Экономика общественного сектора Тема 8. «Бюджетный федерализм» (занятие 1) Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инструменты и эффективность финансового выравнивания субъектов РФ Подготовили студентки Группы ГМФ4-3У Карпухина Екатерина Шкурова Мария ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Advertisements

Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Велиев Заур. Социально-экономическая сущность бюджетной системы.
Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Урок II Бюджет и источники его наполнения. План урока Понятие «бюджет» Порядок утверждения бюджета Структура бюджета: - доходы бюджета - расходы бюджета.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 8. «Бюджетный федерализм» (занятие 1) Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Теоретические основы бюджетного федерализма. 2. Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. 3. Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. 4. Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия).

3 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. Важной функцией бюджета (государственных финансов в целом) как инструмента государственного регулирования при любом устройстве является выравнивание (перераспределение) доходов между группами граждан (в пользу попавших в зону объективных социальных рисков: болезнь, старость, безработица, бедность и т.д.) и между регионами страны для обеспечения сопоставимых условий жизнедеятельности в разных точках единого государства, а также территориального развития. Эта функция бюджета актуальна как для унитарных стран, так и для государств с федеративным устройством, однако методы достижения указанных целей и используемые финансовые инструменты существенно отличаются.

4 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. В настоящее время из более чем 200 стран, зарегистрированных ООН, лишь 22 имеют федеративное устройство. Однако это наиболее крупные страны, в которых проживает более половины населения мира. В западном полушарии это Канада, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, в восточном - Германия, Бельгия, Швейцария. В 1991 г. к клубу этих государств присоединилась Российская Федерация. Отношения между органами власти и, соответственно, бюджетами разного уровня существуют в любом государстве с административно- территориальным делением, однако складываются они на разных основах (принципах). Государствам с унитарным устройством свойственна высокая централизация бюджетных прав и ресурсов на уровне центрального правительства при гораздо более низкой их концентрации у нижестоящих органов власти. Бюджетные системы государств с федеративным устройством исходят из противоположных принципов, главные из которых - самостоятельность и равноправие бюджетов разных уровней в рамках соблюдения баланса интересов органов власти всех уровней и населения.

5 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. С помощью понятийного аппарата бюджетного федерализма характеризуют различные аспекты децентрализации управления и финансовой самостоятельности территориальных образований. В основе их лежат общие для государств с федеративным устройством принципы (правила и порядок) бюджетно-налоговых взаимоотношений между уровнями власти и управления. Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах. При этом, по их мнению, модель становится эффективной при обязательном соблюдении трех условий: разграничении полномочий между всеми уровнями власти по расходам; наделении всех уровней власти фискальными ресурсами для выполнения своих полномочий; сглаживании вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на всей территории страны.

6 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. Концепция бюджетного федерализма содержит основополагающие идеи федерализма как территориальной формы демократии. Она должна обеспечивать реализацию прав каждой личности и территориальных общностей людей на получение определенного объема социальных услуг соответствующего их запросам качества и в отвечающих их интересам и потребностям формах. Многообразие принципов бюджетного федерализма может быть сведено к трем ключевым принципам - единству бюджетной системы, ее сбалансированности и реальной самостоятельности бюджетов разного уровня. Последний принцип включает степень самообеспеченности, оценку способности регионов и территорий к социально-экономическому развитию.

7 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. В Бюджетном кодексе РФ понятие «бюджетного федерализма» отсутствует, хотя в проекте кодекса ему уделялось серьезное внимание. Принципам, его характеризующим, посвящена гл. 16 «Межбюджетные отношения». В их числе: распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы; закрепление на постоянной основе и по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований: выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

8 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм - это система отношений (политико- правовых, экономических, финансовых), направленных на поиск баланса интересов Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в целях достижения устойчивого территориального развития, обеспечения доступности потребления основных общественных благ населением с помощью трех составляющих: 1) разграничения расходных полномочий и расходов по уровням власти; 2) разграничения налогов и других доходов в соответствии с распределенными расходами; 3) перераспределения финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) для сбалансированности бюджетов.

9 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. Первое распределение расходных полномочий осуществляется исходя из стандартов, ориентированных на сопоставимый уровень потребления общественных благ населением на всей территории страны независимо от проживания, а второе - налоговый (доходный) потенциал располагается неравномерно по территории страны в силу исходных различий в обеспечении природными, трудовыми ресурсами, уровне социально-экономического развития. К тому же располагаемые ресурсы, как правило, меньше потенциально необходимых. В связи с этим возникает противоречие, выражающееся в несбалансированности расходных и доходных полномочий. В этом случае вступает в силу третье условие действия бюджетного федерализма - сглаживание дисбалансов различными способами или бюджетное регулирование.

10 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. Каждому гражданину страны по Конституции РФ и федеральным законам государством обеспечивается определенный набор социальных гарантий или общественных благ в сфере образования, здравоохранения, безопасности, экологической, правовой защиты и т.д. Для характеристики стоимости этих услуг существует показатель душевой бюджетной обеспеченности. Он характеризует величину расходов бюджетной системы на одного человека и показывает, какое количество общественных (бюджетных) услуг может получить гражданин.

11 Молчанов И.Н Теоретические основы бюджетного федерализма. При этом территории проживания граждан в России существенно отличаются по своему доходному потенциалу. В одних регионах расположены запасы «дорогих» природных ресурсов (нефть, газ, алмазы, редкоземельные металлы и т.д.)» в других - только глина, песок и галька. В ряде регионов сконцентрированы успешно работающие предприятия, банковские, страховые структуры, малый и средний бизнес, устойчиво пополняющие доходы территориальных бюджетов, а в других в силу климатических особенностей, отдаленности от промышленных центров и других обстоятельств существует крайне низкий налоговый потенциал и, следовательно, невысокая душевая бюджетная обеспеченность. С помощью финансовых инструментов производится выравнивание уровней бюджетной обеспеченности территориальных бюджетов для того, чтобы предоставить любому гражданину страны независимо от проживания сопоставимый набор общественных (бюджетных) услуг.

12 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Усиленное внимание к проблеме «централизация - децентрализация» в последнее десятилетие вызвано серьезным практическим интересом, который связан с переходом от унитарного к федеративному государственному устройству, что особенно актуально для Российской Федерации, и энергичным развитием отношений бюджетно-налогового федерализма. Теорема о децентрализации: если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального общественного блага будет эффективнее централизованного или не будет уступать ему с позиции эффективности.

13 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Критериями оптимума в каждый момент времени выступают наличие (либо отсутствие) устойчивого территориального социально-экономического развития, минимизация дотационных и депрессивных территорий, рост благосостояния граждан. Оптимум этот динамичен, его подвижность, отслеживаемая в режиме мониторинга с помощью набора социально- экономических индикаторов, может стать базой реалистичных оценок эффективности степени децентрализации. Термин «децентрализация» используется достаточно широко, однако его значение понимается далеко не всегда одинаково. Бюджетная децентрализация взаимосвязана с процессами географической децентрализации и децентрализации системы принятия административных решений, однако имеет ряд отличий.

14 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Географическая децентрализация используется во многих странах с целью активизации экономического развития преимущественно в сельских районах, с тем чтобы с помощью субсидий и налоговых льгот добиться снижения относительных затрат для развития бизнеса и, таким образом, сделать эти территории более привлекательными. Этот вид децентрализации не подразумевает обязательного укрепления финансовой базы местных органов власти. Децентрализация системы принятия и исполнения административных решений предполагает более широкое делегирование полномочий местным подразделениям центральной исполнительной власти. Эта стратегия призвана обеспечить технически более эффективное управление за счет сокращения многоступенчатого процесса исполнения решений и повышения тем самым оперативности работы органов государственного управления. Для достижения этих целей также не обязательно укрепление финансовой системы местных органов власти.

15 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Бюджетная децентрализация предполагает определенную степень автономии местных органов власти, позволяющую им принимать независимые решения в налогово-бюджетной сфере. Для того чтобы раскрыть экономическое содержание децентрализации как обратной стороны централизации, необходимо взвесить их преимущества и недостатки. Преимущества бюджетной централизации выражаются в разноуровневых возможностях регионов, основными из которых являются следующие: 1) возможности сохранения макроэкономической стабильности; 2) поддержание инвестиционной активности, особенно важной в периоды экономического спада; 3) поддержание сопоставимого уровня потребления общественных благ по территории страны; 4) существенные возможности выравнивания весьма дифференцированной душевой бюджетной обеспеченности, что особенно актуально для России; 5) наличие относительно более высокой компетенции и квалификации управленческих кадров центральных органов управления.

16 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Бюджетная децентрализация фактически препятствует выравниванию. Когда органам местного самоуправления предоставляются полномочия по налогообложению или самостоятельному определению структуры расходов, а также некоторые возможности по осуществлению заимствований, преимуществами нового статуса, как правило, воспользуются регионы и без того с более высокими уровнями доходов. Эти территории имеют достаточную налогооблагаемую базу для введения новых налогов, отличаются более высокой собираемостью налогов, имеют инфраструктурные возможности, позволяющие предоставлять большее количество социальных услуг, а также достаточный потенциал для погашения кредитов, что позволяет использовать займы для усиления инвестиционной активности. Таким образом, при децентрализации бюджетной системы можно ожидать дальнейшего роста дифференциации между «богатыми» и «бедными» регионами.

17 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Среди основных преимуществ бюджетной децентрализации выделяются не только традиционные - экономические и социальные, но и «интегрированные» преимущества, которые можно сформулировать как развитие инициативы - местных органов власти и управления, граждан и институтов гражданского общества - различных некоммерческих организаций, лоббирующих интересы и населения, и предпринимательства во властных структурах. Среди экономических преимуществ децентрализации - рост благосостояния граждан, их более осознанная позиция по поводу уплаты налогов в бюджетную систему, экономически более эффективное расходование средств со стороны местных администраций при условии их влияния на эти расходы. Это выгодно для государства в целом по ряду причин.

18 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Во-первых, если снижаются налоги, увеличиваются социальные расходы или изменяется структура расходов в соответствии с выбранными приоритетами и т.п., благосостояние граждан при этом увеличивается. Во-вторых, если качество предоставляемых услуг соответствует потребностям граждан, они охотнее платят налоги. Децентрализация, таким образом, должна привести к активизации налоговой политики и к преодолению сопротивления при введении целевых налогов либо сборов за пользование как средства возмещения затрат, что является менее вероятным в условиях централизованной системы управления. Бюджетные услуги оказываются более эффективно, поскольку при помощи налогов и сборов за пользование избиратели сами оплачивают социальные услуги, предоставляемые на местах, они могут требовать подотчетности местных должностных лиц в том, что касается количества и качества предоставляемых услуг. Если избиратели при этом не удовлетворены порядком предоставления социальных услуг, они могут лишить ответственных должностных лиц их полномочий.

19 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. Децентрализация полномочий по предоставлению общественных благ повышает эффективность бюджетных расходов, поскольку приближает власть к населению, делает ее подотчетной избирателям, позволяет более полно учитывать предпочтения населения. Децентрализация полномочий по формированию доходов бюджета позволяет более точно учесть специфику и состав налоговой (доходной) базы и тем самым обеспечить более высокую собираемость налогов и прочих доходов в бюджет. Что касается интегрированного эффекта, обозначенного как развитие местной инициативы, он, по сути, выражает то качественное приращение, которого можно добиться в условиях сбалансированного развития децентрализации, обеспечивая выход из кризиса, устойчивое социально-экономическое развитие и экономический рост.

20 Молчанов И.Н Теорема о децентрализации. Федеральная и региональная социально-экономическая политика. При несоблюдении либо неготовности всех названных выше условий для эффективной бюджетной децентрализации в полной мере проявляются ее недостатки - превалирование «местечковых» интересов в противовес общерегиональным либо национальным, дублирование управленческих функций, рост управленческих расходов, неэффективность бюджетных расходов в целом и т.д. При оценке преимуществ и недостатков как централизации, так и децентрализации наиболее сложным оказывается нахождение баланса между этими двумя конкурирующими подходами. Ключевым при необходимости системной оценки множества параметров, вероятно, является сам факт неразрывности их существования в условиях развития федеративных отношений в целом, обязывающий к поиску и нахождению оптимального сочетания для каждого конкретного момента развития.

21 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Термин «бюджетный федерализм» часто пересекается с понятиями «межбюджетные отношения», «регулирование бюджетов», но между ними нельзя ставить знак равенства, поэтому в контексте рассматриваемых проблем необходимо выявление их иерархической соподчиненности. Бюджетный федерализм определен как система отношений, которая выходит за рамки чисто бюджетных отношений и включает правовые, экономические, бюджетные, налоговые отношения между Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления, основанные на их противоречивой взаимосвязи.

22 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Бюджетное регулирование, в свою очередь, представляет комплекс механизмов управления (регулирования) бюджетной системы в целях обеспечения ее сбалансированности. Оно является неотъемлемой ее составляющей, главные формы регулирования - достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности этой системы. Под вертикальной сбалансированностью (выравниванием) понимается процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и доходным потенциалом бюджетов каждого уровня по вертикали: федеральный бюджет - субфедеральные бюджеты - местные бюджеты.

23 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень власти обязан предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Таким образом, целью вертикальной сбалансированности бюджетов является обеспечение финансовой базы для реализации расходных полномочий различных уровней власти. Однако вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетной сбалансированности. Оно сочетается с горизонтальной сбалансированностью бюджетов.

24 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Горизонтальная сбалансированность (выравнивание) - устранение несоответствия между бюджетными расходами и их доходным покрытием в рамках бюджетов одного уровня (по горизонтали), вызванного объективными причинами. Горизонтальное выравнивание направлено на обеспечение стандартного, сопоставимого уровня потребления общественных услуг гражданами страны независимо от отличий в доходной обеспеченности территории проживания, ее особых инфраструктурных, климатических и других объективных факторах. Они обусловлены существенными различиями в экономическом положении тех или иных регионов, уровней затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

25 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Существенное воздействие на предоставление каждому гражданину социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы, неустойчивое экономическое развитие, процессы приватизации, сопровождавшиеся на начальных этапах массовым отказом предприятий от социальных затрат и содержания объектов социально-бытовой сферы, а также собственная позиция органов власти и управления региона по отношению к рыночным изменениям. Горизонтальное выравнивание бюджетов еще называют межбюджетным выравниванием, или межбюджетными отношениями. Они могут быть определены как объективно обусловленная система оказания помощи региональным и местным бюджетам.

26 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Существенно различаются финансовые инструменты вертикального и горизонтального выравнивания. Для вертикального регулирования бюджетной системы используются налоги. Финансовые инструменты вертикального регулирования - собственные (полностью поступающие в один уровень бюджета) и закрепленные (поступающие в несколько видов бюджета) налоги. Примерами собственных налогов являются: НДС, акцизы на нефть и газ, которые полностью поступают в федеральный бюджет. Для региональных бюджетов собственные налоги - это налог на имущество юридических лиц, транспортный, на игорный бизнес. Для местных бюджетов - это налог на землю и на имущество физических лиц. Примерами закрепленных или разделяемых налогов являются налог на прибыль (при ставке 20% 2,5% идет в федеральный бюджет, а 17,5% - в бюджет субъекта РФ), НДФЛ - поступает в региональные бюджеты, которые «делятся» им с местными бюджетами; разделяются также налоги на малый бизнес, на добычу природных ископаемых и т.д.

27 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Финансовые инструменты горизонтального регулирования - межбюджетные трансферты или финансовая помощь, которая во всех формах является, как правило, безвозмездной и безвозвратной, однако она различается по целям: 1) дотации (нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания); 2) субвенции (целевая помощь); 3) субсидии (долевая помощь); 4) бюджетные кредиты (возвратные, но недорогие, 1/4 от ставки рефинансирования ЦБ РФ); 5) новые отрицательные трансферты - изъятие половины от 1,3 превышения средних налоговых доходов для выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов; 6) субвенции на выполнение межмуниципальных функций (школьный автобус и т.д.).

28 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Первые четыре вида трансфертов являются традиционными, передаваемыми вышестоящим бюджетом нижестоящему. Два последних - трансферты другой направленности - могут передаваться нижестоящими бюджетами бюджетам вышестоящим. Очевидно, что межбюджетные отношения не могут отождествляться со всей совокупностью отношений бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм существенно шире, он представляет собой систему бюджетно-налоговых отношений, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном на учет интересов всех его участников.

29 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Организация бюджетного регулирования напрямую связана с моделью государственного устройства. В унитарных странах бюджетным системам свойствен высокий уровень централизации бюджетных ресурсов и незначительный объем бюджетных прав и обязанностей местных бюджетов при высоком удельном весе финансовой помощи из центрального бюджета. В государствах с федеративным устройством бюджетное регулирование является частью отношений бюджетного федерализма, предполагающего более сбалансированное распределение полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы, относительную самостоятельность бюджетов, их равноправие в бюджетной системе государства, организацию межбюджетного перераспределения, т.е. финансовой помощи нижестоящим бюджетам в разных формах.

30 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Системы управления в развивающихся странах, как отмечают эксперты Всемирного банка, более централизованны, чем в промышленно развитых странах. За последние 30 лет в развивающихся странах отмечен лишь незначительный перенос тяжести государственных расходов с национального на более низкие уровни. В развитых странах, особенно с федеративным устройством, напротив, наблюдаются тенденции к некоторой децентрализации государственных полномочий, выражаемой в передаче государственных расходов на более низкие уровни. Приведенные выше положения хорошо прослеживаются при анализе статистических данных - в унитарных государствах финансовая помощь существенно выше по отношению к ВВП.

31 Молчанов И.Н Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Так, в развитых странах с федеративным устройством на цели финансовой помощи субфедеральным бюджетам в начале 21 в. расходовалось от 1,5 до 4% ВВП (включая собственно бюджетные средства и расходы социально- страховых фондов), а в унитарных государствах ресурсы, выделяемые на финансовую помощь в местные бюджеты, значительнее: от 4,78% в Швеции до 8,33% ВВП в Англии. Таким образом, межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью в структуре отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный, вполне конкретный вид отношений, а бюджетный федерализм является их совокупностью.

32 Молчанов И.Н Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия). Проблемы регулирования межбюджетных отношений решаются по-разному в зависимости от действующей модели бюджетного федерализма (таблица 4.1). В условиях конкурентного федерализма США территории имеют право заключать международные договоры, однако Штаты не имеют полной суверенности. Разделены федеральный и местные бюджеты, которые самостоятельны в расходах и заимствованиях. Межбюджетное выравнивание осуществляется посредством субсидий.

33 Молчанов И.Н Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия). Таблица 4.1 Модели бюджетного федерализма

34 Молчанов И.Н Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия). Если США отличаются децентрализацией налогово-бюджетных отношений, то в ФРГ бюджетный федерализм характеризуется высокой степенью централизации и регламентации бюджетного процесса. Налоговые доходы распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами земель и местными бюджетами, т.е. реализуется принцип кооперации, что создает основу для совместного регулирования доходов и сильного выравнивания. Вертикальное налоговое распределение сочетается с горизонтальным выравниванием для сглаживания различий в уровне и качестве жизни людей в различных землях. Для горизонтального выравнивания используются фонды финансовой поддержки, средства которых перераспределяются в интересах кризисных регионов.

35 Молчанов И.Н Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия). Российская модель бюджетного федерализма во многом сходна с германским федерализмом. Вместе с тем, российскому бюджетному федерализму присущи специфические черты. Между федеративным Правительством и субъектами Федерации заключен федеративный договор, который вошел в Конституцию РФ. На договорной основе разграничены функции центра и субъектов Федерации, разный статус которых создает асимметричную модель взаимоотношений с федеральной властью. Так например, с Республикой Татарстан заключен договор на основе взаимной субсидиарности и Республике даны дополнительные полномочия, в т.ч. во внешнеэкономической деятельности. Устойчивость межбюджетных отношений создает налогово-финансовый федерализм.

36 Молчанов И.Н Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия). В соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации реализуются меры, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально- экономического развития территорий. Концепцией определены следующие задачи: укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ; создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами; оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления, в т.ч.: повышение результативности бюджетных расходов; совершенствование среднесрочного планирования; совершенствование системы управления региональными и муниципальными финансами; осуществление мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности субъектов РФ.

37 Молчанов И.Н Заключение. Тема 8. Занятие 1. Спасибо за внимание!