От обслуживания к сопровождению. К вопросу о необходимости модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации От обслуживания к сопровождению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От обслуживания к сопровождению. К вопросу о необходимости модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации От обслуживания к сопровождению.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Результаты реализации инновационной социальной программы Результаты реализации мероприятий Основное нарушение при планировании: неконкретны, неизмеримы,
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Конкурс инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программам Фонда на годы в помощь специалистам органов исполнительной.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы"
СТРУКТУРА 1.Анализ реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 г. 2.Описание мер по модернизации.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Министр финансов Калининградской области Порембский В. Я. Концепция программы Калининградской области « Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской.
Транксрипт:

От обслуживания к сопровождению. К вопросу о необходимости модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации От обслуживания к сопровождению. К вопросу о необходимости модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации

Актуальность Современные модели и подходы, основанные на уважении прав и достоинств личности, нацеленные на индивидуальный подход и максимальный результат интеграции в сообщество, не реализуются в существующей системы социального обслуживания в РФ, т.к. базовые идеологические принципы этой системы практически не изменились с советского периода. Предлагаемые Министерством труда и социальной защиты законодательные инициативы не меняют этой ситуации. Современные модели и подходы, основанные на уважении прав и достоинств личности, нацеленные на индивидуальный подход и максимальный результат интеграции в сообщество, не реализуются в существующей системы социального обслуживания в РФ, т.к. базовые идеологические принципы этой системы практически не изменились с советского периода. Предлагаемые Министерством труда и социальной защиты законодательные инициативы не меняют этой ситуации.

Обоснование для предлагаемых идеологии, методологии и подходов Международные обязательства РФ по ратифицированным Конвенциям ООН о правах человека, о правах ребенка, о правах инвалидов. Международные обязательства РФ по ратифицированным Конвенциям ООН о правах человека, о правах ребенка, о правах инвалидов. 13,5 млн. лиц с инвалидностью и не менее 2 млн. членов их семей станут бенефициарами нового закона «Об основах социального обслуживания в РФ (из общего числа 19,5 млн., заявленных предыдущим Министерством здравоохранения и социального развития) 13,5 млн. лиц с инвалидностью и не менее 2 млн. членов их семей станут бенефициарами нового закона «Об основах социального обслуживания в РФ (из общего числа 19,5 млн., заявленных предыдущим Министерством здравоохранения и социального развития) Цели, задачи Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на » Цели, задачи Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на » Построение идеологии из принципов учета компонентов наиболее сложной трудной жизненной ситуации обеспечивает максимальные условия для разрешения менее сложной ТЖС. Построение идеологии из принципов учета компонентов наиболее сложной трудной жизненной ситуации обеспечивает максимальные условия для разрешения менее сложной ТЖС.

Методологическое обоснование. Процесс возникновения инвалидности- процесс возникновения трудной жизненной ситуации Персональные факторы Факторы окружающей среды Принципы жизни в сообществе Взаимодействие Системы организма Сохранность Нарушение Способность Возможность Невозможность Социальное участие Социальная исключенность Факторы риска Условия Поддержка Преграда

Природа ТЖС Трудная жизненная ситуация (ТЖС) определяется комплексом социальных трудностей человека (семьи), большая часть которых связана с отношенческими и средовыми препятствиями на пути максимально «полного и эффективного участия в жизни общества наравне с другими". Трудная жизненная ситуация (ТЖС) определяется комплексом социальных трудностей человека (семьи), большая часть которых связана с отношенческими и средовыми препятствиями на пути максимально «полного и эффективного участия в жизни общества наравне с другими".

Субъект Факторы окружающей среды = трудная жизненная ситуация 5.Толерантность общества 4. Нормативно-правовая база 3. Формы управления 2. Инфраструктура (доступность) 1. Специалисты (качество) Факторы окружающей среды, определяющие ТЖС Ребенок с инвалидностью Члены семьи Семья в трудной жизненной ситуации КОМПЛЕКСНЫЙПОДХОДКОМПЛЕКСНЫЙПОДХОД

Концептуальные проблемы понятия «обслуживание» Существующая система обслуживания определяет параметры «ответа» на социальный запрос только в части работы специалистов. Существующая система обслуживания определяет параметры «ответа» на социальный запрос только в части работы специалистов. Система «обслуживания» декларирует мультидисциплинарный подход, но не обеспечивает его реализацию. Принцип комплексности в системе обслуживания предполагает «набор» специалистов, каждый из которых «обслуживает» клиента в рамках узкой профессиональной задачи, без учета оценки всей «трудной жизненной ситуации»Возникаютпроблемы эффективности, чрезмерной затратности, неудовлетворенности качеством услуг Система «обслуживания» декларирует мультидисциплинарный подход, но не обеспечивает его реализацию. Принцип комплексности в системе обслуживания предполагает «набор» специалистов, каждый из которых «обслуживает» клиента в рамках узкой профессиональной задачи, без учета оценки всей «трудной жизненной ситуации». Возникают проблемы эффективности, чрезмерной затратности, неудовлетворенности качеством услуг Результат «обслуживания» выливается в то, что «клиент» в большинстве случаев практически навсегда остается «клиентом» социальных служб Результат «обслуживания» выливается в то, что «клиент» в большинстве случаев практически навсегда остается «клиентом» социальных служб Многообразие социальных проблем нарастает и государство, по факту, вынуждено множить различные виды неэффективно работающих учреждений, чтобы ответить на социальный запрос. Многообразие социальных проблем нарастает и государство, по факту, вынуждено множить различные виды неэффективно работающих учреждений, чтобы ответить на социальный запрос.

Социальное обслуживание трудной жизненной ситуации Врачи педагоги психологи Социальный работник Набор услуг в различных учреждениях системы юрист Получатель услуги ЗАПРОСЗАПРОС Члены семьи ТЖСТЖС Отсутствие комплексной Оценки ТЖС и взаимодействия специалистов и структур ПРОБЛЕМЫКООРДИНАЦИИПРОБЛЕМЫКООРДИНАЦИИ ПРОБЛЕМЫПРЕОДОЛЕНИЯТЖСПРОБЛЕМЫПРЕОДОЛЕНИЯТЖС Ребенок с Инвалидностью

Альтернатива: социальное сопровождение трудной жизненной ситуации Клиент ЗАПРОСЗАПРОС Члены семьи Ребенок с инвалидностью ТЖСТЖС 1. Региональные (муниципальные) Вневедомственные Социальные комиссии -Межведомственная/ межсекторная координация -меры по профилактике ТЖС, -информационная политика -статистика -программно-целевое планирование бюджета -Заказ на рынке услуг (выбор-качество) -Создание фондов местного сообщества -Общественный контроль 2.Междисциплинарная Оценка трудной жизненной ситуации Командой Специалистов (по запросу клиента/в партнерстве) = ИПС (цель, задачи, объем, время, ресурсы, мониторинг, инструменты оценки качества) РАЗРЕШЕНИЕТЖС РАЗРЕШЕНИЕТЖС

Профессиональные подходы.Альтернатива. Междисциплинарная модель (работа проходит на основе взаимодействия, обслуживание более скоординировано и интегрировано, команда ответственна), что предполагает совместные встречи и обсуждения специалистов : Междисциплинарная модель (работа проходит на основе взаимодействия, обслуживание более скоординировано и интегрировано, команда ответственна), что предполагает совместные встречи и обсуждения специалистов : - на этапе оценки трудной жизненной ситуации - на этапе оценки трудной жизненной ситуации - при разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения (ИПС) - при разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения (ИПС) - при оценке эффективности программы и ее возможной модификации - при оценке эффективности программы и ее возможной модификации Данные технологии не только обеспечивают качество услуги, но и дают прозрачные критерии оценки их результативности, что практически отсутствует в сложившейся системе социального обслуживания в РФ. Данные технологии не только обеспечивают качество услуги, но и дают прозрачные критерии оценки их результативности, что практически отсутствует в сложившейся системе социального обслуживания в РФ.

Профессиональные подходы.Альтернатива. Командная работа специалистов различных профилей направлена на нормализацию жизни человека, группы людей, оказавшихся в «трудной жизненной ситуации». Командная работа специалистов различных профилей направлена на нормализацию жизни человека, группы людей, оказавшихся в «трудной жизненной ситуации». Соответственно, нормализация – это система действий, обеспечивающих максимально качественные (определение критерий) условия жизни для человека, находящегося в «трудной жизненной ситуации». Соответственно, нормализация – это система действий, обеспечивающих максимально качественные (определение критерий) условия жизни для человека, находящегося в «трудной жизненной ситуации». Непременные условия нормализации: Непременные условия нормализации: - возможность самостоятельно изменять что- то, - возможность самостоятельно изменять что- то, - выражать собственное желание, - выражать собственное желание, - право знать, что собираются делать. - право знать, что собираются делать.

Организационные решения. Сохранение принципов формирования учреждений «до 18», «18+» Сохранение принципов формирования учреждений «до 18», «18+» Вертикально/горизонтальная система центров /служб обеспечивает прием клиентов своей категории с применением технологий междисциплинарной модели. Основной задачей команды является выявление запроса, комплексная оценка проблемы и составление индивидуальной программы сопровождения (ИПС)с учетом запроса клиента с последующим сопровождением. Вертикально/горизонтальная система центров /служб обеспечивает прием клиентов своей категории с применением технологий междисциплинарной модели. Основной задачей команды является выявление запроса, комплексная оценка проблемы и составление индивидуальной программы сопровождения (ИПС)с учетом запроса клиента с последующим сопровождением. Прием клиентов и оказание услуг по сопровождению могут осуществлять профильные НКО, другие юридические лица, вошедшие в региональный реестр поставщиков услуг. = Прием клиентов и оказание услуг по сопровождению могут осуществлять профильные НКО, другие юридические лица, вошедшие в региональный реестр поставщиков услуг. = Общая база данных – (региональный) муниципальный заказ Общая база данных – (региональный) муниципальный заказ Формирование рынка услуг Формирование рынка услуг

Индивидуальная программа сопровождения ИПС строится на проектном подходе (соинтегрирована с ИПР и рекомендациями ПМПК при наличии) : ИПС строится на проектном подходе (соинтегрирована с ИПР и рекомендациями ПМПК при наличии) : оценка проблем ТЖС – постановка задач оценка проблем ТЖС – постановка задач деятельность для решения задач деятельность для решения задач оценка ресурсов (инфраструктура, кадры, финансы и т.д.), необходимых для реализации видов деятельности оценка ресурсов (инфраструктура, кадры, финансы и т.д.), необходимых для реализации видов деятельности = межведомственное ПРОГРАММНО- ЦЕЛЕВОЕ планирование бюджета. = межведомственное ПРОГРАММНО- ЦЕЛЕВОЕ планирование бюджета.

Управление, координация. Вневедомственная региональная социальная комиссия по ТЖС (межведомственная/межсекторная) Вневедомственная региональная социальная комиссия по ТЖС (межведомственная/межсекторная) + + Муниципальные (волостные) социальные комиссии по ТЖС Муниципальные (волостные) социальные комиссии по ТЖС = = анализ, оценка, разработка мероприятий по профилактике ТЖС, создание условий для частно- государственного и общественно-государственного партнерства, планирование, мониторинг деятельности и расходования средств анализ, оценка, разработка мероприятий по профилактике ТЖС, создание условий для частно- государственного и общественно-государственного партнерства, планирование, мониторинг деятельности и расходования средств Реестр социальных учреждений различных форм собственности Реестр социальных учреждений различных форм собственности Региональное (муниципальное) формирование задания по результатам оценки объема ИПС с учетом финансирования из различных источников : государственное финансирование (федеральный стандарт + региональный компонент) + благотворительность + платные услуги + гранты + волонтерский труд Региональное (муниципальное) формирование задания по результатам оценки объема ИПС с учетом финансирования из различных источников : государственное финансирование (федеральный стандарт + региональный компонент) + благотворительность + платные услуги + гранты + волонтерский труд Заказ на рынке социальных услуг Заказ на рынке социальных услуг

Ожидаемые результаты. Работа социальных комиссий позволит осуществлять гибкую схему распределения зон ответственности и будет формировать механизмы взаимодействия различных участников для достижения общего результата. Работа социальных комиссий позволит осуществлять гибкую схему распределения зон ответственности и будет формировать механизмы взаимодействия различных участников для достижения общего результата. Формирование инструментов управления и принятия решений на муниципальном уровне с привлечением общественности позволит осуществлять работу по профилактике ТЖС, осуществлять семейно- ориентированную и адресную поддержку людей в ТЖС, активизирует местные сообщества для решения социальных проблем, обеспечит развитие инструментов общественного контроля Формирование инструментов управления и принятия решений на муниципальном уровне с привлечением общественности позволит осуществлять работу по профилактике ТЖС, осуществлять семейно- ориентированную и адресную поддержку людей в ТЖС, активизирует местные сообщества для решения социальных проблем, обеспечит развитие инструментов общественного контроля Горизонтальная и вертикальная координация позволят обеспечить комплексное (согласованное на начальном этапе возникновения проблемы) решение по каждому случаю. Горизонтальная и вертикальная координация позволят обеспечить комплексное (согласованное на начальном этапе возникновения проблемы) решение по каждому случаю. Сочетание междисциплинарного подхода и межведомственной/межсекторной координации позволят достигать результатов, которые в значительной степени снизят риски рецидивов «трудных жизненных ситуаций» и, соответственно, будут снижать как социальное напряжение, так и бюджетную нагрузку. Сочетание междисциплинарного подхода и межведомственной/межсекторной координации позволят достигать результатов, которые в значительной степени снизят риски рецидивов «трудных жизненных ситуаций» и, соответственно, будут снижать как социальное напряжение, так и бюджетную нагрузку.

Ожидаемые результаты Подобная организация и подходы дают возможность формирования реальной статистической базы по различным категориям клиентов, что, в свою очередь, позволяет: Подобная организация и подходы дают возможность формирования реальной статистической базы по различным категориям клиентов, что, в свою очередь, позволяет: 1. оценить количество и профессиональную компетенцию необходимых специалистов 1. оценить количество и профессиональную компетенцию необходимых специалистов 2. систематизировать и оптимизировать рынок социальных услуг, сделать его личностно и семейно- ориентированным 2. систематизировать и оптимизировать рынок социальных услуг, сделать его личностно и семейно- ориентированным 3. оценить финансовые потребности 3. оценить финансовые потребности 4. формировать бюджетную стратегию в социальной сфере, планируя различные источники (федеральный, региональный, благотворительный, грантовый и т.д ) – применение проектных ( ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ) подходов в формировании бюджета 4. формировать бюджетную стратегию в социальной сфере, планируя различные источники (федеральный, региональный, благотворительный, грантовый и т.д ) – применение проектных ( ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ) подходов в формировании бюджета 5. планировать развитие региональной инфраструктуры в сфере социального сопровождения с учетом запроса 5. планировать развитие региональной инфраструктуры в сфере социального сопровождения с учетом запроса

ВЫВОДЫ Предлагаемый законопроект «Об основах социального обслуживания» не соответствует современным запросам и требованиям. Предлагаемый законопроект «Об основах социального обслуживания» не соответствует современным запросам и требованиям. Любые поправки, связанные с расширением форм услуг, основанных на принципах сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство и т.д.) не могут быть обеспечены настоящим законопроектом в силу совершенно иных концептуальных подходов, а в случае формального включения, повлекут за собой неподъемные бюджетные обязательства без обеспечения инструментов для качественных результатов. Любые поправки, связанные с расширением форм услуг, основанных на принципах сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство и т.д.) не могут быть обеспечены настоящим законопроектом в силу совершенно иных концептуальных подходов, а в случае формального включения, повлекут за собой неподъемные бюджетные обязательства без обеспечения инструментов для качественных результатов. Необходима идеологически новая концепция законопроекта, которая позволит развивать современные решения в профессиональной области, институциональном развитии, что, в свою очередь, обеспечит качественно иные результаты даже без серьезного дополнительного бюджетного финансирования. Необходима идеологически новая концепция законопроекта, которая позволит развивать современные решения в профессиональной области, институциональном развитии, что, в свою очередь, обеспечит качественно иные результаты даже без серьезного дополнительного бюджетного финансирования. Профильные НКО готовы принять участие в разработке такой концепции и планов по реализации шагов для модернизации системы социального обслуживания в РФ. Профильные НКО готовы принять участие в разработке такой концепции и планов по реализации шагов для модернизации системы социального обслуживания в РФ.