«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создана в 17 веке. Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным. Главное в них – намёк. Автор намекает на что-то, а мы.
Advertisements

Учиться – значит проникать в сердцевину вещи. Открой её душу, переживи – тогда и родится стих. Мацуо Басё.
Япония - страна восходящего солнца Страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Олицетворение. Хокку Дзёсо, Басё. В. Шефнер «Середина марта». И. Грабарь «Мартовский снег».
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
В гостях у вишнёвых цветов… (Японские трёхстишия – хокку. 7 класс) Автор работы: Шершнёва Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
Знакомство с японской классической поэзией Березники, 2007 г.
Образ художественной культуры Японии. Отношение к красоте природы.
Японцы во всём стремятся к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Наиболее популярные виды искусства: бонсай; икебана; оригами; литературная.
Японская поэзия Хокку ( хайку ). Как хорошо, Когда, на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин …
Тема урока Красота в простом… Чередование звуков в корнях слов.
Особенности японской поэзии на примере хокку Автор: Шунайлова Алёна, МОУ 94, г. Челябинска 11 класс А. Руководитель: Денисенко И.Г., учитель русского языка.
Японские трехстишия хокку Выполнила Ененко М.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 63»
Путешествие в Японию Японские трехстишия - хокку.
Тема урока: _________________________ _________________________.
Удивительный мир хокку (хайку). Слово скажу – Леденеют губы. Осенний вихрь! Басё Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашен. Исса.
Учитель МОУ СОШ6 с Архангельского Максимова С.А..
Транксрипт:

«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова Регина Владимировна

Один из профессиональных авторов хокку – знаменитый Мацуо Басё ( ). Он признан классиком японской поэзии. Басё родился в 1644 г. в семье самурая, начал рано писать стихи. В 1672 г. принял монашеский постриг, стал бродячим монахом. Его поэзия отличается возвышенным строем чувств и жизненной правдой.

В быту японцев укоренились традиции коллективного любования поэтическими явлениями природы. Зимой – свежевыпавшим снегом; весной – цветением сливы, сакуры; осенью – багряной листвой горных клёнов.

Эстетическим критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана (искусство аранжировки цветов), живописные миниатюры, небольшие фигуры нэцкэ.

Можно написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж, тщательно прорисовав все детали. А можно картину наступающей осени передать по-другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём. Зрители сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Недосказанность, намёк, незавершённость – на этом основано японское искусство.

Что же такое хокку? Хокку – кристаллы поэзии. Короткое, всего в три строчки стихотворение. Появился этот жанр в XVII веке, создателями его были не аристократы, а простые жители. Авторы хокку подмечали что-то необычное в привычных предметах явлениях. 2-3 умелых штриха давали читателю возможность ярко представить себе небольшой эпизод.

Камелии лепестки. Может быть, соловей уронил Шапочку из цветов. Срезал пион – И себе настроение испортил На целый вечер. (Бусон)

Один из профессиональных авторов хокку – знаменитый Мацуо Басё ( ). Он признан классиком японской поэзии. Басё родился в 1644 г. в семье самурая, начал рано писать стихи, увлёкся китайской поэзией. В 1672 г. принял монашеский постриг, стал бродячим монахом. Его поэзия отличается возвышенным строем чувств и жизненной правдой.

Лёд растаял в пруду, И снова зажили дружно Вода с водою. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей-дружок! В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеется свежий срез.

Неподвижно висит Тёмная туча в полнеба… видно, молнию ждёт. Ты не думай с презреньем: «Какие мелкие семена!» Это ведь красный перец. Объясните письменно, как вы понимаете одно из этих хокку

Домашнее задание В представлении японцев каждый образованный человек должен владеть мастерством стихосложения. Поводом может быть любая ситуация, любое раздумья, любое впечатление. Попробуйте создать своё собственное хокку и нарисовать иллюстрацию к нему.