Организация проектного обучения. К ИСТОРИИ ВОПРОСА Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Идея заключалась в том, чтобы вовлечь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Advertisements

Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Типология проектов Презентация к уроку «Метод проектов» Учитель технологии МОУ « СОШ 13 с УИОП» Забегина Елена Леонидовна.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов. История Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР МБОУ ЛИЦЕЯ 3 ПЕТРОВА О. В.
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
«Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» ПИППКРО Центр образовательных информационных технологий Составила Кацуба Ю.П.
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
Транксрипт:

Организация проектного обучения

К ИСТОРИИ ВОПРОСА Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Идея заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса была достаточно прагматична, ученики должны были знать, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Позднее, уже при советской власти, стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, поэтому в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. К сожалению, с годами метод проектов, т.е. способ познавательной деятельности, инструмент познания, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности, например, организацию мероприятий, выпуск газет, создание альбомов и т.д. Подобные результаты укладываются в общепринятое понятие проекта, но это не метод проектов.

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ Метод – это обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия «проект как результат деятельности» (определенное ее оформление) и «проект как метод познавательной деятельности». Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов –это способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Целью их деятельности является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая). Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: а)определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ; б)выдвижение гипотез их решения; в)обсуждение методов исследования; г)обсуждение способов оформления конечных результатов; д)сбор, систематизация и анализ полученных данных; е)подведение итогов, оформление результатов, их презентация; ж)выводы, выдвижение новых проблем исследования.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки, по которым осуществляется типологизация: доминирующая в проекте деятельность; предметно-содержательная область; характер координации проекта; характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – моделируется ситуация реального научного поиска, подчиненного логике и структуре исследования. Результатом может быть аналитический отчет, публикация и т.д. ИНФОРМАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов. Результатом может быть реферат, статья, доклад, видео и т.д. ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – процесс его создания обуславливает развитие у учащихся креативных способностей, умений применения знаний на практике. Деятельность учащихся развивается, подчиняясь их интересам и жанру конечного результата. Он может завершиться разработкой сценария праздника, оформлением альбома, выставкой, съемкой видеофильма и т.д. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – это модель социально значимого продукта, которым могут воспользоваться все: вспомогательные учебные материалы (словарь, справочник, наглядное пособие и т.д.), план озеленения школьного двора, оформление кабинета и т.д. РОЛЕВОЙ (ИГРОВОЙ) УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – в нем учащиеся берут на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат – ролевая игра.

ПО ПРЕДМЕТНО – СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА: Монопредметные учебные проекты, которые предполагают выполнение исследования в рамках одного учебного предмета. Они используются на начальных этапах развития у учащихся умений учебно – исследовательской деятельности. При этом работа над таким проектом предусматривает применение знаний из разных областей жизнедеятельности. В данном случае должны быть четко обозначены те знания и умения, которые учащиеся должны приобрести в результате. Межпредметные учебные проекты – это более сложное и комплексное исследование с элементами содержательной интеграции разных областей знаний. Они требуют квалифицированной помощи со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанных форм промежуточных и итоговых презентаций. Надпредметные учебные проекты – это проекты, выходящие за рамки классно-урочной системы. Они осуществляются в творческих мастерских, в ходе факультативов и изучения интегрированных курсов.

ПО ХАРАКТЕРУ КООРДИНАЦИИ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА: Проекты с открытой явной координацией. Координатор проекта выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует, в случае необходимости, отдельные этапы их деятельности. Проекты со скрытой координацией. Координатор не обнаруживает себя в деятельности групп, он выступает как полноправный участник проектной деятельности.

ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ ВЫДЕЛЯЮТ: Внутренние (региональные) проекты. Они организуются внутри одной школы, между классами, школами, внутри региона, внутри одной страны. Международные учебные проекты. В их работе принимают участие представители разных стран. Для их реализации требуются средства информационных технологий.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА: Индивидуальные учебные проекты – они предполагают решение всех задач, возникающих в процессе подготовки проекта, одним учащимся, что довольно сложно. Групповые (парные) учебные проекты. Оптимальное количество учащихся такой проектной деятельности должно составлять 3 – 4 человека. В ходе подготовки группового учебного проекта развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству, что очень важно в современном обществе.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА: Краткосрочные – они являются решениями небольшой проблемы или какой – либо части более крупной проблемы. Данные проекты могут быть реализованы в рамках отдельных уроков. Средней продолжительности – как правило это межпредметные проекты. На их осуществление уходит от недели до месяца. Долгосрочные учебные проекты – предполагают решение достаточно крупной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем. Поэтому они могут представлять собой совокупность нескольких проектов. Такую проектную деятельность целесообразно осуществлять группами, при этом используется и внеурочное время. Выполняются такие проекты от 1 месяца до года.

Анализ литературы и состояние практики позволяют выделить следующие этапы выполнения проектов : выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, производства и т.д.; оценка интеллектуальных, материальных, финансовых возможностей, необходимых для осуществления проекта; сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта; разработка идей выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений; планирование, организация и выполнение проекта с учетом всех требований, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы.

Деятельность учителя при реализации метода проектов осуществляется по ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Формирование банка заданий; Создание условий для разработки и осуществления учебного проекта; Вооружение учащихся необходимыми знаниями и умениями.

УЧИТЕЛЬ, организующий учебно – проектную деятельность, ДОЛЖЕН : Подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки и развить инициативу школьников; Постоянно пополнить свои знания по тематике проектов, выступать « играющим тренером» в работе над проектом; Обеспечить базу для выполнения проектов; Создавать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта; Осуществлять в основном консультирование учеников; Подсказывать, в ходе работы над проектом, лишь общее направление, главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы и т.д.

P.S. УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !!! Реализация метода проектов без обучения в сотрудничестве невозможна, т.к. сам по себе этот метод очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности к поисковой, исследовательской, творческой деятельности. Поэтому перед нами стоит проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и т.о. при совместной дальнейшей работе все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно!!! Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.