1 СТЕПАНОВ Станислав Александрович ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ Специальность:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Advertisements

Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Экологическая этика Лекция для специальностей «Физика», «Радиотехника» «Радиотехника»
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Организационно-педагогические условия реализации проекта «Забота» Одно из направлений социально-воспитательной работы в школе – это проектная деятельность,
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Воспитание как педагогический процесс.
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Транксрипт:

1 СТЕПАНОВ Станислав Александрович ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ Специальность: общая педагогика история педагогики и образования Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор ИВАЩЕНКО Александр Васильевич

2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ на современном этапе человечества породила риски и вызовы, в том числе: - масштабность изменений; - информационная революция; - глобальный экономический рынок; - военные конфликты и международный терроризм; - бедность и экономическое неравенство; - глобальный экологический кризис и др.

3 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. или социальное развитие, не прерывающее природные условия существования человечества.

4 ГИПОТИЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Общая гипотеза исследования заключается в следующем: педагогическая система экологического образования будущих специалистов в интересах устойчивого развития может быть реализована при условии теоретической разработки его концептуальных основ и их практической актуализации в пространстве инновационной деятельности эколого-ориентированного высшего учебного заведения.

5 Частная гипотеза исследования. Процесс экологического образования студентов, осуществляемый в условиях эколого- ориентированного высшего учебного заведения, может выступить действенным социальным механизмом устойчивого развития, если: будут определены методологические и теоретические основания осуществления экологического образования в интересах устойчивого развития; определен характер содержания экологического образования и соответствующие особенности его обновления в условиях устойчивого развития;

6 рассмотрена эколого-ориентированная личность как ведущая цель экологического образования будущих специалистов и необходимое условие реализации концепции устойчивого развития, как цель и одновременно критерий продуктивности разрабатываемой концепции экологического образования будущих специалистов, способной и готовой решать проблемы устойчивого развития на местном и глобальном уровне; обоснована роль такого экологического образования в формировании ключевых образований эколого-ориентированной личности (эколого-ориентированного мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры и экологической компетентности личности);

7 определена роль экологической компетентности как системообразующего личностного образования в структуре и компонентах эколого-ориентированной личности (эколого-ориентированного мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры), отражающего в своем проявлении уровень их сформированности у студентов и определены соответствующие индикаторы (критерии) проявления этих свойств, а также психолого-педагогические и акмеологические детерминанты их формирования и развития; разработана обобщенная концептуальная модель инновационного эколого-ориентированного высшего учебного заведения, осуществляющего экологическое образование студентов в интересах устойчивого развития, а также частные особенности ее осуществления в практике высшего учебного заведения;

8 эмпирически подтверждены эффективность и жизнеспособность данной модели в виде реальной деятельности конкретного высшего учебного заведения, в связи с чем апробирована система психолого-педагогического мониторинга, разработанная с целью опытного исследования продуктивности экологического образования студентов в условиях специально спроектированной и организованной инновационной (эколого- ориентированной) профессионально- образовательной среды указанного высшего учебного заведения; теоретически определены и эмпирически обоснованы условия и факторы продуктивности экологического образования в интересах устойчивого развития в современном вузе.

9-1 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Обобщить российский и зарубежный опыт модернизации высшего образования в интересах устойчивого развития, провести теоретико- методологический анализ подходов к экологическому образованию, разработанных в рамках реализации идей устойчивого развития в России и за рубежом. 2. Обосновать и раскрыть сущность категории нравственного императива как базовой для определения ключевых понятий исследования: «эколого-ориентированное мировоззрение», «экологическое сознание», «экологическая культура», «экологическая компетентность», «экологическое образование в интересах устойчивого развития». 3. Раскрыть особенности экологического образования в вузе как непрерывного процесса, осуществляемого в интересах устойчивого развития, и его содержание.

Обосновать ведущую роль экологического образования в интересах устойчивого развития в формировании эколого-ориентированной личности и ее важнейших компонентов эколого- ориентированного мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры и экологической компетентности как системообразующего. 5. Обосновать обобщенную концептуальную модель инновационного эколого-ориентированного высшего учебного заведения, осуществляющего высшее образование в интересах устойчивого развития, а также психолого-педагогический алгоритм ее осуществления в реальной практике.

Осуществить анализ процесса становления специально организованного экологического образования в интересах устойчивого развития в конкретном высшем учебном заведении, представить и внедрить соответствующую рабочую концепцию деятельности Международного независимого эколого- политологического университета как инновационной профессионально-образовательной среды с учетом теоретических позиций обобщенной концептуальной модели. 7. Выявить основные условия и факторы продуктивного экологического образования, осуществляемого в высшем учебном заведении для устойчивого развития, разработать соответствующую систему научно-практических рекомендаций по трансляции концептуальных основ экологического образования для устойчивого развития как важного направления модернизации высшей школы России.

10 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ « …это та граница допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Н.Н. Моисеев

11 НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ ПО Н.Н. МОИСЕЕВУ СущностьПринципы Новые этические нормы поведения и осознание человеком себя как части Природы Знание законов развития Природы Синтез культа красоты Природы, красоты человеческих мыслей и устремлений Уважение и подчинение законам развития Природы Рачительность и бережливость в отношении с Природой с осознанием того, что будущие поколения должны иметь те же ресурсные и инвайронментальные условия, что и ныне живущие Согласованное развитие человека – Природы – общества (режим «коэволюции») ЦЕЛЬ Новый характер взаимоотношения людей между собой и Природой

12-1 ОТЛИЧИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭООУР ОпределениеПолучение и активное освоение ключевых представлений, обеспечивающих социально приемлемую безопасность во взаимодействии человека и природы Овладение комплексом знаний и навыков в области устойчивого развития (экономические, политические, экологические, культурологические аспекты); создание условий для того, чтобы удовлетворение потребностей людей осуществлялось без ущерба для будущих поколений, а охрана окружающей среды становилась неотъемлемой частью процесса развития ЦельСнижение индивидуального и группового риска, обеспечение неопределенно долгого благополучия людей нынешнего и будущих поколений в меняющейся биосфере Повышение компетентности людей в области устойчивого развития и уверенности в себе для ведения здорового и плодотворного образа жизни в гармонии с природой, с заботой о социальных ценностях, равноправии полов и культурном разнообразии ЗадачиФормирование нового мировоззрения, необходимого для пересмотра взаимоотношений человека и биосферы. Формирование ценностных ориентации и норм поведения. Усвоение теории и практики охраны природы Содействие устойчивому развитию в рамках формального и неформального обучения и просвещения. Усвоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы. Содействие научным исследованиям в области ОУР и развитию ОУР

12-2 Принципы Опережающий характер образования. Интеграция наук. Междисциплинарность. Непрерывность. Последовательность Опережающий характер образования. Интеграция наук. Междисциплинарность. Последовательность. Непрерывный процесс обучения, ис- следования проблем, в рамках которого оптимальные решения могут меняться (уточняться) по мере накопления опыта. Уточнение концепции экологического образования для большей ориентации на проблемы развития. Целостный подход при рассмотрении разнообразных тем и проблем УР. Сохранение традиционных знаний как составной части ОУР. Образование через всю жизнь. Обеспечение равновесия местных и глобальных интересов в ходе обучения. Сочетание знаний и диалога между учащимися, властями и гражданским обществом. Смещение акцентов от методов передачи информации к социальным методам обучения ЭООУР

13 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

14 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

15 СТУДЕНТЫ МНЭПУ О СВОЕМ УРОВНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

16 ЗАВИСИМОСТЬ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЯХ ОТ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

17-1 ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МировоззрениеСутьЭтические ценности АнтропоцентризмЧеловек есть центр и высшая цель мироздания, а цель взаимодействия с природой - удовлетворение его потребностей в ущерб последней Человек - главная ценность БиоцентризмИнтересы живой природы – превыше всего. Противостоит антропоцентризму, является радикальным направлением энвайронментализма. Среди основных положений: благоговение перед жизнью; синкретичность (единство) мира; биосферный эгалитаризм (равенство); принцип экологического самообеспечения – использование природных ресурсов лишь в пределах обеспечения существования человеческого вида (снижение материальных стандартов, повышение духовных аспектов качества жизни) Справедливость, чувство меры, равенство ПатоцентризмСоставная часть концепции биоцентризма, направленная на освобождение животных от боли и страданий. Забота о ближнем, сострадание

17-2 ЭкоцентризмВысшая цель – сохранение экосистемы, как совокупности растений и животных, воспринимаемых в качестве полноценного субъекта во взаимодействии с человеком. Ценности: гармоничное развитие человека и природы (коэволюция); воздействие на природу сменяется взаимодействием для удовлетворения потребностей и человека, и всего природного сообщества; охрана природы диктуется необходимостью сохранить ее ради нее самой и будущих поколений людей; правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее только то, что не нарушает существующее в природе равновесие Чувство гармонии ЭнвайронментализмОбщетеоретическая и мировоззренческая ориентация в социальной экологии. В центре внимания находится взаимодействие социальных образований со средой обитания, а также социальное движение за качество среды обитания Активная жизненная позиция МировоззрениеСутьЭтические ценности

18 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ К ДИССЕРТАЦИИ 1. Предложения в проект закона "Об образовании в Российской федерации". 2. Концепция Международного независимого эколого-политологического университета (вторая редакция, 2007г.). 3. Некоторые публикации по тематике устойчивого развития и экологического образования для устойчивого развития, изданные в МНЭПУ в гг. 4. Основные положения концепции устойчивого развития, представленные в учебных дисциплинах МНЭПУ.

19 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !