Определение логистики (в широком смысле) Логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОГИСТИКА ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ 1. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя 2. Энергетический кризис вызвал.
Advertisements

Классификация продукции в концепции логистики (Рис.5.2) Постав- щики Фирма Потребители Снабжение (закупки) Производство (сборка) Дистрибью- ция МРГП СП.
Основы логистики Под. Редакцией Хабарова ВИ Аникин Миротин Сергеев ВИ Тяпухин Долгов Уваров Дыбская.
ОБЪЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором.
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Роль и место склада в логистической системе. Выполнили студентки группы ТОР-245 Хиль Юлия и Хлестова Мария.
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования ERP-системы.
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Организация материальных потоков в производстве. Выполнил: студент группы 6 МН-61 Гладина Н. Н.
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему "Закупочная логистика"
КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - MRP и ERP Подготовила студентка Иванова И.И. Специальность: «Информационные технологии в управлении» ВУЗ Факультет.
Логистика Логистика производственных процессов. Предмет и объект логистики производственных процессов Предмет - принципы и методы организации, планирования.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Коммерция Группа: 921 Студент: Гаджиева Наргиз ОБЪЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ. Причина существования запаса – расхождение характеристик входящих и выходящий материальных потоков.
Транксрипт:

Определение логистики (в широком смысле) Логистика – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Определение логистики (в узком смысле) Логистика – интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Понятие материального потока Это материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением в пространстве, (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Материальные ресурсы (МР) = предметы труда: 1. Сырье 2. Основные и вспомогательные материалы 3. Полуфабрикаты 4. Комплектующие изделия 5. Сборочные единицы 6. Топливо 7. Запасные части оборудования и других основных фондов 8. Отходы производства.

Незавершенное производство (НП) - Готовая продукция (ГП) - Готовая продукция (ГП) - это продукция, полностью прошедшая производственный цикл, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику) НП - НП - это продукция, не законченная производством, в пределах данного предприятия

Особые виды материальных ресурсов – тара и упаковка. - Запас - это продукция, которая не находится в состоянии движения. Следовательно, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении может считаться запасом материальных ресурсов, незавершенного производства, или готовой продукции.

Логистической операцией называется действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков.

Примеры логистических операций Действия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией ( погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.) Сбор, хранение, передача информации о материальном потоке Расчеты с поставщиками и покупателями товаров Страхование груза Передача прав собственности на товар и т.п.

Логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач. Объединение логистических операций в функции зависит прежде всего от вида рассматриваемой логистической системы.

Логистическая система Это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Звено логистической системы (ЗЛС) это некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Типовые звенья логистической системы: генерирующие звенья, преобразующие звенья, поглощающие звенья, смешанные звенья. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п.

Примеры звеньев логистической системы предприятия – поставщики материальных ресурсов производственные предприятия и их подразделения сбытовые, торговые, посреднические, организации разного уровня транспортные и экспедиционные предприятия биржи банки и другие финансовые учреждения…

Логистическая цепь это множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) операций для повышения эффективности менеджмента и снижения издержек.

Примеры логистических цепей: Цепь сбыта (прямой дистрибьюции) –производитель – перевозчик – потребитель, ориентирована по материальному потоку; Цепь оформления процедуры заказа –потребитель – перевозчик –производитель, ориентирована по информационному потоку; Цепь экспедирования груза - производитель – перевозчик – потребитель, ориентирована по информационному потоку;

Примеры логистических цепей (продолжение) : Цепь передачи прав собственности и расчета за товары– потребитель – банк–производитель, ориентирована по финансовому потоку; Цепь расчетов за транспортировку– производитель – банк -перевозчик, ориентирована по финансовому потоку.

Примеры логистических цепей:

Схема простой логистической цепи (рис.1.2) Логистический менеджер фирмы производителя товара решает задачу закрепления логистических операций за звеньями логистической системы. Предприятие- продавец ЗЛС 1 Производитель Пере- возчик ЗЛС 2 Предприятие- покупатель ЗЛС 3 Потребитель

Цепи дистрибьюции через торгового посредника с использованием банковских расчетов (рис.1.3.) Производитель ЗЛС 1 Потребитель ЗЛС 3 Перевозчик ЗЛС 2 Торговый посредник ЗЛС 4 Банк ЗЛС 5 r1- подача заказа Обработка заказа - r2 Оформление счета - r3 r4 r5 r6 r7 c1 c2 c3 c4 с 5

Расшифровка логистических операций ( по информационным потокам рис. 1.3) r1 - подача заказа на товар r2 - обработка заказа и передача его производителю (продавцу) r3 - оформление счета на товар r4 - передача покупателю счета на товар для оплаты r5 - оформление документов на груз для перевозчика r6 - регистрация грузовых документов покупателем r7 - выставление счета за перевозку производителю.

Логистические операции по финансовым потокам рис. 1.3 c1 – оплата товара покупателем (предоплата) c2 – получение денег за товар от покупателя c3 – оплата производителем услуг перевозчика c4 – получение денег за транспортировку перевозчиком c5 – получение денег за услуги торговым посредником

Логистическая сеть полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы

Пример логистической сети ( рис. 1.4) A1 ЗЛС 1 A2 ЗЛС 2 A3 ЗЛС 3 В1 ЗЛС 4 В2 ЗЛС 5 Фирма – производитель продукции ЗЛС 6 В3 ЗЛС 7 С1 ЗЛС 8 С2 ЗЛС 9 С3 ЗЛС 10 В4 ЗЛС 11 В5 ЗЛС 12 Р1 ЗЛС 13 Р2 ЗЛС 14 ГП 2 МР 1 МР 2 МР 3 ГП 1 ГП 2 ГП 1 ГП 2 Поставщики ПеревозчикиСклады Потребители

Понятие полной логистической цепи Это линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы от поставщика материальных ресурсов (МР) до конечного потребителя готовой продукции (ГП). Если на рис. 1.4 предположить, что при изготовлении ГП 1 используется только МР 1, то последовательность (ЗЛС 1 ЗЛС 4 ЗЛС 6 ЗЛС 7 ЗЛС 8 ЗЛС 11 ЗЛС 13 ) представляет собой полную логистическую цепь рис.1.4

Понятие логистического канала Это упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного ассортимента продукции, до ее конечных потребителей. рис.1.4

Понятие общих логистических издержек Это сумма всех издержек с учетом затрат па логистическое администрирование. В том числе затраты на: l грузов переработку, транспортировку и закупку МР; l производство готовой продукции; l управление заказами; l управление запасами; l грузов переработку, складирование, транспортировку ГП.

Классификация логистических издержек (рис. 1.5 ) Издержки на элементарные и комплексные логистические операции Потери от иммобилизации средств в запасах Ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса Издержки на логистическое администрирование Общие логистические издержки

Пример логистической сети и формирования издержек

Классификация логистических издержек

Структура логистических издержек индустриально развитых стран управление запасами (2040%), транспортные расходы (1535%), расходы на административно-управленческие функции (914%) !. заметен рост логистических издержек на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.

Парадигмы логистики Аналитическая Технологическая (информационная) Маркетинговая Интегральная Парадигма – теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Аналитическая парадигма использует математические методы и модели анализа и синтеза простых логистических систем: Исследование операций, Теория управления запасами, Математическую статистику, Экономическую кибернетику и т.д.

Технологическая парадигма использует системный подход и информационно-компьютерные модели управления материальными потоками: Автоматизированные системы учета, Телекоммуникационные системы, Компьютерные системы контроля, Системы поддержки принятия решений и т.д.

Маркетинговая парадигма использует стратегию конкуренции на рынке сбыта продукции и требует решения следующих задач: Изучение рынка, Определение конкурентных позиций фирмы, Прогнозирование спроса на продукцию, Управление персоналом, и т.д.

Интегральная парадигма использует интеграцию между логистическими партнерами и требует решения следующих задач: Развитие новых организационных (структурных) отношений, Использование гибких автоматизированных производств и новых информационно-компьютерных технологий, И т.д.

Традиционный логистический подход(Рис. 5.1.а) Поставщик Фирменная логистическая координация НИР и ОКР Закуп- ки МР Произ- водство Дистри- бьюция Прода- жа Покупатель (Фирма)

Интегральный логистический подход (Рис. 5.1.б) Покупа- тель Поставщик Фирма и ее логистические посредники Материальный поток

Определение логистики на основе интегральной парадигмы Логистика - некая метадисциплина, объектом исследования и оптимизации которой является материальный поток. Важнейшая цель интеграции – согласование (на основе единого материального потока) локальных критериев оптимизации подсистем с глобальной бизнес-целью логистической структуры.

Примеры логистических систем, основанных на интегральной парадигме ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) – интегрированная информационная система, обслуживающая логистический канал. Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом ISO 9375 – EDIFACT. Программа ООН UNCTAD ( ) по повышению эффективности мировой торговли – создание сети центров торговли (trade points).

Методология логистики Основывается на: Системном анализе Кибернетическом подходе Исследовании операций Экономико-математическом моделировании Используются методы: Программно-целевое планирование Функционально-стоимостный анализ Макро- и микроэкономика Прогнозирование Моделирование и т.п.

Научная база логистики(1-2) Математика (Теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.) Исследование операций (Линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория статистических решений, теория массового обслуживания, теория управления запасами,методы имитационного моделирования,сетевого планирования и т.д.) Техническая кибернетика (Теория больших систем, общая теория управления, теории автоматического регулирования, графов, идентификации, информации, связи, расписаний, оптимального управления и др.) Экономическая кибернетика и экономика

Научная база логистики -2 Экономическая кибернетика и экономика (Теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы,бухгалтерский учет,управление проектами, управление инвестициями, социальная психология,экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.)

Принципы логистики Принцип системного подхода Принцип общих затрат Принцип глобальной оптимизации Принцип координации и интеграции Принцип разбиения на подсистемы Принцип моделирования Принцип всеобщего управления качеством Принцип гуманизации функций Принцип устойчивости и адаптивности Принцип системного подхода Принцип общих затрат Принцип глобальной оптимизации Принцип координации и интеграции Принцип разбиения на подсистемы Принцип моделирования Принцип всеобщего управления качеством Принцип гуманизации функций Принцип устойчивости и адаптивности

Классификация продукции в концепции логистики (Рис.5.2) Постав- щики Фирма Потребители Снабжение (закупки) Производство (сборка) Дистрибью- ция МРГП СП НП ПП Промыш- ленные потребители Население, прочие потребители Отходы потребления ГП Отходы производства Тара

Классификация продукции-1( Рис.5.2) Постав- щики Фирма Потребители Снабжение (закупки) Производство (сборка) Дистрибью- ция МР МР = Материальные Ресурсы: Сырье Основные и вспомогательные материалы Полуфабрикаты Комплектующие изделия Запасные части Энергоносители

Классификация продукции-2( Рис.5.2) Постав- щики Фирма Потребители Снабжение (закупки) Производство (сборка) Дистрибью- ция ГП НП = незавершенное производство Отходы производства ГП = готовая продукция Крупносерийная Мелкосерийная Штучная Длительного пользования Кратковременного пользования Отходы (вторичные МР)

Классификация продукции-3 Рис.5.2) Постав- щики Фирма Потребители Снабжение (закупки) Производство (сборка) Дистрибью- ция СП ПП Промыш- ленные потребители Население, прочие потребители Отходы потребления ГП СП = средства производства=средства труда ( стационарные сооружения и оборудование, вспомогательное оборудование ) + + предметы труда (материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия) ПП = предметы потребления (промышленные, продовольственные, товары широкого потребления, специальные) возврат

Главные категории логистики Потоки Запасы Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующее как процесс на некотором временном интервале, и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени Система материальных, информационных, финансовых потоков как объект исследования и управления логистики

Параметры потоков и запасов Запас (Z) – характеризует количество объектов (в абсолютных единицах измерения), имеющихся в наличии в конкретный момент времени. Поток (P) – отражает процесс изменения запаса

Параметры, характеризующие поток Начальный пункт Конечный пункт Геометрия пути (траектория) Длина пути (мера траектории) Скорость движения Время движения Промежуточные пункты Интенсивность

Признаки классификации потоков (1 – 5, см. продолжение ) 1. По отношению к рассматриваемой системе 2. По степени непрерывности 3. По степени регулярности 4. По степени стабильности 5. По характеру перемещения элементов потока

Признаки классификации потоков(6 –10) 6. По степени периодичности 7. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму 8. По степени сложности 9. По степени управляемости 10. По степени упорядоченности элементов потока

1. Классификация потоков по отношению к рассматриваемой системе Внутренние потоки – циркулируют внутри системы где p –поток, S – рассматриваемая система Внешние потоки – поступают в систему извне и/или покидают ее пределы p 1 < S, p 2 < S. (Признаки 1-5)

2. Классификация потоков по степени непрерывности Непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов Дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами (Признаки 1-5)

3. Классификация потоков по степени регулярности Детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени P = f(t); Стохастические потоки – характеризуются случайными значениями параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности (Признаки 1-5)

4. Классификация потоков по степени стабильности Стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров втечение определенного времени P = f(t) = const; t 1 < t < t 2 ; Нестабильные потоки - характеризуются флуктуационным характером изменения потока P = f(t) const (Признаки 1-5)

5. Классификация потоков по степени изменчивости Стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной (Признаки 1-5) Нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса = f(t) const где - интенсивность потока; n – количество прошедших единиц; t – временной период;

6. Классификация потоков по характеру перемещения элементов потока Равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью (V) перемещения объекта, т.е. в одинаковые отрезки времени t объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равны S = Vt; Неравномерные потоки - характеризуются изменениями скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия S = Vt; V const.

7. Классификация потоков по степени периодичности Периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени T P = f(t) = f(t+T); Непериодические потоки - характеризуются отсутствием повторяемости в изменении параметров потока P = f(t) f(t+T);

8. Классификация потоков по степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму Ритмичные потоки Неритмичные потоки

9. Классификация потоков по степени сложности Простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида i ; Сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты = i ;

10. Классификация потоков по степени управляемости Управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие r i со стороны управляющей системы P = f({r i }); Неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие r i P f({r i });

11. Классификация потоков по степени упорядоченности элементов потока (Этот признак классификации может потребоваться при росте числа потоков и увеличения их напряженности в сферах производства и обращения) Ламинарные потоки имеют регулярный характер и способны изменяться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздействий Турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком.

Свойства ламинарного потока Вязкость ( ) – свойство потока сопротивляться перемещению одной части его элементов относительно другой под воздействием внешней среды Внутреннее трение ( ) – характеристика изменения скорости потока относительно разных слоев его элементов (возникает при перемещении элементов потока относительно друг друга ) где V – изменение скорости потока при перемещении в направлении, перпендикулярном направлению движения потока на величину слоя элементов потока n;

Свойства ламинарного потока ( продолжение) Текучесть ( ) – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием внешней среды; это величина, обратная вязкости

Понятие материального потока Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических и/или технологических операций и отнесенная к определенному временному интервалу Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас

Виды материальных потоков Материальный поток внешний, Материальный поток внутренний, Материальный поток входной, Материальный поток выходной, Грузовой поток.

Внешние и внутренние материальные потоки Материальный поток внешний – материальный поток, протекающий во внешней ( по отношению к логистической системе) среде Материальный поток внутренний - материальный поток внутри данной логистической системы

Входные и выходные материальные потоки Материальный поток входной – внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды Материальный поток выходной – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

Грузовые потоки Грузовой поток – количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении (от пункта отправления до пункта назначения) за определенный период (обычно за год).

Основные логистические концепции и системы.

Основные принципы логистической концепции «точно в срок» Производственное расписание выпуска готовой продукции задается заранее. После этого тщательно синхронизируются потоки материальных ресурсов с потребностями в них с целью минимизации затрат на создание и хранение запасов. Движение материальных потоков организуется таким образом, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку.

Основные черты логистической концепции «точно в срок»-1 минимальные (нулевые) запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции; короткие производственные (логистические) циклы; небольшие объемы производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

Основные черты логистической концепции «точно в срок»-2 небольшое число надежных поставщиков и перевозчиков материальных ресурсов, с которыми устанавливаются взаимоотношения; эффективная информационная поддержка; высокое качество готовой продукции и логистического сервиса.

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-1 (табл. 6.1., фактор «запасы») Концепция «точно в срок» Запасы включаются в пассивы Все усилия направляются на устранение запасов Страховые запасы отсутствуют Концепция традиционного менеджмента запасов Запасы включаются в активы Защищает производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков Страховые запасы составляют большинство.

Сравнение концепции «точно в срок» с (традиционной-2 табл. 6.1., фактор «размер запасов, объем закупок МР») Концепция «точно в срок» Минимальный объем материальных ресурсов в поставке определяется как для производителя, так и для поставщика Для определения объема поставки используется формула наиболее экономичного размера заказа Концепция традиционного менеджмента запасов Размер запаса определяется исходя из соображений экономии Не учитывается изменение размера запаса при изменении затрат в сбыте при сокращении выпуска продукции и поставок материальных ресурсов

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-3 (табл. 6.1., фактор «Сбыт») Концепция «точно в срок» Сбыт имеет приоритетное значение Производится отслеживание изменений спроса для оперативной переналадки оборудования Стремление к производству небольших партий ГП Концепция традиционного менеджмента запасов Сбыт не имеет приоритетного значения Обычная цель – максимизация выпуска готовой продукции (ГП)

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной- 4 (табл. 6.1., фактор «запасы незавершенного производства (НП)») Концепция «точно в срок» Важность устранения запасов НП Если образуются небольшие запасы между производственными подразделениями, то необходимо их фиксировать и оперативно устранять Концепция традиционного менеджмента запасов Запасы НП – необходимый элемент производственной системы Запасы НП аккумулируются между структурными подразделениями, обеспечивая бесперебойность производственно-технологических циклов

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-5 (табл. 6.1., фактор «поставщики») Концепция «точно в срок» Поставщики рассматриваются как партнеры по производству Устанавливаются отношения только с надежными поставщиками Используется небольшое число поставщиков Концепция традиционного менеджмента запасов Поддерживаются длительные деловые отношения с поставщиками Устанавливаются связи с большим числом поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-6 ( табл. 6.1., фактор «качество продукции») Концепция «точно в срок» Цель - отсутствие дефектов продукции Если качество обеспечивается не на 100%, то производство и дистрибъюция – недостаточно эффективны Используется идеология всеобщего управления качеством Концепция традиционного менеджмента запасов Допускается небольшое число дефектов Производится выборочная инспекция качества готовой продукции

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-7 ( табл. 6.1., фактор «поддержка технологическим оборудованием») Концепция «точно в срок» Предварительная поддержка технологическим оборудованием существенна Производственный процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность и своевременность доставки МР и запасов НП Концепция традиционного менеджмента запасов Поддержка технологическим оборудованием оказывается по мере необходимости Сбои не возникают, пока запасы поддерживаются на необходимом уровне

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной-8 ( табл. 6.1., фактор «длительность производственного периода») Концепция «точно в срок» Длительность производственного периода поддерживается на минимально возможном уровне При этом возрастает скорость реакции снабженческих каналов на изменения спроса И уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности в продукции Концепция традиционного менеджмента запасов Длительность производственного периода охватывает большой временной интервал Нет потребности в уменьшении этой длительности, пока поддерживаются значительные страховые запасы

Сравнение концепции «точно в срок» с традиционной -9( табл. 6.1., фактор «персонал») Концепция «точно в срок» Необходимо согласовывать действия как рабочего, так и управленческого персонала Нельзя вносить изменений в логистический процесс, пока нет согласованности действий персонала Концепция традиционного менеджмента запасов Управление осуществляет общий менеджмент Изменения не зависят от нижних звеньев управленческого персонала

«Тянущие» системы (pull systems) (1) Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит при достижении их критического уровня в определенных звеньях логистической системы Запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков МР или логистических посредников Существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение МР, НП, ГП

«Тянущие» системы (pull systems) (2) Короткие логистические циклы способствуют концентрации основных поставщиков МР вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки ГП Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание.

Современные технологии «точно в срок» (JIT II) комбинируются из различных вариантов, таких, как : системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов ГП группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса. логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции,

Микрологистическая система KANBAN Это система организации непрерывного производственного потока, способная к быстрой перестройке и практически не требующая страховых запасов. Все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением - потребителем.

Отличия системы KANBAN от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. оно оптимизирует свою работу в пределах заказа другого подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла.

Карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что позволяет реализовать концепцию «точно в срок». Они бывают 2-х видов : Карточки отбора Карточки производственного заказа

Карточки отбора и заказа «kanban» В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки). В карточке заказа указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке.

Движение карточек «kanban» (Рис. 6.1, Рис. 6.2) Предшествующая поточная линия Последующая сборочная линия Склад abab К.заказа a ABC К. отбора Рабочий на автопогрузчике: забирает карточки отбора со сборочной линии, едет с ними за деталями на поточную линию, снимает карточку заказа с контейнера с готовыми деталями, перевозит эти контейнеры на склад у сборочной линии. забирает едет снимает перевозит

Объем незавершенного производства в системе «Kanban» N= [C(T ц + T s )(1 + k)] / Q, N общее количество контейнеров; С среднедневное потребление; Т ц время потребительского цикла (белая карточка), складывающееся из времени ожидания и времени транспортировки; T s время снабженческого цикла (черная карточка), равное сумме времени ожидания и рабочего времени изготовления компонентов; Q емкость контейнера; k параметр страхового запаса (k 0). где

Информационная подсистема микрологистической системы KANBAN: карточки «kanban», производственные графики, транспортные графики, снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло, система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров, система всеобщего (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции, система выравнивания производства.

Реквизиты карточек «kanban»: код компонента (полуфабриката, незавершенного производства); описание; продукция (конечная, промежуточная), где эти компоненты используются; номер ОЦ (код рабочего), где производится компонент; номер ОЦ (код рабочего), который использует данный компонент; количество компонентов для данного контейнера.

Достоинства микрологистической системы KANBAN: значительное улучшение качества выпускаемой продукции; сокращение логистического цикла; существенное повышение оборачиваемости оборотного капитала фирм; снижение себестоимости производства; исключение страховых запасов; значительное уменьшеиие объема НП (до 50%).

Логистическая концепция RP «планирования потребностей/ресурсов» На них (в отличие от JIТ-подхода) базируются логистические системы «толкающего» типа, производственное расписание переводится в «цепочку требований», которые синхронизированы во времени, выполняется планирование покрытия этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения расписания, последовательность требований и покрытий перепланируется в результате изменений либо в производственном расписании, либо в структуре запасов, либо в характеристиках продукта.

Виды логистических систем, основанных на концепции RP в производстве и снабжении: системы «планирования потребности в материалах/производственного планирования потребности в ресурсах» (MRP I / MRP II - materials/manufacturing requirements/resource planning), в дистрибьюции (распределении): системы «планирования распределения продукции/ресурсов» (DRP I / DRP II distribution requirements/resource planning,).

Цели логистических систем, основанных на концепции MRP Ключевым фактором является потребительский спрос; Удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям; Поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции; Планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

Основные функции систем MRP Обеспечение потока плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на горизонте планирования. Определение того, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Определение времени и необходимых количеств материальных ресурсов для выполнения производственного расписания.

Блок-схема системы MRP I (рис.6.3.) Заказы потребителей Прогнозы спроса Производственное расписание База данных о материальных ресурсах Программный комплекс системы MRP I Выходные машино- и видеограммы База данных о запасах материальных ресурсов

База данных о материальных ресурсах содержит всю требуемую информацию: Номенклатуру и основные параметры (характеристики) сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и т. п., необходимых для производства (сборки) готовой продукции или ее частей, Нормы расхода МР на единицу выпускаемой продукции, Моменты времени поставки соответствующих МР в производственные подразделения фирмы, Данные о связях между отдельными входами производственных подразделений по потребляемым МР и по отношению к конечной продукции.

Алгоритмы программного комплекса MRP I переводят спрос на ГП в требуемый общий объем исходных МР, вычисляют цепь требований на исходные МР, полуфабрикаты, объем НП ( на основе информации о соответствующем уровне запасов ), размещают заказы на объемы входных МР для участков производства (сборки) ГП (на основе требований в МР, специфицированных по номенклатуре, объемам и времени доставки МР на соответствующие рабочие места и склады).

Типичный набор выходных документов системы MRP I требования (специфицированные по номенклатуре, объему и времени) на МР, заказываемые у поставщиков; изменения, которые необходимо внести в производственное расписание; схемы доставки МР, объем поставок и т. п.; аннулированные требования на ГП, МР; состояние системы MRP.

Цели внедрения систем MRP I повышение эффективности и качества планирования потребности в ресурсах, снижение уровня запасов МР и ГП, совершенствование процедур контроля за уровнем запасов уменьшение затрат, связанных с этими логистическими функциями.

Недостатки и ограничения микрологистических систем, основанных на MRP-подходе необходимость подготовки и предварительной обработки большого объема исходной информации (увеличение логистического цикла); возрастание логистических издержек на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы уменьшить уровень запасов или перейти на выпуск ГП в малых объемах с высокой периодичностью ; нечувствительность к кратковременным изменениям спроса; значительное число отказов в системе.

MRP I как система толкающего типа (Рис.6.4.) Постав- щик Производство компонентов Склад компонентов Сборочная линия Система MRP I Заказы потребителей ГП МР НП Материальный поток Заказ Выполнение заказа

Пример системы MRP I ( табл. 6.2., схема сборки агрегата) КЭ 1 шт. СЕ2 1 шт. СЕ1 2 шт. СЕ3 3 шт. А 1 шт. (А)

Пример системы MRP I ( табл. 6.2., статус-файл запасов) Наимено- вание элементов Наличный запас Чистая потреб- ность,шт. Длительность производственного периода t, дни Расшифровка Сборка и доставка потребителю Изготовление Выполнение заказа на покупку А СЕ1 СЕ2 СЕ3 КЭ

Алгоритм программы MRP I ( табл. 6.3., начало) MRP-реквизиты Календарные дни Компо- ненты 1Спрос 1А 2 Производствен. расписание 1А 3 Общая плановая потреб- ность 3СЕ3 1СЕ2 2СЕ1 1КЭ 4 Наличный запас на складе СЕ СЕ СЕ

Алгоритм программы MRP I ( табл. 6.3.,продолжение) MRP-реквизиты Календарные дни Компо- ненты КЭ 5 Приход в соответствии с производст- венным расписанием 1СЕ3 1СЕ2 2СЕ1 1КЭ 6 Заказ- требование на компоненты 1СЕ3 1СЕ2 2СЕ1 1КЭ

Функциональная схема системы MRP I I (Рис.6.5.) Планирование потребности в МР (Система MRP I) Планирование производства График производства Планиро- вание МР План загрузки производствен- ных мощностей Данные о потребностях в МР План потребностей в МР Управление спросом Технологичес- кая информация Файл МР Данные о состоянии запасов ЗАКУПКИ Контроль за выполнением обязательств поставщиков Размещение заказов Контроль производ- ственных процессов

Задачи, решаемые системой MRP II контроль и регулирование уровня запасов МР, контроль и регулирование объема НП, контроль и регулирование объема ГП, подготовка, обработка и корректировка информации о приходе, наличии и движении МР, учет запасов в разрезе каждой позиции номенклатуры и номенклатурных групп, мест складского хранения и т. п. выбор стратегии пополнения запасов, расчет критических точек и точек заказа и др.

Преимущества систем MRP II перед системами MRP I более полное удовлетворение потребительского спроса, сокращение продолжительности производственных циклов, уменьшение запасов, лучшая организация поставок, более быстрая реакция на изменения спроса. повышение гибкости планирования, уменьшение логистических издержек по управлению запасами

Комбинирование систем MRP II и KANBAN в интегрированную микрологистическую систему MRP III MRP II используется дли планирования и прогнозирования спроса, сбыта и закупок, KANBAN используется для оперативного управления производством.