Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Ярошева
2 Придурковатый мужик, Смутный человек, Я – природный дурак, Я – человек облегчённого типа.
4 Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. В словаре В.И. Даля следующее определение: Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого.
5 Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. Как автору удаётся раскрыть тайное, овенное в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям. Рисует ли нам автор портрет героя? повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
6 Через отношение героя к труду. Фома Пухов …чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства… В записной книжке Андрея Платонова было записано: Труд есть совесть. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия совесть. Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
7 Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен. После смерти жены почуял – куда и на какой конец света идут все революции. Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу увидеть, значит поверить, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
8 Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома… Близ машины он всегда был добродушен… Писал рапорты о болезнях машины… Переделал двигатель по своему пониманию…
9 Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность? Она живое существо. День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце.
10 Машина для Платонова - особая субстанция. Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо… - продолжит автор в Чевенгуре. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.
11 Мир природы, пространство, движение. Пухов всегда удивлялся пространству… Чувствовал землю… Неиспытанное чувство полного удовольствия… к же тогда смириться со словами Пухов не одарён чувствительностью…? Как же тогда смириться со словами Пухов не одарён чувствительностью…? Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: осунулся от сочувствия к лошади, бессильно сочувствовал к людям, тонущим на Марсе, горевал о жене…
12 Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.
14 Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска. Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.
15 Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу. Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: Главное – сеять души в людях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.