« Он не в своём уме …». Анализ III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Урок литературы в 9 классе.
Advertisements

Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
«Молчалины блаженствуют на свете».. Цель урока. Раскрыть сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным. Выяснить причины появления Молчалиных,
Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
«К ВАМ АЛЕКСАНДР АНДРЕИЧ ЧАЦКИЙ…» анализ I действия.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Урок-суд Победитель или побежденный Чацкий?. Урок-суд Проблемы: Проблемы: Чацкий – победитель или побежденный? Чацкий – победитель или побежденный? Проблематика.
А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста.
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Моя любимая книга: А. С. Грибоедов «Горе от ума» Подготовила: ученица 10 «А» кл. Олейник Кристина.
Проблема безумия в комедии «Горе от ума» План: Найти в тексте высказывания с использованием слов: «сумасшедший, безумный и т.д.» Как определяют эти понятия.
Умники и умницы. Вопросы отборочного тура Какое образование получил А.С.Грибоедов?
«Горе от ума»… все живет своей нетленной жизнью, переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности. И.А. Гончаров.
Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ I действия комедии. Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы.
Выполнила: Селиверстова Алена 9В класс Учитель: Первова Татьяна Петровна ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Презентация "Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Транксрипт:

« Он не в своём уме …». Анализ III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Явления 1-3. Анализ диалога Чацкого и Софии. - Какая цель у каждого из участников диалога ? - Что называет героиня недостатком в характере Чацкого ? - Что вкладывает Чацкий в понятие « любовь »? - Почему София отказывается от его любви ?

Явления 1-3. Чацкий хочет выяснить, кто его соперник ; София пытается уйти от разговора. Недостаток в характере Чацкого, по мнению Софии, - его непохожесть на других ; « особенностей бездна ». Для Чацкого любовь – искренность, пылкость чувств, страсть и самоотверженность. София не верит Чацкому ; понимает, что он не создан для семейной жизни, о которой она мечтает : «… эдакий ли ум семейство осчастливит ?»

Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. - Почему София предпочла Молчалина ? - Каков Молчалин, по мнению Софьи ?

Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. - София нашла в Молчалине то, чего нет у Чацкого : « доброту души »; качества настоящего семьянина : - Чудеснейшего свойства - Он наконец … - Молчалин в восприятии Софьи нравственный идеал.

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным ? - Охарактеризуйте Молчалина с точки зрения Чацкого ? Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным ? - Охарактеризуйте Молчалина с точки зрения Чацкого ?

« услужлив », « скромненький », « не богат словами », « жалкое ничтожество »: С такими чувствами, с такой душой, Любим ! Обманщица смеялась надо мной.

Молчалин в восприятии Чацкого низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен. Любить такое ничтожество невозможно. Это трагедия, горе : у Софии и Чацкого разные взгляды на жизнь. … но Чацкий этого ещё не понимает.

- Охарактеризуйте Чацкого с точки зрения Молчалина. - Что в поступках и поведении Чацкого вызывает у собеседника недоумение ?

- С точки зрения Молчалина, Чацкий странен : не пользуется тем, что ему дано от рождения, - связями, положением в обществе, не делает карьеру.

- Почему диалог Молчалина и Чацкого так важен в комедии ?

Диалог Молчалина и Чацкого раскрывает их характеры. Здесь конфликт « века нынешнего » и « века минувшего ».

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести. Чацкий и Молчалин - антиподы.

На балу у Фамусова «…Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!..»

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии ? Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии ? Бал начинается со своеобразнего парада гостей. Первой приходит чета Горичей. Пла ­ тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а « прелестный муж », человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп ­ лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска ­ зать бывшему другу. « Теперь, брат, я не тот...». Ему - то кажется, что он « не тот », потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле « не тот » он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет ­ ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по ­ воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан ­ него товарища.

Гости Фамусова С. С. СкалозубА. А. ЗагорецкийА. Н. Хлестова

Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы ­ дать замуж дочерей ; злая и язвительная графиня - внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих, « отъявленный мошенник, плут » Антон Антоныч Загорец кий, сплетник и шулер, но мастер услужить ; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся гру ­ боватой прямотой. Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого (« Уж чужих имений мне не знать !»). Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Сцена бала от ­ крыла полное одиночество Чацкого.

Что является кульминацией комедии ? Что является кульминацией комедии ? Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше ­ ствии героя. Как это произошло ? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого ? Первая реплика Софьи : « Он не в своем уме » просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась : « Не то, чтобы совсем.», но светские сплетники Г. Н., по ­ том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост ­ раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина : « А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/ Угодно ль на себя приме ­ рить ?»

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным, или это все - таки случайность ? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным, или это все - таки случайность ? Почему так быстро распространилась сплетня о сумас ­ шествии Чацкого ? Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого ? В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины « безумия » Чацкого ? Сплетня распространилась с необычайно быстротой. Почему ?

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным, или это все - таки случайность ? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным, или это все - таки случайность ? Мысли, идеалы Чацкого непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он « белая ворона ». Для них его правда звучит как оскорбление. Сплетня распространилась с необычайно быстротой. Во - первых, с точки зрения фамусовского обще ­ ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло ­ вичу не совсем нормальные поступки Чацкого :

Рождение слуха о сумасшествии А. А. Чацкого « Безумный по всему! »

Попробуй о властях и ни весть что скажет ! ( Фамусов ) Сказала что - то я он начал хохотать. ( Хлестова ) Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. ( Молчапин ) Меня модисткою изволил величать ! ( Графиня - внучка ) А мужу моему совет дал жить в деревне. ( Наталья Дмитриевна ) И общий вердикт « безумен по всему ».

Чем Чацкий их оскорбил? Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других. Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправнего действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовское общество получает право изгнать его вон. Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: «Ну кто так рано приезжает! Мы первые!» Трудно предположить, что она не заметила десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. В ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душев­ной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собрав­шиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чац­ кого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чац­кого о «мильоне терзаний». Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забы­ли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражании», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

Победитель или побежденный ? «Мильон терзаний» А.А. Чацкого «25 глупцов на однего умнего человека » А. С. Грибоедов