1 Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Чарлз Ликсон 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Advertisements

Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
ВЫПОЛНИЛА: ТЕРЕХИНА Е.А. СТУДЕНТКА 47 ГРУППЫ Несводимость конфликта к насилию. Конфликт как многомерное явление.
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
Открытый урок по обществознанию 10 класс (профильная группа) ТЕМА УРОКА: «Конфликт в межличностных отношениях» Учитель: Солдатова Л.В.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Политический конфликт Презентация к теме « политическая деятельность» 10 класс профильный уровень.
Конфликты в обществе
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Шаталова М.Л., старший преподаватель кафедры педагогики ЗабКИПКРО.
1.Структура конфликта 2. Конфликтное поведение Структура конфликта- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Стили поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: К. Томас выделяет пять основных стилей.
Транксрипт:

1

Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Чарлз Ликсон 2

Человек так устроен, что, если поместить его в психологически комфортную, абсолютно бесконфликтную среду, он начнёт генерировать стрессовые ситуации из-за ерунды. Анна Борисова («Времена года») 3

столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба 4

1. Конфликт - борьба за ценности и притязания на: определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. 2. Конфликт это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социальный конфликт явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку. Вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию, ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. 5

Конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. 6

Противоречия: вызывают противоборство между сторонами конфликта. Объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными личностными факторами. Противоречия могут существовать в бесконфликтной форме, как противоречие между мужчиной и женщиной. Существует множество противоречий, которые к конфликту не имеют никакого отношения (противоречия между человеком и природой, производством и потреблением). 7

Всякий конфликт это взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта (отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи). 8

9

Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил, процедур и соглашений. С этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие от конфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. 10

ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта; неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него; дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий; материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта. 11

конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать; играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга; способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников; снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей; стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости; выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров; развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход; конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел). 12

Конфликтующие стороны В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны отдельные индивиды или целые группы. В конфликте могут быть замешаны и другие участники сочувствующие (той или другой стороне),провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы. Социальные характеристики - принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет и пр. Психологические характеристики это свойственные человеку личностные черты. Эти черты часто во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта. 13

Зона разногласий предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Иногда оказывается, что пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликт антов неосознанными. Границы зоны разногласий подвижны. В ходе конфликта они могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» и в результате к расхождениям по делу добавляются еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. 14

Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» спросил Чехов. «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», ответил убийца. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Если человек считает конфликтную ситуацию реальной, то это влечет реальные конфликтные последствия. А тот, с кем он конфликтует, может даже не подозревать, что находится в конфликтных отношениях. 15

Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т. д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам. Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь. 16

Основными видами действий, являются: создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны; невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств; захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны; нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации; унижающие человеческое достоинство действия; угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; физическое насилие. 17

Структура конфликта Динамика конфликта Разрешение конфликта (управление конфликтом) Типология конфликтов 18

Объект конфликта Участники конфликта Социальная среда, условия конфликта Субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы. 19

Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности. Конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Разрешение или урегулирование конфликта связано с устранением не его объекта, а его предмета. Случается, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко. 20

Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба всегда реальна. Различие между объектом и предметом конфликта и в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Предмет конфликта противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало «неспокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо. Объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует. При анализе конфликта необходимо выявить его подлинный объект. В силу различных обстоятельств люди склонны камуфлировать истинный объект конфликта. 21

Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим. Если желаемый результат может быть дос­тигнут другими средствами, они должны (или могут) быть применены. В этом случае конфликт является лишь одной из нескольких возможностей для достижения цели. Нереалистический конфликт. Его объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения. Он состоит в потребности снять напряжение, «разрядиться», «выпустить пар». нереалистический конфликт обусловлен не наличием полярных целей у антагонистов, но необходимостью разрядки напряжения для одного из них или для обоих противников. В этом случае конфликт не ориентирован на достижение каких-то результатов. Нереалистический конфликт содержит цель в самом себе, поскольку он допускает только снятие напряжения и выбранный противник может быть замещен другим «подходящим» объектом 22

По субъектам, или сторонам конфликта: 1) внутриличностные. 2) межличностные. 3) между личностью и группой. 4) межгрупповые. 23

Носитель внутриличностного конфликта отдельная личность. Содержание конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными вариантами поведения. 24

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. 25

Категоризация – выделение чужой группы. Использование неполной информации – отмечены только некоторые черты. Обобщение и обезличивание – вырабатываются стереотипы (социальные, этнические, культ урные). Стратегия поддержки стереотипов. 26

Агрессии Негативные негативные чувства Стереотипы Агрессии вербальные действия 27

Более многоплановый. Имеет много общего с межличностным. Включает в себя целую систему отношений, определенным образом организованную. Имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются причины, обусловленные групповой организацией. 28

Выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. 29

Принципы социального доказательства (вести себя также как другие). Информация о происходящем недостаточна. Распыление ответственности (вести себя как большинство в группе). Деиндивидуализация. Конформизм (ситуация влияет на поведение). Меньшинство влияет на большинство. 1. Уверенность в себе и во взглядах. 2. Последовательность действий. 3. Способность привлекать сторонников. 30

совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми. 31

Коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части и т.д. Для таких групп характерна институциональная организация, а основная их роль и задача обусловлены официальным общественным статусом. Типичная средняя группа относительно самостоятельная организация, имеющая свой статус и функции в системе общественного разделения труда или внетрудовой деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся структуру, иерархию, администрацию, органы управления. 32

Такие образования, как социальные классы, политические партии. Касты, социальные слои (страты), этнические общности. Национальные образования, крупные религиозные объединения. Конституируются на основе общих для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных и т.д.). 33

Сторонами этого конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами. 34

По сферам жизнедеятельности людей: бытовые; семейные; трудовые; воинские; учебно-педагогические и др. По характеру объектов. ресурсные; статусно – ролевые; социокультурные; идеологические и др По направленности воздействия и распределения полномочий: конфликты «по вертикали» конфликты «по горизонтали» 35

Конфликтанты; инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы). 36

Участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Человек, затеявший склоку в коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него. 37

Группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт значит продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта. Пособники Лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д. 38

Роль посредника авторитетный помощник, призываемый субъектами конфликта для разрешения проблемы. Важная черта посредника это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Цель посредничества добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника. 39

Среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп. По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную. Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально- психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей. 40

Совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство. На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумном цехе, в запыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. 41

Совокупность настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта Они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. На микроуровне в рамках организации, общественно- психологическая среда это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д. На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. 42

к социальным факторам относятся следующие: снижение уровня жизни (50,4%); неуверенность в завтрашнем дне (27,9%); состояние медицинского обслуживания (24,6%); отсутствие работы или опасение потерять ее (20,5%); тяжелое экономическое положение страны (19%); коррупция, произвол чиновников (18,3%); преступность, неуверенность в своей безопасности (16,2%). 43

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. В наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации. Личностные элементы конфликта 1) основные психологические доминанты поведения; 2) черты характера и типы личностей; 3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; 4) неадекватные оценки и восприятия; 5) манеры поведения; 6) этические ценности. Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта. 44

1. Стремиться укрепить уверенность в себе (вспомнить о своих прошлых успехах). 2. Выбирают такую стратегию,в которой всегда виноваты другие (непризнание своей вины). 3. Проводят активное преобразование окружающей среды, вызывающей стресс. 1. Пытаются найти поддержку (поговорить с кем-то). 2. Выбирают стратегию : «ну почему я…» (постоянно думают о проблеме). 3. Выбирают стратегию: «бедная я, несчастная» (жалость к себе). 4. Выбирают стратегию : «я сама виновата» (самобичевание). 5. Стремятся убежать или спрятаться. 6. Находят утешительную компенсацию. 45

1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности. 46

формируются в процессе социализации личности выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации. На базе ценностных ориентации происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли вообще участвовать в конфликте. Например, по поводу одного и того же предмета линия поведения религиозного и светского человека может быть совершенно различной. Ценностные ориентации обнаруживаются прежде всего в целях участников конфликта. В этических ценностях людей выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. 47

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата. на достижение которого направлено действие человека. это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники. Результат определяет направленность поведения. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретет побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения. Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта 48

Интересы участников конфликта это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Противоречие интересов рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. Потребность субъектов конфликта это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Является состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе конфликтное поведение. При этом эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности. 49

Базовые характеристики. Индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. экстраверсия интроверсия, эмоциональная неустойчивость эмоциональная стабильность. В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей: 50

1) Экстраверты люди, требующие постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость. 2) Интроверты стимулы для жизненной активности черпают изнутри, живут своим внутренним миром. Замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно. 3) Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам. 4) Эмоционально стабильные люди свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей. 51

Меланхолик человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают. 52

Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы. 53

Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность. В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений. 54

Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям. 55

Психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики. Художественный тип. Доминирует правое полушарие мозга. Характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия. Мыслительный тип. Доминирует левое полушарие. Преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логические рассуждения. Рациональность преобладает над эмоциональностью. смысла. Резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта, 56

Занижение или завышение качеств других людей или своих собственных Эффект ореола ошибка возникает при необходимости делать выводы о внутренних характеристиках другого человека по внешним признакам. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол) и негативной пристрастности (отрицательный ореол). Эффект бумеранга – при определенных воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельную личность может получиться результат, противоположный ожидаемому. эффект возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит не соответствующий действительности характер. Эффект новизны при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому последняя, то есть более новая информация. Ошибка близости проявляется, когда оцениваемый сравнивается с другими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо. 57

Эффект снисходительности тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств. Логическая ошибка суть в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессивности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергичности. Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей и событий. Ошибка привлекательности и взаимной симпатии - заключается в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается. Люди, которые нам привлекательны получают завышенные оценки, и наоборот. Люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаимной любовью и награждаются завышенными оценками 58

Различия могут быть обусловлены к чертами характера, образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, факторами, связанными с процессом социализации личности. Встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов. 59

«Агрессивисты» - постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают. «Жалобщики» всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность. «Молчуны» спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят. «Сверхпокладистые»согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. «Вечные пессимисты» всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится. «Всезнайки» считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как «бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли. 60

«максималисты» хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; «скрытные» держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно; «невинные лгуны» заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что нет; «ложные альтруисты» якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации. 61

Демонстративность повышенная способность к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости. Педантичность ригидные, инертные, «тяжелые» на подъем, длительно переживают травмирующие события. В конфликты вступают редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе -бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований. Застревание склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей. Гипертимность постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. С трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество. 62

Дистимность характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленно­стью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чув­ством справедливости. Тревожность основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью. Экзальтированность лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая кон­тактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта. Эмотивность это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью. Циклотимность характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми. 63

латентная стадия (предконфликтная ситуация), стадия открытого конфликта, стадия разрешения (завершения) конфликта. 64

На скрытой (латентной) стадии возникают причины и главные участники; могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию. На открытой стадии: переход сторон к конфликтному поведению Действия направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. расширение числа участников; нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным; смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.; возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации. Эскалация - интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга. 65

трансформация объективных факторов, породивших конфликт; преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон. Частичное разрешение : прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившая конфликтное поведение. Полное разрешение : преобразуются оба компонента конфликтной ситуации и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов. 66

По сторонам конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные). По характеру потребностей (материальные, статусно – ролевые, духовные). По направленности (горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе. Вертикальные между подчиненными и начальством). По протяженности (кратковременные, быстротечные, длительные.) По результативности. Конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы характер сотрудничества, кооперации). Деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации. 67

Структурно – функциональный Процессуально – динамический Метод типологизации Прогностический. Обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта Разрешительный. нацелен на практические задачи управления конфликтом 68

Структурно-функциональный метод Способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Рассматривает явления в статике. Помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Рассматривает совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования. 69

Процессуально - динамический метод, позволяет углубить исследование конфликта. Определяет основные этапы или стадии развития конфликта. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. 70

Прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие Совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, стратегия компромисса, взаимных уступок. 71

Основные модели разрешения: «победительпобежденный», «победительпобедитель», «побежденныйпобедитель», «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша», «синтез конфликтующих противоположностей» и др 72

придание образовательному процессу творческого характера; обеспечение мотивации образовательной деятельности; построение работы в соответствии с закономерностями становления психических функций школьников разных возрастных групп; обеспечение ученикам успешности в любых видах деятельности; рациональная организация двигательной активности учащихся; обеспечение адекватного восстановления сил. 73

Прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон полного подчинения другой. Преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе: взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. 74

Конфликт разрешается полностью, если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета). Неполное разрешение, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п. Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. 75

Подавление конфликта Насильственное устранение одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Отмена конфликта попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе. 76

1. Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства. 2. Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить. 3. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, человеческих. 77

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы. Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым. Стиль приспособления когда субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него. 78

Стиль сотрудничества. Субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль компромисса. Обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой. 79

Переговоры совместное обсуждение конфликтующими сторонами свозможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Если же переговоры понимаются как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон. При такой переговоров обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, что способствует сохранению основы для согласия. 80

«Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров, отделите человека от проблемы». «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». «Разработайте взаимовыгодные варианты». «Найдите объективные критерии». 81

«4-шаговый метод». В основе - два правила: «не прерывайте общения», ибо отказ от общения порождает и означает конфликт; «не применяйте силовых игр, чтобы выиграть в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов». 82

Компромисс (от лат. compromissum) означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией. Компромиссы вынужденные и добровольные. Вынужденные неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются разнообразные партийные блоки и политические коалиции. 83

84

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;статье 1 2) процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения; 3) медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора; 4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий; 5) соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением; 6) соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами; 7) медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. 85

Организация служб школьной медиации в образовательных органы учреждения Письмо Минобрнауки России от N ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации" (вместе с "Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях«) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8 ноября 2013 г. N ВК-54/07 вн 86

Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; 87

формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 88

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации; мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода "Школьная медиация"; провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей); организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации; обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу "Школьная медиация"; установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. 89

Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации; Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и преподавателей; Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации. 90

решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны; ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем берут на себя сами конфликтующие стороны; ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые); путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку цель и у тех и у других одна – чтобы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей. 91

Школьная медиация: имеет свои довольно четкие границы применения. Не все конфликты можно разрешить, используя этот метод. На практике часто школьные медиаторы сталкиваются либо с отсутствием настоящего конфликта, либо им предлагают разрешить проблемы, которые не входят в их компетенцию (например, когда речь идет о конфликте, который может разрешить только департамент образования); требует активной, заинтересованной и ответственной позиции взрослого, который будет поддерживать ребят, будет направлять их к тем, кто поссорился; часто наталкивается на недопонимание со стороны педагогов, которым страшно доверить детям решение конфликтов; теряет свой авторитет, если внедряется по «указке сверху». Именно по этой причине медиацию мало поддерживает школьная администрация и педагоги. 92

93