1.Нравственный опыт как результат и основание духовно-практического освоения действительности и морали 2.Нравственные принципы общения 3.Правда и ложь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Кроссворд на тему: «Светская этика» Выполнила: Возняк Анастасия.
Ethos – « совместное жилище », « нрав », « обычай »
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Права человека: понятие, сущность, структура Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории, права и обществознания МБОУ «Яйская СОШ 2»
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
Нормативные основания деятельности педагога в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения Жадунова Н.В., к.ф.н., начальник Центра дополнительного.
Концепция духовно-нравственного воспитания Концепция духовно-нравственного воспитания.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и.
Транксрипт:

1. Нравственный опыт как результат и основание духовно-практического освоения действительности и морали 2. Нравственные принципы общения 3. Правда и ложь 4. Понятие справедливости 5. Милосердие 6. Удовольствие и польза

Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., Шпеман Р. Основные понятия этики – М., 1993 Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, Этика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», Автор-составитель Широкова И.Г.

1. Нравственный опыт как результат и основание духовно- практического освоения действительности и морали

Духовно – практическое освоение действительности Нравственный опыт Нравственный поступок Поступок сознательное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором. Поступок личностная форма поведения, в которой осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам морали.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.

2. Нравственные принципы общения

Выделяют универсальные и этические (принципы морального общения): универсальные – непреходящи, исторически неизменны, являются основанием для всей системы духовных отношений; - определяют содержание общения; - проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика); - выражают интересы разных социальных групп; - могут быть различными или даже противоположными по значимости

Этические: Добродетельность – общение с людьми на принципах добра Эгоизм – приоритет личных интересов в общении Утилитаризм – «потребительское общение» Альтруизм – бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов других

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализоваться. Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то его действия являются безнравственными, аморальными. Для общения в разных сферах жизнедеятельности человека характерны как общие, так и особенные принципы.

Любовь, взаимное уважение, забота Самоотверженность и самопожертвование и др. Семейные отношения Чувство долга, ответственность Умение согласовать личные интересы с интересами коллектива В сфере труда

Уважение национального достоинства каждого этноса. Дружба, взаимопомощь Межнациональное общение Преодоление национализма, шовинизма Терпимость (толерантность) Политическое общение

Культура общения исключает Навязывание своего мнения другим, манипулирование Руководство эгоистическими интересами Создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса Причинение вреда другому человеку (народу, государству)

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства. В обществе может существовать несколько типов морали и систем морального воспитания: религиозная мораль, светская мораль, профессиональная этика и др. Основные направления деятельности в области морального воспитания: теоретическое (обоснование идеалов и разработка норм поведения); распространение моральных знаний (обучение, воспитание, поддержание традиций); воспроизведение моральных ценностей (общественное мнение, ценностные ориентации)

Аспекты нравственного воспитания Моральная практика и нравственное воспитание Обязательность, ответственность, здравый смысл Объективное содержание нормы морали – закон жизни общества Самовоспитание Выбор нравственных установок, самоконтроль, ответственность за последствие

3. Правда и ложь

Правда – высшая нравственная ценность. Ее понимают как: образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе; высшая инстанция, справедливость;

Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в: * открытости, честности, доверии; * отзывчивости, взаимопомощи и т. п.; * бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правдивый человек – тот, кто следует правде, освещает факты без искажений Правдивость – основа любой добродетели (М.Монтень), принцип морального отношения к людям, противостоит лжи Правда – индивидуально-личностная характеристика, основана на практическом интересе, имеет эмоциональный характер. «Своя правда» – частная позиция человека, может противостоять правде других людей «Общая правда» достигается путем признания ценности других людей, готовности к компромиссу

Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.). Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

Обман, ложь – сознательное, намеренное искажение действительности, выдаваемое за правду, обещание благ, которое не будет выполнено Хитрость – качество, которое выступает как негативное (реализация интересов в обход существующим правилам) или позитивное (достижение позитивных целей) Клевета – рассмотрение другого человека как препятствие и попытка его устранить через приписывание ему негативных качеств, которыми он не обладает Ханжество, лицемерие – показные строгость нравов, доброжелательность, маскировка собственных пороков

Дезинформация в контрразведке государства Сохранение в тайне информации (бизнес, политика, медицина) Сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза, плохих вестей и пр.)

Честность как практическая добродетель предполагает правдивость, совестливость, добросовестность, верность, открытость чувств и намерений для другого человека Доверие – это способность к искренним, открытым отношениям между людьми; отношения, основанные на равноправии, отсутствии манипулирования другим человеком ради достижения эгоистических целей

4. Понятие справедливости

Справедливость является : характеристикой человеческих отношений; принципом регулирующим взаимоотношения людей, распределения социальных ценностей (свободы, уважения, достоинства и др.); главная социальная добродетель, содействующая всеобщему благу. Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей. Она имеет конкретное содержание и зависит от правил и обычаев конкретного общества

Связана с распределением материальных благ, подразумевает распределение по заслугам Распредилительная (воздающая) Связана с обменом, сделкой. Призвана защитить все стороны, уравнять их а правах Уравнивающая (коммуникативная)

Правило талиона – связь справедливости и равенства, отношения взаимного воздаяния («око за око, зуб за зуб»); обязательное возмездие равное нанесенному ущербу В средние века - принцип божественной справедливости – Господь справедливо воздает каждому по его заслугам человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенств (равенство социальных обязанностей и прав) экономическое и статусное неравенство сохраняется; провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений; равенство прав; справедливое наказание за преступление против человека и общества; неприкосновенность частной собственности; формальное равенство возможностей

Справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы Равенство – важнейшее условие жизни и развития личности Равные права всех людей закреплены законом (Всеобщая декларация прав человека) Материальное организованное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление) Социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящей элиты, не всегда совпадают с представлениями о справедливости Правящая элита с помощью СМИ навязывает гражданам свое представление о справедливости

Дж. Ролз ( ) - американский моральный и политический философ.

каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод; социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам. Таким образом, согласно Ролзу: справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми; люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей; справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому. Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности. Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога: сбор налогов пропорционально доходам; обеспечение социального минимума неимущим.

Ограничивает произвол индивида Удерживает людей от причинения вреда друг другу Требования справедливости: не вреди другому не обижай другого, уважай его достоинство не нарушай прав другого

5.Милосердие

Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим… Возлюби ближнего как самого себя Христианская любовь – потворство слабостям человека; надо любить не ближнего (обыденное), а дальнего (возвышенное) Не любовь, а долг Если любовь, то только на основе долга и сострадания Императив

Участливое, сострадательное отношение к другим позволяет человеку воплощать свой идеал Укрепление и формирование положительных качеств личности «деятельная любовь» – не позволять себе думать дурное ни о ком, не говорить дурное ни о ком, не делать другому того, чего ты не желаешь себе (Л.Н.Толстой)

6. Удовольствие и польза

Удовольствие может: представлять для человека ценность определять мотивы деятельности определять иерархию ценностей и образ жизни человека являться смыслом жизни

В процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие, так как: необходимо подчиняться установленной в обществе морали; следует ограничивать и контролировать свое стремление к удовольствию; ориентироваться на подобные стремления других людей

Универ- сализм Эвдемонизм утилитаризм Этический гедонизм

Этический гедонизм – (киренаики) – наслаждение может быть универсальным моральным принципом (человек ориентируется не на добро, а на получение удовольствия

Универсализм (И.Кант, религиозные мыслители) – удовольствие не может быть универсальным моральным принципом

Эвдемонизм (Эпикур), утилитаризм – отвержение безусловность чувственного удовольствия; утверждали возвышенные формы наслаждения

Полезным человек считает то, что: отвечает его интересам гарантирует достижение поставленной цели позволяет достичь результатов близких поставленным целям (успех) позволяет достичь результатов с наименьшими затратами (эффективность)

устремлении человека к пользе; ориентации на реальность, наличный порядок вещей стремлении только к достижимым целям программировании цели и действий по ее достижению отсутствие ориентации на идеалы

Полезность не может быть исключительным критерием поступков человека. Следование только принципу полезности может вылиться в меркантилизм, конформизм, беспринципность. Ее преувеличение может способствовать разобщенности людей. Доктрина разумного эгоизма (мыслители Просвещения 18 в.) – общий интерес складывается из разнообразных частных интересов. Человек стремясь к собственной пользе способствует благу общества Польза не должна заменять добродетель, необходимо нравственное ограничение принципа полезности