Презентацию по истории выполнила ученица 10 А класса Галаганова Наталья. Преподаватель: Жалейко Татьяна Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- ?- Прочитайте текст на странице и назовите особенности развития культуры России в XVII веке.
Advertisements

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА В ХVII ВЕКЕ План: План: 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Театр.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
О БРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ. Архитектура XVII век ВЫПОЛНИЛА : Ю РИНА А НЖЕЛА 7 «Б» КЛАСС.
О БРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ. Архитектура XVII век Р АБОТУ ВЫПОЛНЯЛ : С АРГСЯН С ТЕПАН 7 «Б» КЛАСС.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Бондарева Валентина Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Сапоговская СОШ»
ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА И БЫТ В XVII веке Тема урока 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись 5.Быт в XVII веке.
Культура ХVII века. КУЛЬТУРА исторический определенный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
Презентация к уроку истории (7 класс) на тему: Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"
Культура XVI века. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
«Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье. Нарышкинское или московское барокко - название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца.
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Российская наука и культура в XVII веке. В 17 в. появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях,где «грамотеи»,открывали.
Транксрипт:

Презентацию по истории выполнила ученица 10А класса Галаганова Наталья. Преподаватель: Жалейко Татьяна Николаевна.

Образование В XVII в. открывались новые школы. Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель. Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.

В 1687 г. основано Славяно- греко-латинское училище ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.

Прдолжили дело братья Иоаким и Софроний Лихуды, которые прибыли в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику. В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.

Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Появились первые учебники «Грамматика» Смотрицкого. Меле́той Смотри́цкий (в миру Максим Герасимович Смотрицкий, православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.

«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.

Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье. Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре стало распространение так называемого нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красному кирпичу.

Теремной дворец в Московском Кремле В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.

Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери) По заказу купца Григория Никитникова в годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был основан в 1656 году патриархом Никоном (в миру Никита Минов) как личная подмосковная резиденция и одновременно новый центр русского православия. В соответствии с никоновской программой создания "русского Иерусалима", главное здание обители – Воскресенский собор ( годы) – было скопировано с иерусалимского храма Гроба Господня, монастырский холм получил название Сион, холмы к востоку и северу от него – Елеон и Фавор, древняя Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, река Истра – в Иордан. Со временем монастырь стал крупным духовно- религиозным и культурным центром Русского государства.

Палаты Аверкия Кириллова в Москве По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.

Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в древности называли ткачей). Красно- зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.

Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе Церковь Дмитрия "На крови" была построена в годах в восточной части угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.

Церковь Покрова Богородицы в Филях В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.

Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер. ( ) С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.

"Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшеася жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.

Появилась портретная живопись – создавались парсуны Наталья Кирилловна Нарышкина

Патриарх Никон

Царевна Софья

Матвеев Артамон Сергеевич

Заметные сдвиги во всех областях русской культуры мало влияли на общую культурную панораму страны. Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчёркивали огромную пропасть между жизнью крестьян и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества.

Постепенно европейская модель жизни проникла в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой был комфорт. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда.

В больших каменных домах стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины. В комнатах стояла красивая мебель. Люстры с сотнями свечей освещали помещения.

Под стать домам была одежда хозяев и услуг – на западный манер, короткая и лёгкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьём и драгоценными камнями. Соответствующие были и экипажи – лёгкие, на рессорах, со слугами на запятках.

Элементами быта богатых людей стали концерты, развлечения, шахматы.

Европеизировавши ася люди брили лицо, делали причёски, некоторые использовали парики.

Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконные платья, скромная мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту. Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконные платья, скромная мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту.

Новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с бычьими пузырями в окнах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и пасадские семьи хлебали щи и ели кашу из общей миски деревянными ложками. Они носили одежду их домотканого холста или грубого сукна, лапти летом и валенки зимой, спали на лавках в общих комнатах.