорение экономического роста

Международный уровень Синхронизация действий и интеграция в проекты и инициативы: Европейского союза 10 стран Балтийского региона ТНК (транснациональных корпораций) Определение и уточнение: Стратегии области до 2030 года Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010г. Программы социально-экономического развития области до 2010 Интеграция и определение особого места области в реализации: Приоритетных национальных проектов Программы социально-экономического развития РФ Федеральных отраслевых стратегий и программ, ведомственных целевых программ Особых экономических зон Проектов компаний федерального уровня Национальный уровень Региональный уровень Конкретные инвестиционные проекты Кластерные инициативы Местный уровень Условия для разработки плана действий Правительства Калининградской области по реализации стратегии

Основные инструменты реализации Стратегии Перспективные кластеры Туристско-рекреационный кластер; Агропромышленный кластер; Кластер деревообработки и производства мебели; Кластер по производству сложной бытовой техники; Кластер по производству авто, мото и вело техники. Инструменты Режим Особой экономической зоны; Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года; Национальные проекты; Инфраструктурные проекты компаний федерального уровня; Кластеры. Реализация Стратегии и полное обеспечение интересов Российской Федерации в регионе невозможно без развития форм партнерства и обеспечения паритета с сопредельными странами в развитии инфраструктуры.

1.Презентация Концепции Стратегии области в Министерстве регионального развития, (февраль) 2.Презентация Концепции Стратегии области в Совете Федерации, (май) 3.Уточнение основных положений Стратегии и программы социально-экономического развития Калининградской области (март – июнь) 4.Презентация Стратегии области в СЗФО, (июнь) 5.Проведение комплексной оценки международной конкурентоспособности области (при поддержке Института по стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, руководитель проф. М. Портер) (май – октябрь) 6.Разработка и представление предложений по участию федеральных органов в процессе реализации Стратегии Калининградской области (март – июнь) 7.Разработка плана действий по реализации Стратегии Калининградской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу (март – сентябрь) 8.Презентация Стратегии Калининградской области на Саммите «Группы Восьми» в г. Санкт-Петербург (июль) 9.Презентация Стратегии Калининградской области на Восточно-Европейском экономическом форуме (сентябрь) 10.Презентация Стратегии в Министерстве экономического развития и торговли РФ (октябрь- ноябрь) План действий по разработке и созданию условий для реализации Стратегии (основные контрольные точки в 2006 году) *Примечание: Концепция Стратегии Калининградской области соответствует концептуальным основам Федеральной среднесрочной программы социально-экономического развития - конкурентоспособность человеческого капитала, бизнеса и государственных институтов.

Калининградская область должна играть особую роль в Федеральной политике 1.Опорный регион для интеграции российской экономики в европейские и мировые производственные цепочки («регион сотрудничества») и формирования условий для производства и экспорта конкурентоспособных российских товаров на европейский и мировой рынки 2.Пилотный регион для отработки основных инновационных направлений в государственном управлений, отработки современных инструментов социально-экономического развития и повышения качества жизни 3.Имиджевый проект в отношениях России и международного сообщества Место Калининградской области в федеральной политике Реализация Стратегии области потребует развития Федеральной инфраструктуры В гг. реализуется масштабная финансовая поддержка ЕС: Польша – около 12,5 млрд.Евро; Литва – свыше 1,5 млрд.Евро. В гг. реализуется ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.»: финансовая поддержка Федерального бюджета – не более 11,8 млрд.руб. Без развития инфраструктуры Федерального уровня в Калининградской области (дороги, пограничные переходы, аэродромы, порты) отставание области от стран- соседей будет увеличиваться. *Примечание: Конкурентоспособность Калининградской области необходимо рассматривать не в сравнении с другими субъектами РФ, а в масштабе стран Северной Европы и Балтийского региона.

Целевые показатели по видам экономической деятельности Промышленность Производство и распределение электроэнергии, газа и водыПроизводство и распределение электроэнергии, газа и воды Развитие транспорта Строительство Туризм Агропромышленный комплекс

Промышленность Риски и ограничения: Изменения внешнеторгового режима после вступления России в ВТО; Ужесточение технических норм и других барьеров ЕС; Изменение федеральной политики Дефицит квалифицированной рабочей силы; Сужение сырьевой базы; Несбалансированное развитие инфраструктуры; Экологические. Ключевые проекты: Строительство металлургического комбината; Организация производства по глубокой переработке леса; Промышленная зоны по производству мебели и сложной бытовой техники; Строительство мясоперерабатывающих предприятий; Организация производства сухих строительных смесей; Строительство предприятия по переработки металлоизделий; Строительство завода по переработки растительного масла.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Риски и ограничения: Рост цен на энергоресурсы и эксплуатационные нужды; Возможные ограничения со стороны ЕС; Недостаточная включенность в европейскую систему распределения энергоресурсов; Экологические Недостаточное финансирование развития энергетики; Ключевые проекты Строительство магистрального газопровода; Строительство второго и третьего энергоблоков ТЭЦ-2; Строительство припортовой нефтебазы; Обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря; Строительство нефтеперерабатывающего завода; Реконструкция и строительство ТЭЦ-1, ГРЭС-2, ГЭС-3, ГЭС-4, ветроэлектростанции.

Развитие транспорта Риски и ограничения: Проблемы транзита через Литву; Недостаточная включенность транспортной сети в европейские системы; Низкая техническая оснащенность инфраструктуры транспортных объектов; Недостаточное финансирование инфраструктурных объектов. Ключевые проекты: Строительство пограничных пунктов пропуска; Строительство глубоководного портового комплекса и припортовой станции в г.Балтийске; Модернизация железной дороги «Калининград-Балтийск», строительство железнодорожного обхода г.Калининграда; Организация терминальной системы авиагрузовых перевозок «Храброво - Чкаловск»; Строительство 700 км современных автодорог.

Строительство Риски и ограничения: Ограниченность ресурсной базы стройматериалов; Недостаток квалифицированных кадров; Ограниченность источников финансирования; Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры Ключевые проекты: Строительство двух заводов по выпуску цемента; Организация производств строительных материалов (стеновых и отделочных) и открытие карьеров; Строительство кирпично-черепичного завода.

Туризм Риски, угрозы: Ужесточение визового режима; Усложненная процедура создания малых гостиниц; Слабое развитие инфраструктуры туризма; Отрицательный имидж Калининградской области в странах ЕС как криминогенной зоны. Ключевые проекты: Привлечение операторов сетевого гостиничного бизнеса; Строительство велосипедной дорожки по берегу Балтийского моря; Создание культурно-туристического комплекса «Куршская слобода»; Строительство аквапарка площадью 6200 кв.м; Строительство яхт-клубов.

Агропромышленный комплекс Ключевые проекты: Развитие растениеводства (зерно – 1050 тыс.т в год, бобовые культуры – 160 тыс. т в год, рапс – 400 тыс. т в год) ; Строительство трех свинокомплексов (100 тыс. т живого веса в год каждый) ; Строительство современных убойных мощностей для КРС и свинины (КРС – 30 тыс. голов в год, свиньи – 900 тыс. годов в год) ; Строительство завода по переработке пшеницы (1050 тыс. т в год) ; Строительство завода по переработке рапса в биодизель (400 тыс. т в год) ; Строительство современного элеватора (450 тыс.т в год). Риски и ограничения: Изменение климатических условий; Нарушение эпидемиологической обстановки в регионе; Недостаточное финансирование объектов АПК; Недостаточная техническая оснащенность; Низкий уровень квалифицированной рабочей силы; Слабое развитие инфраструктуры; Высокий уровень издержек продукции АПК.

Пространственное развитие Калининградской области Пространственное размещение точек и осей ростаПространственное размещение точек и осей роста Ареалы демографического ростаАреалы демографического роста

Агропромышленный кластер 2010 г.