Презентация рабочей программы по русскому языку 5 – 9 классы С. И. Львова, В. В. Львов. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация рабочей программы по курсу «Литература» 5 класс.
Advertisements

Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Обучающий семинар по теме: «Проблемы ФГОС и пути их разрешения. Преемственность от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Локальный акт Учебная рабочая программа выполняет следующие функции: - фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета; - определяет.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рабочая программа по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Рабочая программа МОУ «СОШ 50» В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Особенности составления рабочих программ по иностранному языку в основной школе Особенности составления рабочих программ по иностранному языку в основной.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Презентация рабочей программы по русскому языку 5 – 9 классы С. И. Львова, В. В. Львов. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. М.: - «Мнемозина», 2008.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 31 Г. ЧЕЛЯБИНСКА _________________________________________________________________ Рабочая программа по русскому языку 5 – 9 классы Очная форма обучения Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А. Ахматова

На обороте титульного листа Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета МОУ лицей 31 г. Челябинска Дата, год. Председатель научно-методического совета ФИО

Содержание программы перечень нормативных документов; пояснительная записка с обоснованием выбора программы; региональный компонент; школьный компонент; цели и задачи обучения; требования к умениям и навыкам; характеристика КИМов; перечень УМК по классам; тематические планирования учебного курса «Русский язык в … классе»; единый орфографический режим ведения школьной документации. приложения к рабочей программе

Структура рабочей программы 1. Перечень нормативных документов, определяющих содержание образования. 2. Пояснительная записка, обосновывающая выбор программы с учетом: ее статуса; характерных образовательных особенностей УК; статуса и профиля ОУ; уровня сформированности учебных умений и навыков школьников; методологических подходов авторов программы к обучению предмета; влияния информационных технологий на повышение качества образования; соотнесенности с содержанием Г(и)А в основной и средней школе; регионального компонента изучения предмета.

Структура рабочей программы (продолжение) 3. Цели и задачи образования. 4. Требования к знаниям и умениям учащихся. 5. Характеристика КИМов (контрольных и проверочных работ). 6. Перечень УМК для ученика и учителя. 8. Тематические планирования по классам: распределение часов; разделы программы; содержание темплана.

Перечень нормативных документов Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов, определяющих содержание языкового образования в основной школе: 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от , 1089). 2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на учебный год» от г Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от / Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области о преподавании учебного предмета «Русский язык» в гг. от / С. И. Львова. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: - «Мнемозина», 2008.

Статус программно-методического комплекса Отвечает требованиям стандарта. УМК допущен или рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Входит в федеральный перечень учебников на у. г. Получены положительные заключения на УК (указать названия организаций и данные регистрации)

Например Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. На УК, состоящий из учебника, рабочей тетради и справочных материалов (приложение к учебнику), имеются положительные заключения Российской академии наук ( /9 от ) и Российской академии образования (01-679/5/7 д от ).

Характерные или отличительные особенности УК (см. аннотацию к программе и УК) Например Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта нового поколения, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.

Методологические подходы авторов УК к системе обучения Указать, какие подходы к языковому образованию выбрали авторы УК (деятельностно-системный, дифференцированный, когнитивный и др.) и как они помогают реализовать содержание учебного материала.

Например Программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Авторы УМК также придерживаются дифференцированной системы обучения: с этой целью ими разработаны вопросы и задания разноуровневого характера. Школьникам со сниженной учебной мотивацией можно предложить эмоционально привлекательные упражнения, побуждающие к дальнейшему познавательному поиску. Таковыми являются задания, отмеченные значком «Проводим наблюдения». Учащиеся с ярко выраженными интеллектуально-волевыми усилиями могут работать с упражнениями, ставящими проблемные и эвристические задачи. Например, с упражнениями повышенной трудности под рубрикой «Обрати внимание» или заданиями, ориентированными на метапредметные цели изучения под знаком «Русский язык на других уроках». В учебнике представлен богатый культурологический материал, способствующий развитию навыков правильного, точного и выразительного использования языковых средств на материалах по речевому этикету.

Дидактико-методический материал, сопутствующий УК Обоснование выбора дополнительной учебной и справочной литературы. Краткая аннотация справочных материалов (приложений к УК), рабочих тетрадей для учащихся.

Особенности специфики школы, класса, повлиявшие на выбор УМК Статус и профиль ОУ: лицей, гимназия, общеобразовательная школа с профильным изучением предметов. Особенности учебной мотивации школьников: на что надо обратить внимание при планировании урока; какие вопросы и задания УК способствуют развитию тех или иных умений и навыков.

Например В части II УК (справочный материал, (приложение к учебнику) включены планы языкового разбора, приведен систематизированный перечень орфографических и пунктуационных правил, представлены алгоритмы и схемы. Имеются школьные «словарики» (толковый, этимологический, крылатых слов и выражений, орфоэпический) и цветные репродукции картин.

Например При выборе образовательной программы и УК учитывалась также специфика школы, ее физико- математический профиль. Учащиеся лицея преимущественно обладают логическим мышлением, что способствует успешному усвоению теоретических сведений о языке и аналитическому восприятию учебного материала. Однако у них недостаточно развиты навыки образного мышления, поэтому упражнения, нацеленные на художественную интерпретацию, эмоциональное и эстетическое переживание текстов, на создание работ различных жанров (сочинения-рассуждения, эссе, отзыв и др.), приобщают учащихся не только к искусству слова, но и предполагают свободу творческих проявлений.

Информационные технологии Цели использования информационных технологий. Техническое оснащение учебного кабинета, какова его роль в успешной реализации УК?

Например Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения (учебные кабинеты оборудованы АРМом: проектором, компьютером, сканером, копировальным аппаратом) помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция репродукций картин, справочных и дидактических материалов, презентации тем урока не только экономят время, но и дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.

Обобщения по разделу «Обоснование выбора УМК» Обобщения по разделу «Обоснование выбора УМК» Перечисление факторов, влияющих на выбор УМК: соответствие УМК целям и задачам обучения по предмету; соответствие возрастным и психологическим особенностям; соотнесенность с содержанием Г(и)А в основной и средней школе; завершенность учебной линии; обеспеченность школы УМК; результаты Г(и)А школьников, обучавшихся по данному УМК.

Например В заключение следует отметить, что интеллектуальный потенциал учащихся лицея, потребности родителей в получении качественных знаний школьниками оказали существенное влияние на выбор именно этого УМК. Учитывалось и то, что обучение по программе С. И. Львовой и В. В. Львова не нарушает преемственности, ибо имеет завершенную линию и, что очень важно, соответствует целям и задачам учебного процесса в условиях обновленного содержания языкового образования и изменившихся форм Г(и)А за курс основной и средней школы. Авторы УМК, предлагая новаторский, интересный и нестандартный учебный материал по содержанию, ориентировались на Примерные программы по русскому языку, где сохранилось традиционное распределение тем и часов по классам.

Региональный компонент Соотношение с федеральным компонентом по кол-ву часов (10 – 15% от учебного плана). Цели и задачи обучения РК (см. Метод. письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык»… в у. г.» Способы включения РК в учебный план: модуль, спецкурс. Соотнесенность выбранных направлений изучения РК с тематическими разделами программы.

Например Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе: 5 класс – 20 часов; 6 класс – 20 часов; 7 класс – 14 часов; 8 класс – 10 часов; 9 класс – 7 часов. Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели: - обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности; - повышение языковой культуры учащихся; - знакомство с национально-культурным колоритом языка; - овладение речевым этикетом. В классах реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые включены модульным курсом в тематические разделы программы «Текстоведение», «Функциональные разновидности языка» и др. Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.

Школьный компонент программы Примерные направления реализации ШК: текстоведение; уроки словесности: от анализа текста – к сочинению; история языка; интегрированные уроки, если обоснованы программой (например, «МХК на уроках русского языка»).

Например Учебный курс русского языка для 5 – 9 классов направлен на всестороннее развитие личности. С этой целью авторы программы реализуют идею межпредметных связей с другими школьными дисциплинами («Русский язык на других уроках»). Они отмечают, что эстетическая функция русского языка раскрывается не только в процессе лингвистического анализа лучших образцов художественной литературы, наблюдений за красотой и богатством языка, но и в процессе осознания значимости национальной культуры «Живопись – самое прекрасное из всех искусств: в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями», - это высказывание Поля Гогена взято за основу реализации интегрированного курса «МХК на уроках русского языка». В части II УК под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова помещены цветные репродукции картин выдающихся русских художников XIX и XX веков. Тематика картин, отражающая проблемы морали, нравственности, семьи, способствует формированию духовного мира. Уроки по обучению написания сочинений по картине, уроки-экскурсии по залам русских музеев с использованием Интернет- ресурсов, комплексный анализ искусствоведческих текстов в полной мере раскрывают эстетическую и культурологическую функцию русского языка и обогащают внутренний мир школьника.

Цели и задачи обучения Цели и задачи, связанные * с развитием интеллектуальной деятельности; * с формированием мировоззренческой позиции; * с процессом учебной деятельности; * с формированием организационной деятельности.

Например Цели и задачи, связанные с развитием интеллектуальной деятельности: поддерживать познавательный интерес к предмету; совершенствовать творческую инициативность учащихся; способствовать стремлению школьников формировать свой интеллектуальный потенциал; с формированием мировоззренческой позиции: направлять мыслительную деятельность школьников на осознанное формирование социально активной личности; способствовать овладению нормами нравственности, регулирующими поведение в обществе; ориентировать школьников на целенаправленное самосовершенствование в культурном, интеллектуальном и нравственном плане; с процессом учебной деятельности: организовать процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; совершенствовать базовые умения и навыки по предмету; сформировать информационную культуру школьников: умение извлекать полезную и нужную информацию из различных источников. применять в практике речевого общения (устного и письменного) полученные знания; с формированием организационной деятельности: сформировать у школьников умения: определять цели и задачи собственной деятельности; планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Требования к умениям и навыкам учащихся Например Учащиеся по окончании основной школы должны знать и уметь: знать базовые теоретические сведения о языке; уметь применять в практике речевого общения (устного и письменного) основные орфоэпические, лексические и грамматические нормы современного русского языка; владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом; владеть навыками компрессии (сжатия) текста; уметь информационно перерабатывать текст (сжатый, аналитический пересказ); уметь анализировать текст: выделять главное и второстепенное; уметь создавать письменные и устные высказывания на заданную тему, (сочинения-рассуждения на лингвистическую или мировоззренческую тему в формате Г(и)А); соблюдать Единый орфографический режим; уметь пользоваться словарями разных типов и справочной литературой.

Характеристика КИМов (контрольных и проверочных работ) Соответствие содержания КИМов стандарту образования. Соотнесенность с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Соотнесенность с содержанием Г(и)А в основной и средней школе.

Например Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за каждый курс обучения. Изучение русского языка в основной школе направлено на формирование функциональной грамотности, совершенствование мыслительной деятельности и речевой культуры учащихся. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом, а также базовыми лингвистическими и языковыми знаниями. В 9 классе особое внимание при составлении КИМов уделено тем видам работ, которые нацеливают на успешное прохождение государственной итоговой аттестации за курс основной школы.

Структура КИМов Например Структура КИМов соотносится с оценкой качества образования: контроль за уровнем практической грамотности, проверка уровня владения речевыми и языковедческими умениями и навыками. Исходя из этого, КИМы распределены по тематическим блокам и видам работ: Блок 1. Выявление уровня практической грамотности (диктант, письмо по памяти, тест и др.); Блок 2. Диагностика умений информационно перерабатывать текст (подробное и сжатое изложение). Блок 3. Диагностика умений создавать текст различных жанров на заданную тему (сочинение). Блок 4. Выявление уровня владения приемами текстоведения (комплексный анализ текста) Блок 5. Диагностика уровня языковой и лингвистической компетенции (теоретические сведения о языке): зачеты, тесты, задания с выбором ответа и кратким ответом.

Примерный план контроля по выявлению уровня языковой образованности учащихся 9-х классов п/п Блок 1 Объект контроля Блок 2 Объект контроля Блок 3 Объект контроля Тип задания Сроки провед. 1 Орфография и синтаксис: уровень практической грамотности Тест Сентябрь 2 Изложение: уровень овладения приемами компрессии (сжатия текста) Аудирование Октябрь 3 Часть А, В: уровень языковой и лингвистиче ской компетенци и. Задания с выбором ответа и кратким ответом Октябрь

Дидактическое и методическое обеспечение УМК под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова КлассУК для ученика Метод. пособия для учителя 5 1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Ч. I, II, III. М.:-«Мнемозина», Соловьева Т. В. Словарик современного школьника. 5 – 9 классы. Челябинск: -«Взгляд», Львова С. И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Основной курс. Элективные курсы. М.:-«Мнемозина», Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Пособие для учителя. М.:-«Дрофа», Журавлева Л. И. Русский язык в алгоритмах. Челябинск: – Южн.-Урал. книжное издательство, Заполняется по всем классам

Тематическое планирование курса «Русский язык в … классе» Распределение часов Кол-во часов в год Кол-во часов в неделю Из них Кол-во часов по программе Школ комп. НРК модуль Контр. и пров. работы

Распределение тем п/п Разделы программы Кол-во часов Напр. ШК МХК на уроках р. я. 1. Русский литературный язык Повторение изученного в 5 – 8 классах Текстоведение 77 4 Синтаксис и пунктуация Сложное предложение как единица синтаксиса Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение 155

Разделы тематического планирования ур ок ов Темы занятий Кол-во часов НРКНаправление ШК Диагности ка и контроль

Единый орфографический режим ведения школьной документации Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе: требования к оформлению записей, ведению тетрадей; образцы оформления; требования к оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе; порядок проверки письменных работ учителем.

Приложение к рабочей программе Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Спецификация итоговых работ по классам. Демонстрационные варианты итоговых работ. Критерии оценивания работ. Критерии оценивания Г(и)А за курс основной школы. Классификация ошибок (речевых, грамматических, фактических)

Автор презентации «Рабочей программы по русскому языку. 5 – 9 классы. Очная форма обучения» Н. М. Пащук, главный специалист МОУ лицей 31 г. Челябинска