ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 1. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа.
Advertisements

Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики». Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Начальник отдела общего образования МКУ «Ишимский городской методический.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» Кутырова Ольга Владимировна.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическое и кадровое сопровождение комплексного учебного предмета ОРКиСЭ Галутво Л.М. - проректор по научной работе и проектной деятельности ККИДППО.
«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 – х классах ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»)
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Е.В. Воробьева, начальник управления общего и дошкольного управления.
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ Родительское собрание.
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ.
Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через введение инновационного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Крушина М.Ю., заместитель.
Реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в учебном году МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Богородского муниципального района.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ »
ОРКСЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Транксрипт:

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 1

Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса. 2

Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). 3

Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 4

Задачи предмета ОРКСЭ Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, формирование у детей ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 5

Правовые основы преподавания курса -Конституция РФ -Закон РФ «Об образовании» -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» -Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 6

Мифы, которые сопровождают введение нового предмета Миф 1 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. 7

Мифы, которые сопровождают введение нового предмета Миф 2 –в школу придут священнослужители. В статье 14 Конституции РФ говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. 21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. 8

Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ. 9

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. 10

Структура предмета Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 11

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России. Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. 12

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2 ) семья, 3) культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 13

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 14

Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 15

Блок 3. Традиционные религии и этика в России Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно- исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 16

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия 17

Источники: в разделах «Новости и СМИ об ОРКСЭ», «Нормативные материалы», «Региональный опыт апробации» Общественная палата Уполномоченный по правам человека РФ 18

Спасибо за внимание! 19