Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент 1 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент специальности: «Инвестиционный менеджмент» «Инновационный менеджмент».
Advertisements

Управление организацией 1 курс. Список литературы 1.Петрович М.В. Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф.
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 1. Сущность управленческой деятельности. Понятие менеджмента.
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
Тема 1. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления предприятием.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Организационное развитие: современный взгляд. Основополагающие законы организации Основополагающие законы организации: закон синергии, закон самосо­хранения.
Транксрипт:

Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент 1 курс

Список литературы 1. Петрович М.В. Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. М. В. Петровича.– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, с. 2. Петрович М.В. Управление организацией. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, с. 3.Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. – Мн: Современная школа, –368 с. 4. Мильнер Б.З. Теория организации.– 5-е издание.- М.: ИНФРА-М, с. 5. Петрович М.В., Брасс А.А. Управление организацией: словарь-справочник. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, – 333 с. 6. Практикум по теории управления / Под ред. Ю.П. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.- 2-е издание.- М.: Финансы и статистика, с.

Список нормативно-правовых актов Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», 9 декабря 1992 г., 2020-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от N 100-З, от N 372-З, от N 168-З) Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г. 218-З (в ред. Законов Республики Беларусь от N 415-З, от N 7-З, от N 79-З, от N 104-З, от N 113-З, от N 128-З, от N 148-З, от N 159-З, от N 183-З, от N 211-З, от N 267-З, от N 316-З, от N 9-З, от N 44-З, от N 76-З, от N 99-З, от N 115-З, от N 136-З, от N 137-З, от N 150-З, от N 160-З, от N 162-З, от N 193-З, от N 212-З, от N 233-З, от N 278-З, от N 300-З, от N 301-З, от N 347-З, от N 366-З, от N 96-З, от N 97-З, от N 167-З, от N 172-З, от N 241-З, от N 285-З) О создании и деятельности в республике хозяйственных групп: Указ Президента Республики Беларусь, 27 ноября 1995 г., 482. (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от , от , от , от , от , от , от , от ) О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 28 декабря 2009 г., 660 (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от N 2, от N 458, от N 113, от N 312) О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь, 31 дек г., 4

Список дополнительной литературы Брасс, А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, – 280 с. Брасс, А. Основы теории организации: учеб. пособие. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, – 152 c. Брасс, А. Мотивация: ласковый кнут и жесткий пряник / А. А. Брасс. – Минск: Изд-во Гревцова, – 120 с. Баринов, В. Организационное проектирование / В. А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, – 384 с. Лафта Дж. Теория организации.- М.: Проспект, с. Друкер, П. Менеджмент. Вызовы XXI века / П.Ф. Друкер – М.: Манн, Иванов, Фербер, – 256 с. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, – 800 с. Мильнер, Б. Управление знаниями в инновационной экономике / Б. З. Мильнер. – М.: Экономика, – 599 с. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, – 672 с.

Электронные источники информации Портал «Корпоративный менеджмент»: электронная библиотека, конференции, форум, рассылка и другое Административно-управленческий портал: электронная библиотека, форумы, деловая игра и другое Технологии корпоративного управления: электронная библиотека, форум, рассылка и другое Интернет-портал для управленцев: электронная библиотека, интервью, форумы, блог

Организация учебного процесса по изучению дисциплины Виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины 44 часа Аудиторные занятия 28 часов Лекции 4 часа – 2 лекции Семинарские занятия Тематические дискуссии Тренинги 12 часов / 8 часов / 4 часа – 12 занятий Самостоятельная работа 16 часов Форма итогового контроля:зачет

Объект и предмет курса «Управление организацией» Объект изучения курса – организация как социальная система. Предмет изучения курса – принципы, методы и инструменты управления организацией.

Изучение курса базируется на знаниях из других дисциплин Макроэкономика Микроэкономика Теория государства и права Культурология Психология Высшая математика …

Основа для изучения других дисциплин Маркетинг Логистика Стратегический менеджмент Инновационный менеджмент Производственный менеджмент Антикризисное управление Государственное и местное управление Организационное поведение Управление изменениями Исследование систем управления …

Структура курса «Управление организацией» 1. История и современные представления об управлении организацией 2. Развитие управленческого мировоззрения 3. Организация как функция и система управления 4. Цели и принципы управления организацией 5. Планирование как организационная функция 6. Мотивационные концепции в организационном построении 7. Контроль и контроллинг в управлении организацией 8. Управленческие методы 9. Классические структуры управления организацией 10. Информационное обеспечение организационной деятельности 11. Знания и интеллект в современной организации 12. Персонал в системе управления организацией 13.ТД: Организационно-управленческая культура 14. Формирование и развитие имиджа организации 15.ТД: Современный стиль работы руководителя 16. Оценка деятельности современного руководителя 17. Принятие управленческих решений и оценка их эффективности 18. Управление конкурентоспособностью организации 19. Организация работы с потребителями 20. Формирование организации предпринимательского типа 21. Новые организации: тенденции и особенности развития

Анкета

Тема 1. История и современные представления об управлении организацией Предмет и объект науки и практики управления Периоды развития управления: ранний, индустриальный и современные этапы Классические школы управления, их основатели и ключевые положения Субъект, объект и контур управления Система управления и ее основные элементы: аппарат, механизм, процесс и ресурсы, обеспечивающие управление Современная управленческая парадигма: особенности и тенденции

«Управление» - это вид деятельности и процессы, связанные с разработкой концепции и стратегии развития организации, постановкой ее целей, планированием, организационной деятельностью, распорядительством, координированием и контролем, а при необходимости и корректировкой ранее принятых решений. ________________________________________

Управление Предмет науки управления - управленческие отношения, технологии и методы управления, тенденции развития практики управления. Объект управления - отрасли, территориальные общности людей, стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, ресурсы, характеристики и отношения деятельности. Субъект управления - лицо либо группа лиц, осуществляющих управленческое воздействие на объект управления. Метод управления - способы потенциальной реализации управленческих функций.

Менеджмент Менеджмент (лат. manus – рука) – широко употребляемое в управлении понятие, имеющее по некоторым подсчетам около 1000 значений. (Международная ассоциация менеджеров) В словаре Н. Уэбстера приводятся следующие значения слова «менеджмент»: -действие, искусство или стиль управления, руководства или регулирования, надзора, контроля, распоряжения, направления; -управляемое существо; -умелое руководство; заботливое, тактичное обхождение; -опыт, мастерство в управлении; административные, организаторские способности; -лицо (или лица) управляющее бизнесом, учреждением; -совокупность таких лиц, рассматриваемая как определенная социальная группа с особыми интересами, характерными экономическими взглядами.

Подходы к определению сущности категорий «Управление» и «Менеджмент» ИСКУССТВО НАУКА ФУНКЦИЯ ПРОЦЕСС ЛЮДИ ОРГАН ИЛИ АППАРАТ ИСКУССТВО НАУКА ФУНКЦИЯ ПРОЦЕСС ЛЮДИ ОРГАН ИЛИ АППАРАТ МЕНЕДЖМЕНТ УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНОСТЬ - форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде АДАПТИВНОСТЬ - форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде

Основные функции управления Функции управления планирование контроль организация мотивация Определение целей, задач и стратегии их достижения Заблаговременно определять опасность, обнаруживать ошибки и т.д., корректировать деятельность Создание производства, формирование структуры управления, обеспечение документами, организация производственного процесса Обеспечение высокой активности и качества работы путем поощрения либо наказания и удовлетворения потребностей работников координация Координация трудовой деятельности людей

Функции управления по А.Файолю 1. Планирование – определение номенклатуры и ассортимента, сроков производства, объемов выпуска продукции, количества необходимого оборудования, технологической оснастки, численности работников по категориям, экономических показателей (себестоимости, прибыли, рентабельности), а также то, каким образом предприятия собирается достигать этих целей. 2. Организация – создание некой структуры, упорядочение последовательности выполнения действий и закрепление ответственности за лицами, выполняющими определенные задания. 3. Распорядительство – функция, означающая: давать указания, распоряжаться, регулировать, т.е. заставлять персонал работать надлежащим образом. 4. Согласование – обеспечение взаимодействия всех лиц и осуществление действий, направленных на достижение единых целей предприятия. 5. Контроль – учет и анализ выполнения заданий, предпринимаемые с тем, чтобы все на предприятии выполнялось в соответствии с правилами и установленными требованиями. 6. Мотивация – стимулирование работников к выполнению поставленных задач наилучшим образом за счет материального и других видов вознаграждения.

Основные этапы развития теории и практики управления I.Древний период IX-VII тыс. лет до н.э. – II тыс. лет до н.э. II.Ранний период II тыс. до н.э. - до XVIII века н.э. III. Индустриальный период ( гг.) IV. Период систематизации ( гг.) V. Информационный период (1960 г. - по настоящее время)

Классические теории управления (Ф. Тейлор) Фредерик Уинслоу Тейлор ( гг.) – американский инженер, исследователь и организатор производства. В своих наиболее известных работах – «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал новую систему управления, которая впоследствии была названа «школой научного управления» Тейлор так характеризовал свою систему: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Классические теории управления (Ф. Тейлор) В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа (правила управления): - создание научного фундамента, заменяющего старые сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; - отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; - сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения Научной Организации Труда (НОТ); - равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Классические теории управления (Генри Форд) Генри Форд (1863 г. в штате Мичиган США -1947), инженер-механик, американский промышленник, выдающийся организатор производства; создатель крупнейших в мире автомобильных заводов, один из основателей автомобильной промышленности США. В годах создал первый автомобиль с четырехтактным двигателем (марка "Форд"), в 1903 году основал автомобильную компанию "Форд мотор", ставшую одной из крупнейших в мире. На своих заводах широко внедрил систему поточно-массового производства. Г. Форд - последователь школы научного управления, и был убежден, что для создания среднего класса активных потребителей необходимо создать условия получения хороших заработков для рабочих, что в свою очередь станет базой для динамического развития экономики страны.

Классические теории управления (А. Файоль) Анри Файоль ( ) – французский инженер-исследователь. Основной труд «Общая и промышленная администрация» (1916 г). Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в. Анри Файоль создал «теорию администрирования». Целью административной школы была разработка универсальных принципов управления, т.е. основных правил, определяющих построение и функционирование системы управления, и важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

14 принципов управления (А. Файоль) Разделение труда, т.е. специализация применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского. Власть и ответственность. По мнению Файоля, они связаны между собой, причем ответственность является следствием власти. Дисциплина, т.е. уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Одним из средств воздействия на подчиненных в деле укрепления дисциплины Файоль считал личный пример начальника. Единоначалие по сравнению с коллегиальностью имеет то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, действия и распорядительства. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться одним и тем же планом. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия, интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.

14 принципов управления (А. Файоль) Централизация. Здесь Файоль имеет в виду степень концентрации или рассредоточения власти. Скалярная цепь, т.е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком тщательное следование ей может нанести вред. Порядок, т.е. «всему свое место и все на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль считал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления. Инициатива, т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единстве сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.

Система: понятие и сущность Система - совокупность объектов и процессов, называемых элементами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементами, взятым в отдельности. Основные свойства системы (системные признаки) – целостность, структурность, иерархичность, зависимость каждого элемента, их свойств и отношений от места и функций внутри целого, взаимозависимость системы и окружающей среды. Целостность предполагает обладание новыми системными свойствами, отсутствующими у составляющих систему элементов, т.е. несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из них свойств системы. Это не интегральные, а совершенно новые свойства или качества системы в целом.

Свойства системы Структурность означает, что все элементы системы размещены в пространстве и во времени, а связи и отношения этих элементов зафиксированы. Структура играет главную роль в формировании новых свойств, поддерживает ее целостность и устойчивость. Статичное состояние системы может быть описано путем установления ее структуры. Иерархичность системы означает возможность ранжирования, упорядочения деления системы на части, подсистемы и элементы. Каждая система может быть представлена как совокупность подсистем. При этом, любая система может быть рассмотрена как подсистема системы более высокого порядка. Подсистема - это часть системы, имеющая системные признаки, но не обладающая обособленностью, характерной для самостоятельных систем.

Социальная система Социальные системы - это целостные образования, основным элементом которых являются люди, их нормы и связи. Организация - особый вид социальных систем, в которой относительно автономная группа людей осуществляет совместную скоординированную деятельность на достижение некоторой заранее установленной цели или по заранее установленному плану. Социально-экономическая система это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Законы развития организаций Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Закон самосохранения: каждая система (организация) стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал (ресурсы). Закон развития: каждая система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов его жизненного цикла: становления, развития и угасания. Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает материальная система (организация), тем эффективнее ее стремление к упорядоченности и самоорганизации и больше вероятность обеспечения ее устойчивого функционирования. Закон композиции и пропорциональности: каждая система (организация) стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к оптимальному количественному соотношению между ними.

Система управления Каждая система управления включает следующие составные части: - субъект управления, - объект управления, - управляющие воздействия, - обратная связь. Данные части образуют единый и в то же время всеобщий контур управления

Система управления Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Обратная связь это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.

Система управления и ее основные элементы Система управления включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы: - аппарат управления (кадры); - механизм управления; - процесс управления; - ресурсы, обеспечивающие процесс управления; - механизм совершенствования управления.

Система управления и ее основные элементы Аппарат управления представляет собой коллектив работников, осуществляющих целенаправленное воздействие на управляемый объект. В аппарат управления входят люди, принимающие управленческие решения, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений. В соответствии с выполняемыми функциями в аппарате управления выделяются руководители, специалисты и технические исполнители. Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры управления. Организационная структура управления определяет необходимое количество управленческого персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями; устанавливает права, обязанности и ответственность работников управления; определяет требования к профессиональному уровню работников и т.п.

Система управления и ее основные элементы Механизм управления - внутреннее устройство системы управления, в которое входят: - аппарат выработки целей и задач управления организацией; - средства реализации законов и принципов управления; - система функций и методов управления.

Процесс управления организацией Предприятие Управляющая подсистема (субъект управления) Управляемая подсистема (объект управления) Вертикаль управления Горизонтальные (партнерские) связи Внешняя среда Информация обратной связи Командная информация (управленческие решения)

Современная управленческая парадигма - усиление социальной ориентации систем управления на сотрудника, потребителя, собственника; - смещение в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления с отношений господства и подчинения к диалогу, согласию и сотрудничеству между ними; - усиление внимания к технологии управленческого труда как основе его совершенствования и оптимизации; - профессионализация управленческого труда; - переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой люди реализуют себя как личности (формирование организационной культуры); - усиление осознанности социальной значимости и полезности управленческого труда; - интернационализация теории и передовой практики управления.

Спасибо за внимание