ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Advertisements

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Урок русского языка 5.
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом.
Омонимы. Паронимы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 6.
Урок русского языка Тема. Лексика (Подготовка к ЕГЭ) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Сибирский Кузьмина Л.С.
ЛЕКСИКА Пассивная лексика ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ ПРОФЕССИОНА- ЛИЗМЫ ДИАЛЕКТИЗМЫЖАРГОНИЗМЫ.
Морфологические явления синонимыомонимыантонимыпаронимы близкие по значению, но различные по звучанию пример: горячий, жаркий, знойный различные по значению,
КАК СДЕЛАТЬ РЕЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ? синонимы антонимы слова с переносным значением.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Лексика. Лексическая система русского языка. Выполнила: Гафурова Алина Эльдаровна ПСД-115.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Антонимы- это слова одной части речи различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Выпускная работа слушателя курсов «Информационные технологии» учителя русского языка и литературы БОУ «Вохтожской средней общеобразовательной школы 2»
Проект по русскому языку 6 класс.
Омонимы и их виды Автор Камкина Ольга, ученица 5 класса Руководитель Сысова В. А., учитель русского языка и литературы.
Т ОЧНОСТЬ РЕЧИ. РЕЧЬ ХОРОШАЯ, если имеются качества: Точность; Точность; Логичность; Логичность; Выразительность; Выразительность; Богатство; Богатство;
Презентация на тему: Студентки 23 группы Бельковой Светланы.
Транксрипт:

ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.

Омонимы Омонимы Полные Полные Частичные Частичные Слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Слова, разные по значению, совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие несколько лексических значений, т.е все их значения, связаны между собой по смыслу. Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины) слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Разновидности омонимов: Омонимы появляются в результате заимствования из других языков. Различия многозначных слов и омонимов Например: балка (брус) - заимствовано из немецкого языка и балка(овраг) - исконно русское слово.

ОМОФОРМЫ ОМОФОРМЫ – совпадение только отдельной формы слов: Лечу(от лечить – лечу (от летать) ОМОФОНЫ ОМОФОНЫ – так называемые фонетические омонимы (совпадающие по звучанию, но различные по нависанию) Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. ОМОГРАФЫ ОМОГРАФЫ – слова пишутся одинаково, но произносятся по- разному, в зависимости от ударения Пое́м – поё́́м Атлас - атлас́с

СИНОНИМЫ СИНОНИМЫ Лексические Относятся к одной части речи, различаются оттенками значения Стилистические Отличаются сферой употребления Лик-лицо- мордашка Синтаксические Разное построение, но одинаковое значение Начать работу – приступить к работе

Градация: В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: (Чак.) В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре называют паронимами. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Ошибки бывают часто связанны с неправильным пониманием смысла приставок, суффиксов, которые могут не только придавать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Самолюбие – себялюбие, союзник - сообщник ПАРОНИМЫ

Антонимы Вопрос 9: Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой - считай волком. На Руси не все караси - есть и ерши. Вопрос 10 : Широко используются писателями и поэтами, как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон. Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка - Русь. В названиях многих произведений используется антитеза: Преступление и наказание Ф. Достоевского. Оксюморон -это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда.

Общеславянские слова – унаследованы от древнерусского языка, существовавшего до V-VI вв. нашей эры. К ним относятся названия лиц по родству ; занятий и орудий труда ; жилища одежды домашней утвари. Восточнославянские – возникли в XI – XIV вв. Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков. Собственно русские слова – появились с XIV в. К ним относятся все слова, за исключением заимствований иноязычных. Старославянские - слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В IX в. Этот язык был письменным языком некоторых стран, а в конце X в. распространился на Руси. Диалектизмы характерны для речи населения какой либо области, района. Есть, например, слова, употребляемые жителями северных областей. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

Отличие историзмов от архаизмов – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали. Примеры: боярин, вече, опричник и т.д. – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. Примеры: брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щёки и т.д.

СЛОВАРИ Грамматические Филологические -двуязычные - орфографические - орфографические - орфоэпические - орфоэпические -этимологические -этимологические -исторические -исторические -фразеологические -фразеологические -иностранных слов -терминологические -терминологические-диалектные -словари языка писателей -словари речевых -словари речевых неправильностей и трудностей неправильностей и трудностей

СЛОВАРИ Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие- либо группы слов: -синонимов -синонимов -антонимов -антонимов -паронимов -паронимов Но самые давние словари – это ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ. В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по по общим свойствам вещей или понятий: Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, учитель высшей категории Республика Узбекистан.