Основы регулирования деятельности депозитных и недепозитных институтов Тимоти Лайман – Советник по правовым вопросам CGAP Consultative Group to Assist.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Advertisements

Руководящие принципы CGAP 1 по регулированию и надзору в секторе микрофинансирования – какое значение они имеют для практиков? Вторник, 6 апреля 2004 г.
БАНК РОССИИ КАК ОРГАН РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Подготовил: Кортоев Ислам, БУ 2-1 м. Некоммерческие организации (НКО) играют важнейшую роль в мировой экономике и во многих национальных экономических.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Building Financial Systems for the Poor Влияние глобального финансового кризиса на микрофинансирование – с точки зрения международного сообщества Санкт-Петербург,
Разнообразие услуг и комплекс мероприятий на местном уровне Т. Колин, Кишинев, ноября 2009 года.
Экологический надзор является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, при этом его следует понимать в нескольких аспектах.
Финансовые кооперативы: развивающиеся модели, управление рисками и регулирование Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию.
11 Развитие системы дистанционного обслуживания клиентов с использованием технологии branchless banking: опыт других стран V Ежегодная конференция РМЦ,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
1 Торговля электроэнергией нуждается в лучшем регулировании ! Йоханнес Киндлер, Вице-президент Федерального Сетевого Агентства IV Всемирный Форум по регулированию.
Презентация магистерской диссертации На тему : «Методики оценки рисков корпоративных клиентов» Выполнил: Родионов К.В. Научный руководитель: Васенкова.
Правовое регулирование банковской деятельности
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
II Международная конференция «Современные платежные системы и расчеты: новые тренды и технологии» Киев, 13 – 14 марта 2013 г. «…Рынок банковских услуг:
Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
1 Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взаимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. Михаил Мамута, Президент.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Транксрипт:

Основы регулирования деятельности депозитных и недепозитных институтов Тимоти Лайман – Советник по правовым вопросам CGAP Consultative Group to Assist the Poor

2 Для меня большая честь принять участие в сегодняшней встрече, чтобы … обсудить успешный мировой опыт регулирования и контроля микрофинансовой деятельности и возможность его использования в России

3 Для начала позвольте сказать несколько слов о деятельности CGAP CGAP объединяет все крупные двусторонние и многосторонние институты, занимающиеся микрофинансированием во всем мире Секретариат CGAP находится в структуре Всемирного Банка Я имею честь работать Советником СGAP по вопросам политики правового регулирования микрофинансовой деятельности.

4 Сегодня я хотел бы осветить несколько вопросов, …чтобы определить контекст для сегодняшнего дальнейшего обсуждения вопросов регулирования и надзора микрофинансовых институтов в России Дальнейшее обсуждение проведут российские эксперты на основе опыта Российской Федерации Но начать я хотел бы с обсуждения мирового опыта, который может быть значимым в контексте России

5 Как многим известно… CGAP объединил опыт регулирования и контроля микрофинансовой деятельности, накопленный за два с лишним десятилетия в разных странах, в документе под названием «Руководящие принципы регулирования и надзора в секторе микрофинансирования» Мое выступление основано на этих принципах

6 В «Руководящих принципах» под микрофинансированием понимается… …спектр финансовых услуг, в которых нуждается малоимущее население, не имеющее возможности получить эти услуги непосредственно у традиционных финансовых институтов, например, у банков В названии самих услуг и организаций, которые их оказывают, не обязательно присутствует термин «микрофинансирование» Законы и иные нормы, регулирующие микрофинансовую деятельность, также не обязательно содержат этот термин

7 Однако, несмотря на терминологию… …отдельные устойчивые принципы регулирования финансовой системы применяются в сфере микрофинансирования в той же мере, в какой они применяются к традиционным финансовым институтам при оказании ими соответствующих услуг Наиболее важным из этих принципов является принцип соблюдения баланса между мерами, направленными на защиту целостности и устойчивости финансовой системы, и мерами, нацеленными на развитие финансовой системы.

8 Этот баланс особенно важен… …для микрофинансирования: излишняя направленность усилий на защиту финансовой системы может ущемить интересы малоимущего населения, ограничив их доступ к необходимым финансовым услугам но излишняя концентрация усилий на обеспечении доступа к финансовым услугам (при недостаточном внимании к защите финансовой системы) также может привести к очевидному нарушению интересов малоимущих

9 Как должен обеспечиваться этот баланс? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести границу между различными направлениями регулирования финансовой системы, перед которыми стоят совершенно разные задачи

10 Пруденциальное регулирование… … нацелено на защиту финансовой устойчивости лицензируемых финансовых посредников, чтобы предотвратить нестабильность финансовой системы и потерю средств вкладчиков (Пруденциальный надзор - это интенсивный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования, а в случае опасности банкротства финансового института пытается принять меры по исправлению ситуации)

11 Непруденциальное регулирование … … не совсем точный термин, обозначающий любое регулирование финансовых институтов, не имеющее целью защиту платежеспособности регулируемых институтов. Непруденциальное регулирование может преследовать много различных целей, но одной из наиболее общих и важных является обеспечение прозрачности– доступности информации о деятельности финансовых организаций для регулирующих органов и общественности

12 Каким образом это различие… … между пруденциальным регулированием и надзором и непруденциальным регулированием относится к соблюдению баланса между мерами, направленными на защиту целостности и устойчивости финансовой системы, и мерами, нацеленными на ее развитие? Эффективное пруденциальное регулирование и надзор требуют чрезвычайно больших затрат - для регулирующего органа, для регулируемых институтов и для экономики в целом.

13 Если пруденциальное регулирование и надзор… …применяются там, где это не требуется, развитие финансовой системы замедляется – и снижается вероятность того, что малоимущие слои населения получат доступ к необходимым финансовым услугам

14 И напротив,… …многие виды непруденциального регулирования – в особенности, направленные на обеспечение прозрачности финансовых институтов – по большей части не требуют вмешательства контролирующих органов и могут осуществляться самими институтами, и, следовательно, требуют от всех участников значительно меньших затрат, чем пруденциальное регулирование и надзор.

15 Но где нужно применять пруденциальное регулирование?… …Наиболее убедительным основанием для определения того, какие институты подлежат пруденциальному регулированию, служат источники финансирования, используемые организацией Следует ли осуществлять пруденциальное регулирование в отношении организаций, работающих исключительно с капиталом доноров и иностранными источниками финансирования? В соответствии с «Руководящими принципами» - не следует, поскольку эти источники финансирования не ставят под угрозу стабильность российского финансового сектора и не влекут потери российских вкладчиков

16 Какова ситуация с пруденциальным регулированием… …организаций, занимающих деньги у российских коммерческих банков для последующей выдачи займов из этих средств? Мы считаем, что здесь нет необходимости в дополнительном пруденциальном регулировании (поскольку сделка уже контролируется в рамках контроля деятельности коммерческого банка) Как обстоит дело с другими видами заемных средств из отечественных источников (исключая вклады населения)? Мы полагаем, что и здесь пруденциальное регулирование излишне, поскольку предполагается, что заимодавцы знают, как обеспечить соблюдение своих интересов.

17 Как обстоит дело в особом случае … …небольших финансовых посредников, действующих на уровне местного сообщества, - таких как сельскохозяйственные кредитные кооперативы? В этом случае мы считаем, что в основу разграничения должен быть положен анализ затрат и результатов: обычно пайщики таких организаций активно участвуют в их деятельности, и польза от предоставления им доступа к финансовым услугам значительно перевешивает имеющийся риск Ответ может быть иным, если кооператив вырос до таких масштабов, когда пайщики уже не так внимательно контролируют его деятельность или банкротство кооператива может оказать негативное воздействие на всю финансовую систему

18 Вернемся к непруденциальному регулированию… …и организациям, не привлекающим какие- либо вклады населения Какое регулирование было бы подходящим, если цель-обеспечение прозрачности?

19 В мировой практике существует широкий спектр вариантов, от … …добровольного раскрытия информации организациями в индивидуальном порядке на основе одобренных в масштабах сектора стандартных показателей деятельности (например, существующий с ряде стран, в том числе в России и США, подход к недепозитным микрофинансовым организациям) до … раскрытия информации по предписанию закона или иных норм определенному государственному органу, который делает эту информацию достоянием общественности, контролирует соблюдение требований и применяет принудительные санкции в отношении организаций, которые их не выполняют (например, система раскрытия информации для недепозитного микрокредитования, которую CGAP помогает создать Центральному Банку Марокко)

20 Какой из вариантов следует выбрать для России? Это один из вопросов, которые мы сегодня собрались обсудить При этом я надеюсь, что Россия примет решение экономно использовать свой потенциал пруденциального регулирования и надзора и применять их только к таким институтам, которые способны вызвать потери средств рядовых вкладчиков и нарушить стабильность финансовой системы в целом

UNCDF Создание финансовых систем, которые помогают малоимущему населению Спасибо