ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ. Программа воспитания и социализации Программа здоровьесбере жения Программа внеурочной деятельности Программа начальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Advertisements

Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МОУ – Теренгульская СОШ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Психологические особенности подросткового возраста.
Транксрипт:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа воспитания и социализации Программа здоровьесбере жжения Программа внеурочной деятельности Программа начальной школы Программа основной школы Программа УУД Система оценивания Программа работы с одаренными детьми Программа коррекционной работы В ы п у с к н и к ш к о л ы Программа развития школы

Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Воспитание социализация Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный воспитание –дискретный (прерывный) процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. 7

социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Социализация - интеграция в определенную среду. Возможны две формы социализации:

изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней.

Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум индивид способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора

Дезадаптация Социализация Приспособление и обособление

Формирование социально успешной личности изучение личности ребенка (диагностика уровня воспитанности); создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха; педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей; личный пример и социальная активность педагога, определение идеала для подражания; закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей; накопление социального опыта в различных видах деятельности; организация детского самоуправления и разумного занимательного досуга; закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

Средства формирования социально успешной личности: изменение социальной ситуации развития обучающихся: –внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении; –формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых; –обеспечение педагогической и психологической поддержки обучающихся в самореализации и самоопределении; повышение социальной компетентности и социальной активности участников педагогического процесса: –организация совместной деятельности, самоуправление, участие в общественно-значимых делах; –формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни; расширение социально-развивающего пространства: –открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования; –повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).

Технологии Личностно-ориентированного воспитания; Партнерского воспитания; Социального проектирования; Социального воспитания; Коллективного творческого воспитания И.П. Иванова; Перспективно-опережающего обучения; Критического мышления; Исследовательские технологии, в том числе с элементами ТРИЗ; Информационные технологии; Интенсификации обучения (обеспечивают бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха); Уровневой дифференциации; Здоровьесберегающие.

Виды деятельности и формы их реализации Индивидуальные и групповые поручения Формы реализации: система чередования поручений, дежурства, инициативные группы, советы дела, индивидуальная работа. Классное собрание Формы реализации: беседы, игры, экскурсии, встречи, диспуты, дискуссии, собрания, тренинги. Соревнование Формы реализации: итоги конкурсов и соревнований на основании соответствующих «Положений»; смотры, выставки; формы демонстрации: графические, игровые, балльные. Самоуправление Формы реализации: конкурсы, субботники, символика школы (флаг, вымпелы, ленты), форма для членов клубов, знаки отличия.

Участие в жизни класса и школы социально успешных значимых взрослых Формы реализации: классные часы, проектная деятельность, встречи, вечера, экскурсии. Шефство старших учащихся над младшими, волонтерская деятельность Формы реализации: возрождение вожатского движжения, шефской помощи; развитие опыта организации и проведения учащимися старших классов мероприятий для младших детей (путешествие по школе, викторины, спортивные состязания); взаимодействие разных ступеней школы при проведении декад, планировании совместных мероприятий, обмене информацией; соблюдение принципов преемственности; тренинги, «телефон доверия»; социальная практика учащихся. Ведение летописи, создание музея Формы реализации: школьные СМИ (газета, журнал, альманах, радио, телевидение), размещение материалов в городской газете, проведение анкетирования, опросов, школьного мониторинга, деятельность музейных экспозиций, поисковая работа.

Основные направления деятельности школы в системе социального воспитания: –Передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, и ее самоактуализации в ближайшем окружении; –Создание воспитывающей социальной среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм; –Процессы ресоциализации и социальной реабилитации предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включение их в жизнь.

Стандарт Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить: последовательный переход обучающихся от неосознанных взаимодействий к осознанной социальной деятельности, ориентированной на созидательные результаты совершаемых поступков и социально значимых действий; целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, условия для приобретения позитивно-рефлексивного опыта жизнедеятельности обучающихся, их самоопределения в окружающем поликультурном пространстве; формирование социальных компетенций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления; формирование воспитательной системы образовательного учреждения, саморазвивающейся в направлениях общественно значимых видов деятельности обучающихся.

учитель; классный руководитель; педагог дополнительного образования. Педагогические работники, осуществляющие деятельность

Стандарт второго поколения определяет компоненты социального опыта школьников: готовность к сотрудничеству; владение высшими видами игры; проявление творчества, инициативы и ответственности в реализации поставленных педагогом задач; выполнение общественно-значимых поручений; применение навыков самоорганизации и самообладания; управление проявлениями своих эмоций; проявление толерантности к окружающей действительности; стремление любить и ценить природу, быть защитником флоры и фауны; сохранение и укрепление своего здоровья; принятие ценности семьи, общества, школы, коллектива и стремление следовать им.

Социализация через: Социальное проектирование : Социальный опыт: 1. Социальные пробы. 2. Социальная практика. Социальный проект.

Составляющие социального опыта как планируемого образовательного результата

Показатели сформированности социального опыта Интегральны е параметры социального опыта Характеро ло- гические проявления параметров социальног о опыта Показатели сформированности социального опыта Содержательн ый Представлен ия о главных жизненных ценностях Ориентация на главные жизненные ценности, проективность представлений о своей жизни Позиционно- оценочный Самооценка Проявление рефлексивности, характер самооценки Функциональн ый Стиль жизни Социальная активность

Уровни социального опыта Уровень Характеристика детей Низкий Социально пассивные учащиеся с низким уровнем общего развития и культуры. Личностная рефлексивность еще не актуализирована, критичность отсутствует, в ситуациях самооценки часто отмечен уход от ответа или «восхваление» себя. Проявляется прямая ориентация на взрослых, представления о себе как члене общества нечеткие.

Средний Обучающиеся, стабильно ориентированные на жизненные ценности и образ жизни, ожидаемые школой: хорошо учатся, много читают, занимаются в кружках и спортивных секциях. Но сфера самопознания еще выражена слабо, хотя они осознают некоторые свои недостатки и искренне стремятся их исправить. Самооценка адекватна ситуативно. Отмечается значительная зависимость самооценки и ценностных отношений от мнения и оценки взрослых (школьного учителя и родителей). Преобладает репродуктивно- исполнительская активность.

Высокий Ценностные ориентации не только проявляются в вербальной форме (отдельные суждения, высказываемые при опросе), но и прослеживаются как достаточно устойчивые предпочтения в реальном поведении. Самооценка адекватная, достаточный уровень критичности (отмечается стремление иметь свою позицию и ее отстаивать). В социальной деятельности активны и инициативны. Как признаки этого уровня социального опыта фиксируются и такие проявления обучающегося: он осознает, что конкретно ему нравится или не нравится в окружающих людях, в самом себе; он способен объяснить главные жизненные ориентиры своей будущей жизни (профессию, увлечения, семейные планы), у него в соответствии с этим уже начинают определяться познавательные интересы в учебной и досуговой деятельности.

Требовани я стандарта Филологи я Матема тика Окружающ ий мир Основы духовно - нравств. культур ы Искусство Технолог ия Физиче ская культур а Предметны е опыт специфичес кой учебному предмету деятельност и; опыт преобразов ания и применения знаний Овладение орфоэпиче скими, лексически ми, грамматич ескими нормами, культурой устной и письменно й речи Использ ование математ ических знаний для описани я, объясне ния предмет ов, процесс ов и явлений Осознание целостност и окружающе го мира; понимание роли России в мировой истории; значения роли экологичес кого равновеси я Знакомс тво с основны ми нормами светской и религиоз ной морали Овладение практически ми умениями и навыками изобразите льного, вокального творчества; основами музыкально й культуры на материале искусства родного края Представ ление о созидател ьном, нравстве нном значении труда; освоение приемов ручного труда, правил техники безопасн ости Развити е основн ых физиче ских качеств: силы, быстрот ы, выносл ивости, гибкост и, координ ации, воли Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников.

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требовани я стандарта Филологи я Матем атика Окружаю щий мир Основы духовно - нравств. культур ы Искусств о Техноло гия Физи ческа я культ ура Метапред метные: универсал ьные учебные действия (познавате льные, регулятивн ые, коммуника тивные) Опыт учебных действий с языковыми единицами ; умение использов ать знания для решения познавател ьных, практическ их и коммуника тивных задач; опыт пользован ия словарями и энциклопе диями Овладение основа ми логиче ского и алгори тмичес кого мышле ния. Матем атическ ой речью; первон ачальн ое предст авлени е об ИКТ Овладени е способам и изучения природы и общества ; опыт поиска информа ции из различны х источнико в; опыт природоо хранной деятельн ости Опыт коммуни кативной деятельн ости с представ ителями иной культуры, нации, веры; осознани е ценности человече ской жизни Овладен ие способам и решения проблем поисковог о и творческ ого характер а; опыт разработ ки сценарие в праздник ов, ритуалов, связанны х с традиция ми страны, края. ОУ Опыт продукти вно- преобра зователь ной деятель ности; привычк а бережно го отношен ия к материа льным и духовны м ценност ям Опыт самоо ргани зации режи ма дня, физич еской нагру зки; овлад ение ценно стью здоро вого образ а жизни

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требован ия стандарта Филология Математик а Окружающи й мир Основы духовно- нравств. культуры Искусство Технологи я Личностн ые мотивация к обучению; ценностно - смысловы е установки; социальн ые компетент ности; нравствен ные позиции; основы гражданск ой идентично сти Представление о языковом и культурном многообразии России; осознание значимости чтения для личностного развития; опыт общения с носителями иного языка, иной культуры; культура устной и письменной речи; опыт диалоговых отношений; становление этнокультурной идентичности как основы гражданственнос ти в процессе изучения фольклора. Развитие пространст венного воображен ия; опыт измерения, расчетов и рефлексив ной оценки результато в деятельнос ти; опыт применени я математич еских знаний в преобразов ательной деятельнос ти Уважительно е отношении к стране, родному краю, семье, истории и культуре России, историческо й памяти народа; чувство гордости за свершения, открытия, победы своего народа; проявление внимания, милосердия и заботы к тем, кто нуждается в поддержке; потребность в природоохра нной деятельност и Становлени е внутренней установки поступать по совести; эмоциональ но- нравственн ая отзывчивос ть; осознание ценности человеческ ой жизни; формирование опыта предупрежд ения и разрешения конфликтн ых ситуаций; развитие толерантно сти, терпимости к иному Формирован ие эстетически х потребносте й, ценностей; развитие эстетически х чувств и художествен ного вкуса; развитие потребности опыта творческой деятельност и в конкретном виде искусства; бережное, отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности Развитие навыков самообслу живания, овладение технологич ескими приемами ручной обработки материало в; формирование этнокультур ной идентичнос ти на основе овладения приемами народного декоративн о- прикладног о искусства

Программа воспитания и социализации обучающихся

Нормативно-правовая и документальная основа

Закон «Об образовании»; ФГОС начального общего образования второго поколения (Воспитательный компонент Федерального государственного образовательного стандарта сегодня представлен проектами двух документов: 1. Первый документ – «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования» 2. Второй документ представлен проектом «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно- нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования»); Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составляется с учетом: культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов: 1. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» 2. «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу

3. «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» содержит общие задачи воспитания, которые систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников

4. «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно- деятельностный, развивающий).

5. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» 6. «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» - определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.

Общие задачи воспитания и социализации младших школьников: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой деятельности. формирование основ морали. формирование основ нравственного самосознания личности (совести). формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей. осознание младшим школьником ценности человеческой жизни. формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения.

В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно- историческими и этническими традициями российской семьи.

Заключение Принципы воспитания – это основные, исходные положжения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания различных категорий населения. Принципы воспитания – гуманистический, природосообразности, культуросообразности, вариативности и диалогичности. Выбор принципов зависит от категории населения и группы воспитуемых. Таким образом, социальное воспитание различных категорий населения – процесс идущий параллельно с социализацией, ограниченный во времени, осуществляемый в соответствии с принципами и особенностями общества.