Исследовательская работа: «Темперамент как психологическая характеристика личности» Научно-практическая конференция «Шаг в науку» для учащихся 5 – 11 классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Advertisements

Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Значение темперамента в профессиональном самоопределении.
1 Сфо рмир оват ь поня тие темп ерам ент и хара ктер, опре дели ть тип темп ерам ента 2 Развивать знания и умения при работе с прикладными программами.
Психологический портрет личности: темперамент и характер.
Темперамент Педагог – психолог МБОУ ДОД ЦДТ г. Томари Сахалинской области Игонина Ольга Петровна.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Личностная психологическая диагностика учащихся. Знание особенностей личности ребенка:
Научный руководитель: Корчагина В.В. Работу выполняли: Карина Кочарова Наталья Лысенко Наталья Лысенко Ольга Ковпак Ольга Ковпак Алиса Твердохлеб Алиса.
Презентация на тему: Темперамент. Понятие темперамент Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики,
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Темперамент продолжение. Цели урока Раскрыть особенности и преимущества каждого из типов темперамента Определить тип своего темперамента Развивать навыки.
Гуморальные теории темперамента. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» крови, флегмы, желтой желчи и черной.
Воля - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Функции: побудительная (борьба с препятствиями)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ – СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ. Девиз специального курса «Встреча с самим собой»: Познай самого себя.
Темперамент и его виды. Темперамент ( от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей ) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности,
Природные свойства нервной системы.. Цель урока: Раскрыть понятия «темперамент», «характер» Научить определять тип темперамента Познакомить с проявлением.
ЧеловекЧеловек Мы часто говорим: У меня такой характер (темперамент). А что это такое?
Психологический портрет личности: темперамент и характер 7 класс. Обществознание.
Транксрипт:

Исследовательская работа: «Темперамент как психологическая характеристика личности» Научно-практическая конференция «Шаг в науку» для учащихся 5 – 11 классов Работу выполнила: Абуталипова Карина Класс: 5 Учреждение: МОУ СОШ 17 Руководители работы: Абуталипова Т.В., педагог-психолог; Куликова Л.А., учитель биологии

Введение Актуальность исследования. Проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально- устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Исходя из актуальности исследования, можно выделить цель исследования: изучение индивидуальных особенностей личности. Поставленная цель требует решения следующих задач: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме. 2. Раскрыть сущность понятия «темперамент». Опробовать практическое применение теста Айзенка. Объект исследования: индивидуальные различия между людьми. Предмет исследования: личность как относительно устойчивая совокупность её индивидуальных особенностей. Гипотеза исследования: при всем разнообразии подходов в изучении темперамента, признать, что темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Методы исследования: опрос, статистическая обработка материала

Общее понятие о темпераменте Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Типологии темперамента Типы темперамента Гиппократа Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных соков организма крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате De temperamentum (лат. соразмерность, правильная мера). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis кровь), флегматика (от греч. phlegma флегма), холерика (от греч. chole желчь), меланхолика (от греч. melas chole черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий. Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из Трех мушкетеров А. Дюма.Сангвиника Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из Трех мушкетеров А. Дюма.Холерика Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из Трех мушкетеров А. Дюма.Флегматика Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из Трех мушкетеров А. Дюма.Меланхолика

Типы темперамента Павлова Типы темперамента И.П. Павлова Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания), подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов по Павлову даёт объяснение классическим темпераментам Гиппократа: - сангвиник, имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; - холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; - флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; - меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.

Личностная теория Г. Айзенка Г. Айзенк, автор популярного теста EPI, разработал несколько иную типологию человеческих темпераментов. Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием мо­мента, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролиру­ются, на него не всегда можно положиться. Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои дейст­вия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно от­носится к принятию решений, любит во всем порядок, контроли­рует свои чувства, не выходит из себя, редко поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устой­чивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность не­стабильность). На полюсе эмоциональ­ной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адап­тированный тип. При комбинации данных двух факторов выделяются четыре типа темпераментов: - устойчивые и общительные люди; - устойчивые и необщительные люди; - неустойчивые общительные и неустойчивые; - необщительные люди.

Рисунок 1. Четыре типа темперамента по Г. Айзенку

Методика исследования. Подростковый опросник Айзенка Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально- психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году. Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», ес­ли отрицательно не согласен, то знак «–». Отвечайте на вопро­сы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Ключи к тесту: Шкала экстраверсии-интроверсии: - ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56. Шкала нейротизма: - ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55. Шкала лжи: - ответ «да» по вопросам: 3, 23, ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45

Числовые значения теста: Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интроверсии Интраверсия Экстраверсия значительнаяумеренная значительная 1–78–1112–1819–24 Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность высокаясредняявысокаяочень высокая до 1011–1415–1819–24 Оценочная таблица для шкалы нейротизма По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельст­ вует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в по­ведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку

Рисунок 2. Двухфакторная модель Г. Айзенка

Результаты исследования В проведении опроса подросткового варианта по Г. Айзенку приняли участие 21 учащийся 5 класса. Опрос был проведён в групповой форме, без подписи бланков. 21 учащихся составили 100%. 1 человек – 4, 76%. При обработке полученных данных мы получили следующий результат: флегматик – 1 человек, меланхолик – 2 человека, сангвиник – 5 человек, холерик - 13 человек. Что соответственно: флегматик – 5%, меланхолик – 9,5%, сангвиник – 23% и холерик – 62,5%.

Вывод: Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходи­мо учитывать в процессе социализации при индивидуальном подходе к обучению и воспита­нию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. социализации