Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Придурковатый мужик, Смутный человек, Я – природный дурак, Я – человек облегчённого типа.
Advertisements

А. А. Платонов ( ) Время. Личность. Творчество.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Любить - значит делать добро. Л.Н.Толстой. Что значит счастливая семья (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)
по повести Б. Л. Васильева « Завтра была война » Интегрированный урок « Вместо сердца пламенный мотор »
Привлечение любви!. Я привлекаю идеальные взаимоотношения в свою жизнь. Я готова к встрече с любимым человеком, у меня, есть все, чтобы притянуть к себе.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Привитие интереса к чтению у школьников. Выполнила Андреева Л.В.
Иоганн Вольфганг Гёте работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а окончена она была.
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
КАЛЕНДАРЬ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНЫ КАЛЕНДАРЬ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНЫ.
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
«Любить, мечтать и верить…» Урок по повести А. Грина « Алые паруса».
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Особенности героев в рассказах А. П. Платонова © Учитель литературы МОУ сош 17 г.Ногинска Короткова Т.Г.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Транксрипт:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Читаем и обсуждаем повесть А.П.Платонова «Сокровенный человек»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с историей создания повести А.П.Платонова «Сокровенный человек», проанализировать фабулу произведения, помочь понять особенности характера главного героя, своеобразие его миросозерцания и миропонимания

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА Неподдельная чуткость А.Платонова к человеку, к чужой боли делают его произведения животрепещущими, передают человечность его героев. Кто же они, его любимые герои? Это романтики жизни в самом полном смысле слова Они не притязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их биографическое прошлое – не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное.

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА Все герои произведений Платонова – преобразователи мира. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазёрами – людьми раскрепощенной мысли.

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА Центральное место в мире Платонова занимает человек, ищущий счастья. Писатель выбирает своим героем человека, не имеющего ничего. Герои Платонова чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты пребывают в своеобразном странствии, скитальничестве. Они ищут путь к разгадке счастья, верят, что счастье даст революция. Платонов вырабатывает своеобраз­ ную поэтику, стиль и язык, позволив­шие ему стать летописцем эпохи строительства утопий. Все основные произведения Платонова построены по одной модели – это путешествие в поисках счастья и в глубь себя. Писатель использует одни и те же знаки: поиски ведут «дураки». Цель их поисков – счастье, которое они понимают как разгадку тайны смерти, встречу с близким человеком и обретение души. Основной сюжет его творчества – поиски веры, сомнения в ней, разочарование и неутолимая тоска по вере.

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ПЛАТОНОВА Платонову не надо было наблюдать жизнь своих героев – мастеровых, крестьян, красноармейцев, он знал её изнутри. И в его художественных произведениях воплотились все ступени, которые прошёл народ в революции, в этом «прекрасном и яростном мире». Вот таким героем, жизнь которого автор знал изнутри, является Фома Пухов – центральный образ повести «Сокровенный человек» (1928 г.)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ Повесть «Сокровенный человек» была частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое: события революции и гражданской войны. А.Платонов в г. пишет повести «Сокровенный человек», «Ямское поле» и роман «Чевенгур». Первая часть романа «Чевенгур» связана с двумя повестями временем действия, темой, героями. Повести были опубликованы 1928 году. Авторское понимание героя вынесено в заглавие «Сокровенный человек». Однако Фома Пухов вызывает недоумение критики: социальное происхождение его безупречно, в гражданской войне он участвует, но поведение его странно и в партию он вступить отказывается. Герой объявляется «лишним человеком», «искателем приключений, забиякой, вралем», не являющимся «настоящим героем» тех лет.

НАЗВАНИЕ ПОВЕСТИ Платонов-писатель любил слово СОКРОВЕННЫЙ, в котором одновременно слышится и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище. Как вы понимаете значение слова СОКРОВЕННЫЙ? СОКРОВЕННЫЙ – сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схоронённый от кого-то (В.И.Даль) В современном русском языке к определению СОКРОВЕННЫЙ «необнаруживаемый, свято хранимый» часто добавляются эпитеты «задушевный», «интимный», «сердечный». Что, по вашему, стоит за понятием СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. ПОНЯТИЕ СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК Что, по вашему, стоит за понятием СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК? Как автору удаётся раскрыть тайное, СОКРОВЕННОЕ в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям. Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

Образ Фомы Пухова – центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это - работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вёл себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека – это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ САМОГО СЕБЯ Придурковатый мужик Смутный человек Я – природный дурак Я – человек облегчённого типа Через отношение героя к труду. Фома Пухов «…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…». Как автору удаётся раскрыть сущность характера Фомы Пухова? В записной книжке Андрея Платонова было записано: «Труд есть совесть». Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия «совесть». СОВЕСТЬ – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Каким образом ещё автор раскрывает сущность характера героя? «Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…» «Близ машины он всегда был добродушен…» «Писал рапорты о болезнях машины…» «Переделал двигатель по своему пониманию…» Неразрывная связь с машиной – характерная черта Фомы Пухова. Он видит в ней гармоничное сочетание частей, работающих во взаимном согласии. Позже он открывает ту же гармонию и в мире природы. Не случайно герой чувствует себя спокойным и счастливым, когда передвигается в пространстве.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: «Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен». После смерти жены «почуял – куда и на какой конец света идут все революции». «Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком». Пухов ждет от революции того, что прежде обещала людям религия: вселяя надежду на бессмертие, она наполняла смыслом его земное существование. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу «увидеть, значит поверить», чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа. Каким образом ещё автор раскрывает сущность характера героя?

СМЫСЛ ЖИЗНИ ГЕРОЯ Что даёт герою ощущение счастья? Мир природы, пространство, движение. «Пухов всегда удивлялся пространству…» «Чувствовал землю…» «Неиспытанное чувство полного удовольствия…» Вспомните, какими словами начинается повесть. Можно ли согласиться со словами «Пухов не одарён чувствительностью…»? Перед нами глубоко чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: «осунулся от сочувствия к лошади», «бессильно сочувствовал к людям, тонущим на «Марсе», горевал о жене… Даже названием повести Платонов указывает на необычность своего героя, на сокрытый в его душе особый, неповторимый мир. Фома Пухов стремится к подлинному познанию мира, во всем убедиться лично, выяснить, «куда и на какой конец идут все революции и всякое людское беспокойство».

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ Сущность Фомы Пухова раскрывается через его отношение к труду через его отношение к революции через его отношение к машине через его движение, путь, проделанный им самим

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА ПОВЕСТИ Сюжет повести – путешествие Пухова в поисках смысла революции. Чаще всего мы видим его в дороге. Дорога была важнейшим лейтмотивом в произведениях Радищева и Гоголя, Лескова и Некрасова. Как и у русских классиков, дорога у Платонова – сюжето-образующий элемент. Сюжет повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Становясь синонимом духовного поиска, дорога у Платонова постепенно теряет свое пространственное значение. Дело в том, что у героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла. Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге.

ГЕРОЙ-СТРАННИК Герой-странник железнодорожный рабочий Фома Пухов путешествует по России в поисках смысла пролетарской революции и нового мироустройства. Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу. Что роднит Фому Пухова с некрасовскими мужиками-правдоискателями? Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: «Главное – сеять души в людях».

ГЕРОЙ-СТРАННИК Слово СТРАННИК в повести многозначно. Оно обозначает странствующего человека. Оно созвучно со словом «странный» – таким кажется Пухов окружающим. Наконец, странник – человек, который не только участвует в событиях, но и наблюдает со стороны, отстраненным взглядом. Это взгляд позволяет Пухову увидеть странности самой революции.

ФИНАЛ ПОВЕСТИ Финал «Сокровенного человека» в целом оптимистичен: позади для Пухова остаются мрачные эпизоды жизни. В последней главе повести после всего пережитого в гражданской войне Фома внезапно «снова увидел роскошь жизни». Однако финал произведения остается открытым: «– Хорошее утро! – сказал он машинисту. Тот потянулся, вышел наружу и равнодушно освидетельствовал: – Революционное вполне». Вряд ли Пухов обретёт покой в том мире, где красота утра определяется его «революционностью», а значит поиск его не кончается и Пухову суждено быть вечным странником в поисках счастья, в поисках смысла жизни…

Когда-то в молодости Андрей Платонов, выходец из многодетной семьи железнодорожного мастера в Ямской слободе, признался: «Слова о паровозе-революции превратили для меня паровоз в ощущение революции». При всех своих сомнениях Фома Пухов, хотя это отнюдь не героический характер и не холодный мудрец, не условный пересмешник, ещ 1 сохранил эту же юношескую черту, романтизм жизнеощущений самого автора. Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю, окончившего былую, «испорченную», обидную для человека историю (вернее, предысторию). «Время кругом стояло как светопреставление», «глубокие времена дышали над этими горами» подобных оценок времени, всех событий, изменивших историю, судьбу былого маленького человека, очень много в повести. Из ранней лирики Платонова, из книги «Голубая глубина», перешёл в повесть важнейший мотив о вечной тайне, сокровенности (свободе) человеческой души: АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ГЕРОЙ Сам себе еще я неизвестный, Мне никто ещё пути не осветил.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: 1. Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература Варламов А.Н. Андрей Платонов. М.: Молодая гвардия, Корниенко Н.В. История текста и биографии А.П.Платонова. М.: Молодая гвардия, Иллюстрации по ссылке «Андрей Платонович Платонов»: